Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Небольшие специальные школы (до 50 человек), куда зачисля­ют детей разного возраста с различной, но чаще умеренной, степе­нью интеллектуального снижения.

2. Однородные по составу специальные классы при общеобра­зовательной школе, которые комплектуются в соответствии с воз­растом и интеллектуальными возможностями учеников. Наполняе­мость классов - 12 - 17 человек с легкими степенями интеллектуаль­ного снижения.

3. Неградуированные специальные классы, в которые могут быть зачислены дети в возрасте от 6 до 16 лет, имеющие различные ум­ственные и возрастные особенности. Име­ют меньшую наполняемость. Данная форма помощи оптимальна для небольших городов и поселков.

4. Модифицированные специальные классы при школах с небольшим количеством учащихся. В рабо­те с детьми используются несколько вариантов оказания помоши. Часть учебного дня их учит педагог класса, затем на оставшееся учеб­ное время их размещают по обычным классам, где их продолжает курировать определенный отдельный учитель.

Активное участие государства в становлении специального образования и начало реформ (1960-1975 гг.)

На решение проблем образования, в частности на строительство колледжей, Федеральное правительство выделило значительные сред­ства. Кроме того, государство финансирует различные образователь­ные программы, например, «Корпус учителей», согласно которой оплачивается привлечение профессионалов к обучению детей из семей национальных меньшинств, а также из семей с низкими до­ходами.

Это содействует принятию закона «О начальном и среднем образовании» (1965), который предусматривал усиление финансирования начального и среднего образования детей из экономически незащищенных слоев населения, а также детей с ограниченными возможностями.

Заинтересованность правительства проблемами спе­циального образования и поддержки отчасти была вызвана личны­ми причинами - сестра президента Д. Кеннеди страдала слабоумием. Поэтому первым в деятельности правительства и президента стало создание в 1961 г. Президентской комиссии по вопросам умственной отсталос­ти, в которую вошли специалисты разных про филей - педагоги, психологи, социальные работники, юристы, врачи

Юридическое и законодательное оформление рекомендаций ко­миссии претворялось в жизнь уже правительствами Л. Джонсона и Р. Никсона. В 1966 г. был принят закон, направленный на совершенствование работы закрытых уч­реждений, дневных школ, а также школ для слепых и глухих детей. В том же году были узаконены Национальный совещательный коми­тет по аномальным детям, Бюро по образованию аномальных - орга­ны административного наблюдения за выполнением постановлений правительства. На основании поправок к закону о профессиональном образовании 10 % средств государственного финансирования образо­вания направлялось на совершенствование обучения детей с ограниченными возможностями.


В 1965 г. президентом Л. Ддонсоном был подписан закон о созда­нии «Национального технологического института для глухих».

В 1970 г. в виду поправок к Закону о начальном и среднем образовании было решено относиться ко всему контин­генту «особых» детей и подростков как к единой целевой группе.

В 1973 г. вступил в силу один из важнейших в истории специаль­ного образования страны законодательный акт «О профессиональ­ной реабилитации». Наиболее значимым в нем был раздел 504, который запрещал любую форму дискриминации при получении представи­телями «особых категорий» образовательных, социальных услуг, а также при трудоустройстве.

Не менее значимым фактом, оказавшим влияние на совершен­ствование законодательства в США в отношении лиц с нарушения­ми развития, стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декла­рации об общих и особых правах граждан с ограниченными возможностями (1971), в которой были сформулированы основные права этих людей. Этот процесс получил особую известность. Рассматривался вопрос о правомерности исключения детей и подростков с выраженной интеллек­туальной недостаточностью из государственных школ. В результате вышел запрет исполнительной власти штата исключать умственно отсталых детей из школ и отстранять их от участия в обучении. Кроме того, штат обязывался предоставлять всем детям и подросткам в возрасте от 6 до 21 года свободный доступ к получению образования и обеспечивать бесплатное образование умственно отсталых детей в соответствии с их способностями.

Государственные реформы специального образования (1975 - 1990 гг.)

Экономический подъем и относительная экономическая стабилизация наступили только в начале 90-х г. прошлого столетия и связаны с деятельно­стью администрации Б. Клинтона. Правительству удалось провести через конгресс ряд законов, направленных на оздоровление амери­канской экономики - об увеличении занятости населения и тру­доустройстве, о реформировании государственного страхования, здравоохранения и образования.

Принятие закона «Об образова­нии всех аномальных (1975) знаменовало начало радикальной ре­формы специального образования. Этот закон представлял собой последовательный, целостный общегосударственный акт, гарантировал бесплатное специальное образование де­тей и подростков с отклонениями в развитии всех категорий, утвер­ждал целевое государственное финансирование специального обра­зования в масштабах всей страны.



