Файл: Московский городской педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще одна российская программа - «Молодая энергия» РусГидро. Программа «Молодая энергия» утверждена в 2013 году и реализуется в рамках Концепции опережающего развития кадрового потенциала РусГидро «От Новой школы к рабочему месту». Программа направлена на внедрение механизмов успешной социализации и профессионализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на выявление в таких детях склонности к изучению технических наук, получение ими инженерных специальностей. Система наставничества в РусГидро основывается на восьми типах ситуаций наставничества и соответствующих ролях наставника:

1) педагог-наставник: проводит обучение целевых групп наставляемых;

2) эксперт-наставник: оценивает и сопровождает будущих работников компании и кандидатов в кадровый резерв;

3) консультант-наставник: играет роль научного руководителя или научного консультанта для групп резервистов, для воспитанников детских домов;

4) технолог-наставник: проводит обучение в учебных центрах корпоративного университета;

5) руководитель-наставник: проводит обучение на рабочем месте;

6) визионер-наставник: работает с высшим руководством;

7) специалист-наставник: проводит обучение на рабочем месте в узкой профессиональной области;

8) наставник: проводит мероприятия для социальной адаптации и сопровождению детей-сирот.

Основной показатель эффективности реализации программы - количество детей-сирот, успешно адаптировавшихся к самостоятельной жизни, получивших среднее профессиональное образование, трудоустроившихся на объекты компании (или другие предприятия отрасли), прошедших период профессиональной адаптации. В программе «Молодая энергия» впервые создана система взаимодействия компании и детских домов, когда дети могут найти свое место в жизни и подготовиться к получению необходимых РусГидро профессий.

Отдельного внимания заслуживает опыт национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ (инициатива Рыбаков Фонда), который является платформой для разных форм наставничества: от методик работы с подростками до профессиональной поддержки и бизнес-наставничества. В 2017 году в Центре развития ребенка «Шанс» в г. Ивантеевке Московской области прошла апробация методологии наставничества, разработанная МЕНТОРИ. Специалисты проводили весь цикл обучения кураторов, наставников, предоставляли пакет методических и практических пособий, обсуждали с руководством участие обучающихся в программе в каждом отдельном случае. Среди результатов работы – рост посещаемости учебных занятий, успешная сдача экзаменов. Результаты оценки системы наставничества были представлены на дискуссионной площадке «Современный руководитель: грани личности и черты эпохи» в рамках Гайдаровского форума – 2017, а также в статье «Наставничество как стиль работы современного руководителя» в журнале «Образование личности». Ресурсным центром МЕНТОРИ была разработана комплексная образовательная программа – Конструктор системы наставничества. Эта программа помогает системно запускать и реализовывать программы наставничества в организациях общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования – под задачи конкретной организации. Практическим системным инструментом для эффективного внедрения наставнической программы является комплект «Рабочие тетради наставника». Восемь рабочих тетрадей помогают наставникам организовать эффективное взаимодействие с наставляемым: от построения доверительных отношений до определения целей и движения к ним. Упражнения и задания в рабочих тетрадях могут быть использованы не только для развития наставнических навыков у взрослых, но и для проработки вместе с подростками.


В настоящее время в России реализуется несколько программ наставничества, направленных на поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей в семьях, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Эти программы реализуются благотворительными фондами: «Хранители детства», «Большая перемена», «Арифметика добра». Методика корпоративного наставничества, разработанная благотворительным фондом «Хранители детства» на основе лучших российских и международных практик, помогает детям-сиротам более осознанно подойти к выбору профессии и выстроить план личного и профессионального развития при поддержке наставников. Еще одна программа корпоративного наставничества «Найди себя: мечтай, планируй, действуй!», реализуемая благотворительным фондом «Хранители детства» также разработана для детей-сирот – подростков и выпускников детских домов, не имеющих поддержки вне стен этих учреждений, с учетом особенностей их развития, взросления и ограниченности социальных связей и навыков.

Программа «Наставники» (благотворительный фонд «Арифметика добра») направлена на оказание помощи в раскрытии личностного потенциала и подготовке к самостоятельной жизни воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот. Она ориентирует на долгосрочное взаимодействие с детьми в формате гостевого режима, что помогает подросткам познакомиться с реальным бытом и устройством жизни.

Одно из наиболее значимых мероприятий в области наставничества – международные конференции по наставничеству GlobalMentori, организованная по инициативе национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ (ноябрь 2017 года, ноябрь 2018 года).

