Файл: Реализация вектора профессиональной направленности во внеурочной деятельности обучающихся первого курса в системе спо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реализация вектора профессиональной направленности во внеурочной деятельности обучающихся первого курса в системе СПО
Реализация вектора профессиональной направленности во внеурочной деятельности для активизации познавательной деятельности обучающихся первого курса в системе СПО
Современные условия общественно-политической жизни, научно-технический прогресс и темпы экономического развития обуславливают высокие требования к уровню профессиональной компетентности выпускников учебных заведений среднего профессионального образования. Выпускники СПО должны обладать не только необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и испытывать потребность в профессиональной самореализации и саморазвитии, что обеспечивается высоким уровнем развития профессионального интереса.
Образовательная деятельность учебных заведений среднего профессионального образования регламентируется ФЗ «Об образовании в РФ» (2012 г.); согласно статье 48 пункт 4 ФЗ РФ «Об образовании», развитие познавательной активности у обучающихся, является прямой обязанностью педагогических работников, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (2014 г.); Приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Данные нормативно-правовые документы предписывают осуществление необходимых мер по поиску и внедрению в практику новых подходов и технологий, способствующих успешному вхождению будущих специалистов в мир профессионального труда. Успешность профессионального обучения и дальнейшей профессиональной самореализации во многом зависит от установки обучающихся на выбранную профессию, принятия ее ценностей и задач. Но, как показывает практика, выбор профессии у большинства студентов средних профессиональных учебных заведений происходит под влиянием внешних обстоятельств (мнения близких, атрибутики профессии, местонахождения учебного заведения и др.), поэтому контингент колледжей часто формируется абитуриентами, которые не ориентированы или ложно ориентированы на получение образования по выбранной профессии. На сегодняшний день содержание и организация учебно-воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования не в полной мере обеспечивает развитие профессионального интереса будущих специалистов, что объясняет отсутствие стремления у выпускников к профессиональной самореализации по освоенной профессии.
Как показал анализ научно-педагогической литературы, на уровне теории профессионального образования недостаточно разработаны вопросы развития профессионального интереса студентов колледжа, будущих специалистов по специальностям 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» и 22.02.06 «Сварочное производство»
В частности, остается малоисследованным развитие профессионального интереса в процессе внеурочной деятельности студентов по данным специальностям.
Актуальность работы определяется очевидными противоречиями между высокими требованиями, предъявляемыми государством, обществом и современным производством к уровню квалификации выпускников учебных заведений среднего профессионального образования, и недостаточным пониманием значимости данного уровня образования, который зачастую рассматривается как переходное звено для получения высшего образования; признанием профессионального интереса на уровне педагогической теории в качестве важного фактора успешной профессиональной подготовки, а также дальнейшей профессиональной самореализации молодых специалистов и отсутствием целостной концепции развития профессионального интереса студентов во внеурочной деятельности в колледже; недостаточной ориентированностью внеурочной деятельности на развитие профессионального интереса.
Цель: реализация вектора профессиональной направленности во внеурочной деятельности обучающихся первого курса учреждения среднего профессионального образования.
Задачи:
- провести диагностику обучающихся 1-х курсов, предусматривающую оценку сформированности профессиональной направленности на начало учебного года;
- проанализировать уровень профессиональной направленности на начальном уровне;
- отобрать и апробировать эффективные формы работы для повышения уровня профессиональной направленности;
- провести итоговое тестирование на определение профессиональной направленности на конец учебного года;
- сделать вывод.
Объектом исследования является система внеурочной деятельности студентов учреждения среднего профессионального образования.
Предмет исследования - развитие профессионального интереса у обучающихся колледжа в процессе внеурочной деятельности будущих специалистов по специальностям 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» и 22.02.06 «Сварочное производство»
Цель исследования - выделить теоретико-методологические и методические основания разработки педагогической модели развития профессионального интереса обучающихся колледжа во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологические аспекты развития профессиональной направленности лежат в трудах ученого, академика, создателя профессиональной педагогики Сергея Яковлевича Батыша.
При исследовании использовались положения акмеологической школы профессионально-технического образования доктора психологических наук, профессора Нины Васильевны Кузьминой:
• системный подход при изучении учебно-воспитательного процесса в колледже;
• представление о педагогическом процессе как о процессе управления учебно-познавательной деятельностью;
• оценка уровней учебной, воспитательной и профессиональной деятельности по качеству решения поставленных задач.
Авторами была проведена диагностика по методике педагога-психолога Валентины Александровны Разоновой в группах 11 ТТО и 11 ТСП по специальностьм 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» и 22.02.06 «Сварочное производство» (итого было охвачено 50 человек).
Диагностический материал, используемый в мониторинге:
1. Анкета «Профессиональная направленность».