Согласно закону, значительно расширились права родителей «особых» детей. В нем говорилось, что: родители имеют право знать все об успеваемости детей; их следует уведомлять о необходимости диагностического обследования ребенка, а также о любом изменении, касающемся места обучения и его программы; их надо информировать обо всех использованных, но не подо­шедших ребенку вариантах обучения; предоставлять им описание диагностических процедур, обусловивших направление в программу специального обучения; требуется согласие родителей для осуществления такого направ­ления после первичной оценки состояния ребенка; родители или лица, их заменяющие, могут обжаловать в суде (как дискриминационные) решения, касающиеся оценки состояния ребенка или его помещения в ту или иную учебную структуру; в случае несогласия с решением школы родители имеют право требовать проведения независимой оценки. При этом все затраты, связанные с такой оценкой, берет на себя школьное агентство, которое несет ответственность за любой конфликтный случай.

Одной из новых форм оказания помощи детям с ограниченными возможностями стало создание сети учреждений для оказания об­разовательных и терапевтических услуг дошкольникам - детям от 3 до 5 лет. Среди нуждающихся в такой помощи большую часть составляли дети с выраженной задержкой развития, с физическими и/или психическими нарушениями. Основными фор­мами оказания им помощи были: надомное посещение (визитиро­вание); помощь, организованная в условиях специального класса, детского сада (выезд специалистов в детские учреждения или прове­дение специальных занятий в условиях школ либо центров дневно­го пребывания).

Основные тенденции и проблемы развития специального образования на современном этапе

Последнее десятилетие ХХ - начало XXI в. ознаменовались дальнейшим развитием обшего образования, что наглядно проявилось в усилении внимания к содержанию и качеству обучения. Довольно остро был поставлен вопрос о разработке единых стандартных требований к знаниям школьников, в связи с чем в 1991 г. создается Национальный совет по стан­дартам и тестированию.

В 90-х г. были приняты такие важные законы, как «Американ­цы с отклонениями», «О помощи лицам с отклонениями в развитии» и «Билль о правах» и ряд существенных поправок к закону «Об об­разовании всех аномальных» (в дальнейшем стал называться «Об образова­нии лиц, имеющих нарушения»). Отличительной особенностью законов данного периода стало обязательное соблюдение требований политической корректности при характеристике и ис­пользовании терминологии, при описании различных состояний.


Важными для развития специального образования яви­лись поправки к закону «Об образовании всех аномальных» в 1997 г. В них содержались указания на необходимость проведения обязательного итогового тестирова­ния на право получения сертификата о среднем образовании и уча­стия в нем людей с отклонениями в развитии; на пересмотр критериев диагностики школьников, имеющих нару­шения развития; расширение прав родителей в выборе образователь­ных услуг для ребенка; исключение неуспевающих детей и подростков из числа учащих­ся, нуждающихся в специальном образовании; сужение возрастных границ для детей с отклонениями в развитии; применение дисциплинарных взысканий к «особым» детям; усиление юридических прав образовательных агентств штатов; соответствие деятельности парапрофессионалов стандартам, принятым в том или ином штате.

Большое внимание уделялось проведению общегосударственного итогового тестирования, которое должны проходить все школьники с нарушения­ми развития.  Школьники, которые не могли участвовать в таком тестировании, проходили альтернативное тестирование.

Конкретизировалось само понятие «отклонение в развитии», под­черкивалась возможность применения этого термина только по от­ношению к детям и подросткам в возрасте от 3 до 19 лет.

Также в 90-х г. прошедшего столетия усилилось движение за проведение реформы специального образования и изменение модели размещения детей с ограниченными возможностями.

Работа ассоциации во многом способствовала созданию Прези­дентской комиссии по вопросам реформы и интеграции в области специального образования при Совете «особых» детей, которая под готовила проект закона о школах «включения».

Помощь детям и подросткам, по жела­нию родителей, оказывается не только в общеобразовательных школах, но и в специальных классах, специальных школах, а также закрытых учреждениях. Такие дневные школы и школы-интернаты существуют для глухих, для слепых, для глубоко умственно отсталых детей, а также для детей с нарушениями поведения.

В последние годы действуют несколько типов учреждений. Большинство из них составляют так называемые «конгригейтные», или целостные, учреждения. Они являются либо государственными, либо частными; персонал занимается опекой, обучением и предоставлением воспитанникам медицинских, терапевтических, образовательных услуг.


Другая разновидность закрытых учреждений - заведения семейного типа. Здесь заботу об «особых» людях берут на себя родители или лица, их заменяющие.

Третий тип «закрытого учреждения» - собственный дом, если ребенок с ограниченными возможностями является его владельцем, или если дом принадлежит родственникам. Важное условие содержания глубоко умственно отсталого человека дома - обязательное его обслуживание группой специалистов (не менее шести человек).