Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Небольшие специальные школы (до 50 человек), куда зачисляют детей разного возраста с различной, но чаще умеренной, степенью интеллектуального снижения.
2. Однородные по составу специальные классы при общеобразовательной школе, которые комплектуются в соответствии с возрастом и интеллектуальными возможностями учеников. Наполняемость классов - 12 - 17 человек с легкими степенями интеллектуального снижения.
3. Неградуированные специальные классы, в которые могут быть зачислены дети в возрасте от 6 до 16 лет, имеющие различные умственные и возрастные особенности. Имеют меньшую наполняемость. Данная форма помощи оптимальна для небольших городов и поселков.
4. Модифицированные специальные классы при школах с небольшим количеством учащихся. В работе с детьми используются несколько вариантов оказания помоши. Часть учебного дня их учит педагог класса, затем на оставшееся учебное время их размещают по обычным классам, где их продолжает курировать определенный отдельный учитель.
Активное участие государства в становлении специального образования и начало реформ (1960-1975 гг.)
На решение проблем образования, в частности на строительство колледжей, Федеральное правительство выделило значительные средства. Кроме того, государство финансирует различные образовательные программы, например, «Корпус учителей», согласно которой оплачивается привлечение профессионалов к обучению детей из семей национальных меньшинств, а также из семей с низкими доходами.
Это содействует принятию закона «О начальном и среднем образовании» (1965), который предусматривал усиление финансирования начального и среднего образования детей из экономически незащищенных слоев населения, а также детей с ограниченными возможностями.
Заинтересованность правительства проблемами специального образования и поддержки отчасти была вызвана личными причинами - сестра президента Д. Кеннеди страдала слабоумием. Поэтому первым в деятельности правительства и президента стало создание в 1961 г. Президентской комиссии по вопросам умственной отсталости, в которую вошли специалисты разных про филей - педагоги, психологи, социальные работники, юристы, врачи
Юридическое и законодательное оформление рекомендаций комиссии претворялось в жизнь уже правительствами Л. Джонсона и Р. Никсона. В 1966 г. был принят закон, направленный на совершенствование работы закрытых учреждений, дневных школ, а также школ для слепых и глухих детей. В том же году были узаконены Национальный совещательный комитет по аномальным детям, Бюро по образованию аномальных - органы административного наблюдения за выполнением постановлений правительства. На основании поправок к закону о профессиональном образовании 10 % средств государственного финансирования образования направлялось на совершенствование обучения детей с ограниченными возможностями.
В 1965 г. президентом Л. Ддонсоном был подписан закон о создании «Национального технологического института для глухих».
В 1970 г. в виду поправок к Закону о начальном и среднем образовании было решено относиться ко всему контингенту «особых» детей и подростков как к единой целевой группе.
В 1973 г. вступил в силу один из важнейших в истории специального образования страны законодательный акт «О профессиональной реабилитации». Наиболее значимым в нем был раздел 504, который запрещал любую форму дискриминации при получении представителями «особых категорий» образовательных, социальных услуг, а также при трудоустройстве.
Не менее значимым фактом, оказавшим влияние на совершенствование законодательства в США в отношении лиц с нарушениями развития, стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации об общих и особых правах граждан с ограниченными возможностями (1971), в которой были сформулированы основные права этих людей. Этот процесс получил особую известность. Рассматривался вопрос о правомерности исключения детей и подростков с выраженной интеллектуальной недостаточностью из государственных школ. В результате вышел запрет исполнительной власти штата исключать умственно отсталых детей из школ и отстранять их от участия в обучении. Кроме того, штат обязывался предоставлять всем детям и подросткам в возрасте от 6 до 21 года свободный доступ к получению образования и обеспечивать бесплатное образование умственно отсталых детей в соответствии с их способностями.
Государственные реформы специального образования (1975 - 1990 гг.)
Экономический подъем и относительная экономическая стабилизация наступили только в начале 90-х г. прошлого столетия и связаны с деятельностью администрации Б. Клинтона. Правительству удалось провести через конгресс ряд законов, направленных на оздоровление американской экономики - об увеличении занятости населения и трудоустройстве, о реформировании государственного страхования, здравоохранения и образования.
Принятие закона «Об образовании всех аномальных (1975) знаменовало начало радикальной реформы специального образования. Этот закон представлял собой последовательный, целостный общегосударственный акт, гарантировал бесплатное специальное образование детей и подростков с отклонениями в развитии всех категорий, утверждал целевое государственное финансирование специального образования в масштабах всей страны.