2. Опросник «Оценка удовлетворенности выбранной специальностью» (модифицированный вариант опросника Разоновой В.А., адаптированный для обучающихся ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж).
В нашей диагностическом мониторинге основными показателями для измерения отношения к профессии были выбраны следующие параметры:
-
Эмоциональное отношение к профессии. -
Уровень удовлетворенности выбором профессии. -
Причины выбора профессии. -
Причины выбора учебного заведения.
Проведенная диагностика показала, что обучающиеся ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» в возрасте 16-17 имеют недостаточный и низкий (66%) и средний (20%) уровни сформированности профессиональной направленности, т.е. они внешне принимают решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако, у них нет самостоятельности в этом вопросе и не проявляется инициатива, таблица 1.
Таблица 1. Распределение обучающихся по профессиональной направленности
Уровень профессиональной направленности | Число обучающихся | Доля обучающихся,% |
Недостаточный | 18 | 36 |
Низкий | 15 | 30 |
Средний | 10 | 20 |
Повышенный | 5 | 10 |
Высокий | 2 | 4 |
Хорошим потенциалом для формирования профессиональной направленности обладает внеурочная деятельность. Она менее формализована и предоставляет больше свободы в выборе содержания и форм его освоения.
Все внеурочные занятия по своему виду классифицируют по целям, которые достигаются во время их реализации. Развитие профессиональной направленности предусматривает проведение учебно-воспитательных мероприятий.
В соответствии с планом мероприятий ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» по формированию профессиональной направленности обучающихся колледжам авторами был разработан и проведен цикл внеурочных мероприятий
Наиболее продуктивными формами проведения таких мероприятий стали:
- семинар-практикум (Приложение 1). Форма мероприятия семинар-практикум, это вид учебного внеурочного мероприятия, основанный на применении имеющихся знаний на практике. Семинары-практикумы учат применять полученные знания на практике, в жизни, в своей профессиональной деятельности. Семинар-практикум проводится в форме групповых занятий. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами. Практическое занятие, как правило, включает этапы: организационный, постановку цели, актуализацию знаний, инструктаж, деятельность, нацеленную на практику работы и подведение итогов.
- семинар – исследование (Приложение 3). Семинар-исследование является эффективной формой приобщения обучающихся к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности. По предложению преподавателя до начала семинара обучаемые образуют несколько подгрупп по 6-8 человек, которые получают список из заранее заготовленных проблемных вопросов по теме занятия. Для того чтобы ответить на эти вопросы, слушатели должны обменяться мнениями, провести дискуссию, «доисследовать» проблему, пользуясь любыми источниками информации. В подгруппах готовится выступление ее представителя с ответами на проблемные вопросы, отражающими согласованное мнение группы. Докладчик отмечает также особое мнение того или иного слушателя, если оно имело место. Подгруппа может выставить также содокладчика, уточняющего и дополняющего основной доклад. Докладчик и содокладчик отвечают на вопросы, заданные слушателями других подгрупп, преподавателем. Затем идут доклады других подгрупп, а на последнем этапе работы семинара вырабатывается позиция всей учебной группы, интегрирующая точки зрения подгрупп. После заслушивания докладов выполняется решение практических задач по данной тематике. Преподаватель подводит итоги, оценивает работу студентов.
- научно-исследовательская игра (Приложение 4). Каждая научно-исследовательская игра - это некий эксперимент, который представлен в следующем виде: название игры; учебные цели; состав участников; состав команд; методические рекомендации и порядок проведения игры; подведение итогов. Научно-исследовательская игра позволяет развивать у студентов познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определенной области учебного предмета; применять их на практике. Исследовательская игра как методика обучения позволяют научить четкому изложению своего мнения, к приобретению опыта общения в макро- и микро- группах, творческому восприятию общественного мнения других и аргументированию собственной позиции в умении отстаивать свою точку зрения. Очень важно научить обучающихся наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы.
- командная игра (Приложение 2). Командные игры являются мощным инструментом для формирования общих компетенций студентов. В частности, связанных с умениями работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий. Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счете, работает на результат. Отождествляя свои личные цели с групповыми, взаимные усилия людей не складываются, а умножаются. Командные игры являются эффективным средством формирования одной из основных черт личности – самооценки человека и оценки поведения людей с точки зрения моральных правил и норм. Командные игры осуществляют поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
После реализации цикла внеурочных мероприятий была проведена повторная диагностика обучающихся по методике Разоновой В.А., таблица 2.
Таблица 2. Распределение обучающихся по уровням профессиональной направленности.
Уровень профессиональной направленности | Число обучающихся | Доля обучающихся,% |
Недостаточный | 5 | 10 |
Низкий | 11 | 22 |
Средний | 24 | 48 |
Повышенный | 5 | 10 |
Высокий | 5 | 10 |