Файл: Реализация вектора профессиональной направленности во внеурочной деятельности обучающихся первого курса в системе спо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация вектора профессиональной направленности во внеурочной деятельности обучающихся первого курса в системе СПО

Реализация вектора профессиональной направленности во внеурочной деятельности для активизации познавательной деятельности обучающихся первого курса в системе СПО

Современные условия общественно-политической жизни, научно-технический прогресс и темпы экономического развития обуславливают высокие требования к уровню профессиональной компетентности выпускников учебных заведений среднего профессионального образования. Выпускники СПО должны обладать не только необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и испытывать потребность в профессиональной самореализации и саморазвитии, что обеспечивается высоким уровнем развития профессионального интереса.

Образовательная деятельность учебных заведений среднего профессионального образования регламентируется ФЗ «Об образовании в РФ» (2012 г.); согласно статье 48 пункт 4 ФЗ РФ «Об образовании», развитие познавательной активности у обучающихся, является прямой обязанностью педагогических работников, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (2014 г.); Приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Данные нормативно-правовые документы предписывают осуществление необходимых мер по поиску и внедрению в практику новых подходов и технологий, способствующих успешному вхождению будущих специалистов в мир профессионального труда. Успешность профессионального обучения и дальнейшей профессиональной самореализации во многом зависит от установки обучающихся на выбранную профессию, принятия ее ценностей и задач. Но, как показывает практика, выбор профессии у большинства студентов средних профессиональных учебных заведений происходит под влиянием внешних обстоятельств (мнения близких, атрибутики профессии, местонахождения учебного заведения и др.), поэтому контингент колледжей часто формируется абитуриентами, которые не ориентированы или ложно ориентированы на получение образования по выбранной профессии. На сегодняшний день содержание и организация учебно-воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования не в полной мере обеспечивает развитие профессионального интереса будущих специалистов, что объясняет отсутствие стремления у выпускников к профессиональной самореализации по освоенной профессии.


Как показал анализ научно-педагогической литературы, на уровне теории профессионального образования недостаточно разработаны вопросы развития профессионального интереса студентов колледжа, будущих специалистов по специальностям 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» и 22.02.06 «Сварочное производство»

В частности, остается малоисследованным развитие профессионального интереса в процессе внеурочной деятельности студентов по данным специальностям.

Актуальность работы определяется очевидными противоречиями между высокими требованиями, предъявляемыми государством, обществом и современным производством к уровню квалификации выпускников учебных заведений среднего профессионального образования, и недостаточным пониманием значимости данного уровня образования, который зачастую рассматривается как переходное звено для получения высшего образования; признанием профессионального интереса на уровне педагогической теории в качестве важного фактора успешной профессиональной подготовки, а также дальнейшей профессиональной самореализации молодых специалистов и отсутствием целостной концепции развития профессионального интереса студентов во внеурочной деятельности в колледже; недостаточной ориентированностью внеурочной деятельности на развитие профессионального интереса.

Цель: реализация вектора профессиональной направленности во внеурочной деятельности обучающихся первого курса учреждения среднего профессионального образования.

Задачи:

- провести диагностику обучающихся 1-х курсов, предусматривающую оценку сформированности профессиональной направленности на начало учебного года;

- проанализировать уровень профессиональной направленности на начальном уровне;

- отобрать и апробировать эффективные формы работы для повышения уровня профессиональной направленности;

- провести итоговое тестирование на определение профессиональной направленности на конец учебного года;

- сделать вывод.

Объектом исследования является система внеурочной деятельности студентов учреждения среднего профессионального образования.

Предмет исследования - развитие профессионального интереса у обучающихся колледжа в процессе внеурочной деятельности будущих специалистов по специальностям 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» и 22.02.06 «Сварочное производство»


Цель исследования - выделить теоретико-методологические и методические основания разработки педагогической модели развития профессионального интереса обучающихся колледжа во внеурочной деятельности.

Теоретико-методологические аспекты развития профессиональной направленности лежат в трудах ученого, академика, создателя профессиональной педагогики Сергея Яковлевича Батыша.

При исследовании использовались положения акмеологической школы профессионально-технического образования доктора психологических наук, профессора Нины Васильевны Кузьминой:

• системный подход при изучении учебно-воспитательного процесса в колледже;

• представление о педагогическом процессе как о процессе управления учебно-познавательной деятельностью;

• оценка уровней учебной, воспитательной и профессиональной деятельности по качеству решения поставленных задач.

Авторами была проведена диагностика по методике педагога-психолога Валентины Александровны Разоновой в группах 11 ТТО и 11 ТСП по специальностьм 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» и 22.02.06 «Сварочное производство» (итого было охвачено 50 человек).

Диагностический материал, используемый в мониторинге:

1. Анкета «Профессиональная направленность».