Согласно закону, значительно расширились права родителей «особых» детей. В нем говорилось, что: родители имеют право знать все об успеваемости детей; их следует уведомлять о необходимости диагностического обследования ребенка, а также о любом изменении, касающемся места обучения и его программы; их надо информировать обо всех использованных, но не подошедших ребенку вариантах обучения; предоставлять им описание диагностических процедур, обусловивших направление в программу специального обучения; требуется согласие родителей для осуществления такого направления после первичной оценки состояния ребенка; родители или лица, их заменяющие, могут обжаловать в суде (как дискриминационные) решения, касающиеся оценки состояния ребенка или его помещения в ту или иную учебную структуру; в случае несогласия с решением школы родители имеют право требовать проведения независимой оценки. При этом все затраты, связанные с такой оценкой, берет на себя школьное агентство, которое несет ответственность за любой конфликтный случай.
Одной из новых форм оказания помощи детям с ограниченными возможностями стало создание сети учреждений для оказания образовательных и терапевтических услуг дошкольникам - детям от 3 до 5 лет. Среди нуждающихся в такой помощи большую часть составляли дети с выраженной задержкой развития, с физическими и/или психическими нарушениями. Основными формами оказания им помощи были: надомное посещение (визитирование); помощь, организованная в условиях специального класса, детского сада (выезд специалистов в детские учреждения или проведение специальных занятий в условиях школ либо центров дневного пребывания).
Основные тенденции и проблемы развития специального образования на современном этапе
Последнее десятилетие ХХ - начало XXI в. ознаменовались дальнейшим развитием обшего образования, что наглядно проявилось в усилении внимания к содержанию и качеству обучения. Довольно остро был поставлен вопрос о разработке единых стандартных требований к знаниям школьников, в связи с чем в 1991 г. создается Национальный совет по стандартам и тестированию.
В 90-х г. были приняты такие важные законы, как «Американцы с отклонениями», «О помощи лицам с отклонениями в развитии» и «Билль о правах» и ряд существенных поправок к закону «Об образовании всех аномальных» (в дальнейшем стал называться «Об образовании лиц, имеющих нарушения»). Отличительной особенностью законов данного периода стало обязательное соблюдение требований политической корректности при характеристике и использовании терминологии, при описании различных состояний.
Важными для развития специального образования явились поправки к закону «Об образовании всех аномальных» в 1997 г. В них содержались указания на необходимость проведения обязательного итогового тестирования на право получения сертификата о среднем образовании и участия в нем людей с отклонениями в развитии; на пересмотр критериев диагностики школьников, имеющих нарушения развития; расширение прав родителей в выборе образовательных услуг для ребенка; исключение неуспевающих детей и подростков из числа учащихся, нуждающихся в специальном образовании; сужение возрастных границ для детей с отклонениями в развитии; применение дисциплинарных взысканий к «особым» детям; усиление юридических прав образовательных агентств штатов; соответствие деятельности парапрофессионалов стандартам, принятым в том или ином штате.
Большое внимание уделялось проведению общегосударственного итогового тестирования, которое должны проходить все школьники с нарушениями развития. Школьники, которые не могли участвовать в таком тестировании, проходили альтернативное тестирование.
Конкретизировалось само понятие «отклонение в развитии», подчеркивалась возможность применения этого термина только по отношению к детям и подросткам в возрасте от 3 до 19 лет.
Также в 90-х г. прошедшего столетия усилилось движение за проведение реформы специального образования и изменение модели размещения детей с ограниченными возможностями.
Работа ассоциации во многом способствовала созданию Президентской комиссии по вопросам реформы и интеграции в области специального образования при Совете «особых» детей, которая под готовила проект закона о школах «включения».
Помощь детям и подросткам, по желанию родителей, оказывается не только в общеобразовательных школах, но и в специальных классах, специальных школах, а также закрытых учреждениях. Такие дневные школы и школы-интернаты существуют для глухих, для слепых, для глубоко умственно отсталых детей, а также для детей с нарушениями поведения.
В последние годы действуют несколько типов учреждений. Большинство из них составляют так называемые «конгригейтные», или целостные, учреждения. Они являются либо государственными, либо частными; персонал занимается опекой, обучением и предоставлением воспитанникам медицинских, терапевтических, образовательных услуг.
Другая разновидность закрытых учреждений - заведения семейного типа. Здесь заботу об «особых» людях берут на себя родители или лица, их заменяющие.
Третий тип «закрытого учреждения» - собственный дом, если ребенок с ограниченными возможностями является его владельцем, или если дом принадлежит родственникам. Важное условие содержания глубоко умственно отсталого человека дома - обязательное его обслуживание группой специалистов (не менее шести человек).