В 2018 году Агентством стратегических инициатив был проведен первый всероссийский форум «Наставник - 2018», в котором приняли участие более тысячи человек: действующих наставников на предприятиях, представителей HR-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов исполнительной власти, сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений. На форуме было уделено внимание таким вопросам, как диссимиляция (распространение) опыта наставников, наставничество в цифровой экономике, карьерное наставничество. В рамках форума состоялся Всероссийский конкурс «Лучшие практики наставничества», в целях тиражирования практик наставничества и менторинга в Российской Федерации, повышение социального статуса наставника, признание его роли, места в обществе и возможности системного поощрения. Полученный в ходе подобных мероприятий опыт по организации лучших практик наставничества способствует дальнейшему развитию движения наставничества в различных сферах деятельности регионов России


Выводы по 1 главе:

  1. Наставничество как способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении, не утратило свою значимость на современном этапе.

  2. Анализ работ отечественных ученых в области наставничества приводит нас к важным выводам о том, что наставничество должно носить комплексный характер.

  3. Наставничество является неотъемлемым компонентом современной системы образования РФ, перспективной технологией для достижения целей проекта «Образование»: обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов России.

  4. Формированию подрастающего поколения, развитию различных форм наставничества в России придается важное значение на государственном уровне, о чем свидетельствуют принятые на уровне РФ нормативные правовые акты.

  5. Международные и российские исследования показывают, что процесс наставничества будет эффективным, если он концептуально и методологически проработан, представляет собой целостную систему деятельности с четко определенной целью и структурой.

  6. В России имеется некий опыт применения практик наставничества, ряд из которых являются успешными: движение WorldSkills, проект «Билет в будущее», стратегическая инициатива «Кадры будущего для регионов», Национальная технологическая инициатива, Школа для наставников инновационных проектов и проект «Академия наставников» Сколково, национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ.

  7. Имеющиеся программы, действующие в соответствии с передовыми апробированными практиками требуют более широкого распространения. Вместо с тем, идеи наставничества требуют поиска наиболее эффективных технологий для развития личности и ее социализации, ускорения ее адаптации к изменяющимся социальным условиям, создания новых моделей различных подходов в реализации всех форм наставничества.



ГЛАВА2. НАСТАВНИЧЕСТВО «СТУДЕНТ» - «УЧЕНИК» ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПРЕДМЕТА МОСКВОВЕДЕНИЕ КАК УСПЕШНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

2.1. Социокультурная практика студентов и ее продолжение в формате участия во внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений

Образование в России – целостная динамичная система, которая развивается в пространстве социума. С позиции психолога В.И.Слободчикова, образование является социокультурным пространством, то есть местом «где зарождаются, складываются цели, ценности и смыслы человеческого бытия, где человеком осваиваются способы их воплощения в своей и другой жизни» (Слободчиков В.И., О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования: вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы докладов. М.,2000). При этом современное образование рассматривается как важнейшая и сложнейшая форма общественной практики, обеспечивающая адаптацию обучающихся к новым жизненным реалиям, возможность воспроизводства социального опыта.

В соответствии с законом № 273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в

Российской Федерации» воспитание рассматривается как целенаправленная

деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на

создание условий для развития духовности обучающихся на основе

общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание помощи в

жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и

профессиональном становлении; создание условий для самореализации

личности.

В соответствии с законом № 273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в

Российской Федерации» воспитание рассматривается как целенаправленная

деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на

создание условий для развития духовности обучающихся на основе

общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание помощи в

жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и

профессиональном становлении; создание условий для самореализации

личности.

В соответствии с законом № 273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в

Российской Федерации» воспитание рассматривается как целенаправленная


деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на

создание условий для развития духовности обучающихся на основе

общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание помощи в

жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и

профессиональном становлении; создание условий для самореализации

личности.

На этапе школьного взросления, дети начинают осознавать

ответственность за свое будущее и будущее своей страны. Обязательным

условием этого процесса является включение обучающихся в различные

формы публичных презентаций.

В процессе социокультурной практики обучающиеся учатся ставить цели,

задачи, создавать продукты с помощью выбранных способов деятельности.

Социокультурное развитие обуславливает становление гражданской

идентичности личности, успешную социализацию подрастающего

поколения.

Включение учащихся в социальную проектную деятельность дает им

возможность осваивать новые способы действий, ставить и решать

различные задачи, видеть результат, развивать умение позитивно

сотрудничать, создавая проектный продукт. Участие в признаваемой и

одобряемой культурной практике дает возможность обучающимся

приобрести уверенность в собственной значимости, обеспечивая реализацию

потребности в самовыражении. Учащиеся осваивают основные социальные

роли, нормы, правила отношений, место в обществе. Происходит

профессиональное определение.

При подготовке современного специалиста среднего звена необходим

системный подход, в основе которого развитие профессиональной

социальной и духовно- нравственной компетентности личности с учетом

специфики образовательной организации. Основные ориентиры данной

работы сформулированы Презедентом Российской Федерации В.В. Путиным:

«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России-

зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и

малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к

культуре, традициям людей, которые живут рядом», отражены в

концептуальных и нормативно- правовых документах: Национальной

доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации

российского образования, Государственной программе РФ «Развитие