2. Опросник «Оценка удовлетворенности выбранной специальностью» (модифицированный вариант опросника Разоновой В.А., адаптированный для обучающихся ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж).

В нашей диагностическом мониторинге основными показателями для измерения отношения к профессии были выбраны следующие параметры:

  • Эмоциональное отношение к профессии.

  • Уровень удовлетворенности выбором профессии.

  • Причины выбора профессии.

  • Причины выбора учебного заведения.

Проведенная диагностика показала, что обучающиеся ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» в возрасте 16-17 имеют недостаточный и низкий (66%) и средний (20%) уровни сформированности профессиональной направленности, т.е. они внешне принимают решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако, у них нет самостоятельности в этом вопросе и не проявляется инициатива, таблица 1.
Таблица 1. Распределение обучающихся по профессиональной направленности

Уровень профессиональной направленности

Число обучающихся

Доля обучающихся,%

Недостаточный

18

36

Низкий

15

30

Средний

10

20

Повышенный

5

10

Высокий

2

4



Хорошим потенциалом для формирования профессиональной направленности обладает внеурочная деятельность. Она менее формализована и предоставляет больше свободы в выборе содержания и форм его освоения.

Все внеурочные занятия по своему виду классифицируют по целям, которые достигаются во время их реализации. Развитие профессиональной направленности предусматривает проведение учебно-воспитательных мероприятий.

В соответствии с планом мероприятий ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» по формированию профессиональной направленности обучающихся колледжам авторами был разработан и проведен цикл внеурочных мероприятий

Наиболее продуктивными формами проведения таких мероприятий стали:

- семинар-практикум (Приложение 1). Форма мероприятия семинар-практикум, это вид учебного внеурочного мероприятия, основанный на применении имеющихся знаний на практике. Семинары-практикумы учат применять полученные знания на практике, в жизни, в своей профессиональной деятельности. Семинар-практикум проводится в форме групповых занятий. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся. Во время занятий происходит также освоение практики преподавания путем обмена опытом между педагогами. Практическое занятие, как правило, включает этапы: организационный, постановку цели, актуализацию знаний, инструктаж, деятельность, нацеленную на практику работы и подведение итогов.

- семинар – исследование (Приложение 3). Семинар-исследование является эффективной формой приобщения обучающихся к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности. По предложению преподавателя до начала семинара обучаемые образуют несколько подгрупп по 6-8 человек, которые получают список из заранее заготовленных проблемных вопросов по теме занятия. Для того чтобы ответить на эти вопросы, слушатели должны обменяться мнениями, провести дискуссию, «доисследовать» проблему, пользуясь любыми источниками информации. В подгруппах готовится выступление ее представителя с ответами на проблемные вопросы, отражающими согласованное мнение группы. Докладчик отмечает также особое мнение того или иного слушателя, если оно имело место. Подгруппа может выставить также содокладчика, уточняющего и дополняющего основной доклад. Докладчик и содокладчик отвечают на вопросы, заданные слушателями других подгрупп, преподавателем. Затем идут доклады других подгрупп, а на последнем этапе работы семинара вырабатывается позиция всей учебной группы, интегрирующая точки зрения подгрупп. После заслушивания докладов выполняется решение практических задач по данной тематике. Преподаватель подводит итоги, оценивает работу студентов.


- научно-исследовательская игра (Приложение 4). Каждая научно-исследовательская игра - это некий эксперимент, который представлен в следующем виде: название игры; учебные цели; состав участников; состав команд; методические рекомендации и порядок проведения игры; подведение итогов. Научно-исследовательская игра позволяет развивать у студентов познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определенной области учебного предмета; применять их на практике. Исследовательская игра как методика обучения позволяют научить четкому изложению своего мнения, к приобретению опыта общения в макро- и микро- группах, творческому восприятию общественного мнения других и аргументированию собственной позиции в умении отстаивать свою точку зрения. Очень важно научить обучающихся наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы.

- командная игра (Приложение 2). Командные игры являются мощным инструментом для формирования общих компетенций студентов. В частности, связанных с умениями работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий. Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счете, работает на результат. Отождествляя свои личные цели с групповыми, взаимные усилия людей не складываются, а умножаются. Командные игры являются эффективным средством формирования одной из основных черт личности – самооценки человека и оценки поведения людей с точки зрения моральных правил и норм. Командные игры осуществляют поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

После реализации цикла внеурочных мероприятий была проведена повторная диагностика обучающихся по методике Разоновой В.А., таблица 2.

Таблица 2. Распределение обучающихся по уровням профессиональной направленности.

Уровень профессиональной направленности

Число обучающихся

Доля обучающихся,%

Недостаточный

5

10

Низкий

11

22

Средний

24

48

Повышенный

5

10

Высокий

5

10