Файл: Реализация вектора профессиональной направленности во внеурочной деятельности обучающихся первого курса в системе спо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развития профессионального интереса студентов техникума.
12
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут служить основой организации внеучебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования с целью совершенствования профессиональной подготовки студентов техникумов и колледжей. Методические разработки мероприятий могут использоваться в работе преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляющих образовательный процесс по специальности 43.02.10 Туризм, а также в общеобразовательной школе при профессиональной ориентации учащихся. Методические рекомендации по развитию у студентов профессионального интереса могут быть востребованы на курсах повышения квалификации преподавателей техникумов и колледжей.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Под профессиональным интересом студентов средних профессиональных учебных заведений мы понимаем положительно эмоционально окрашенное, избирательное отношение студентов к профессиональной деятельности, характеризующееся стремлением повысить свою профессиональную компетентность, стойкой волевой установкой на овладение профессией и потребностью в активной трудовой деятельности по выбранной специальности.
2. Профессиональный интерес представляет собой положительно эмоционально окрашенное, избирательное отношение студентов к профессиональной деятельности, характеризующееся стремлением расширить знания и умения, стойкой волевой установкой на овладение профессией и потребностью в активной трудовой деятельности. Он включает эмоционально -ценностный, мотивационно-волевой, познавательно-ориентационный и потребностно-деятельностного компоненты. Развитие профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений представляет собой целенаправленную, систематическую, специально организованную деятельность педагога по развитию данных структурно-
содержательных компонентов профессионального интереса.
13
3. Развитие профессионального интереса студентов во внеучебной деятельности будет эффективным при опоре на следующие педагогические принципы: добровольность участия студентов во внеучебной деятельности; самостоятельность и активность личности; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы
; создание положительного эмоционального фона деятельности; развитие эмоционально-волевой сферы личности; создание ситуации успеха; учёт интересов и склонностей индивида в организации внеучебной деятельности; стимулирование творческой самореализации; создание условий для коллективного и индивидуального творчества; вовлечение в профессиональные конкурсы; соревновательность; приобщение студентов к волонтёрской деятельности; учёт регионального компонента в содержании внеучебной деятельности; направленность внеучебной деятельности на потребности страны и региона; ориентация на индивидуальное предпринимательство и частный бизнес.
4. Эффективность развития профессионального интереса студентов техникума обеспечивается совокупностью внутренних и внешних факторов. Внутренними факторами являются ценностные ориентации личности, любовь к природе, желание пережить новые впечатления; стремление к самосовершенствованию и саморазвитию; профессионально направленный познавательный интерес; стремление проявить свою профессиональную компетентность. Внешние факторы: занимательное содержание внеучебной деятельности; сотрудничество с кадровыми партнёрами; демонстрация студентам лучших образцов профессиональной деятельности; использование интерактивных методов во внеучебной деятельности, моделирование будущей профессиональной деятельности, организация рефлексии профессионально направленной внеучебной деятельности.
5. Эффективность развития профессионального интереса студентов
техникума обеспечивается интеграцией в практику ряда педагогических
условий, которые предполагают учет следующих установок: внеучебная
деятельность ориентирована на постоянное побуждение студентов к рефлексии
14
своих ценностных ориентаций и усиление их профессиональной направленности, культивирование профессионально значимых переживаний; в процессе внеучебной деятельности осуществляется формирование мотивов профессиональной деятельности (социальных, экономических, самоактуализации и др.), а также развитие волевой сферы личности; происходит информирование студента об особенностях профессии, возможностях профессиональной самореализации и трудоустройства; студентам предоставляется возможность включиться в профессиональную деятельность, овладеть дополнительными профессиональными навыками на обучающих вебинарах и практиках, а также в системе дополнительного профессионального образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
положения и результаты исследования докладывались на II Международной
научно-практической конференции. (г. Магадан, 2016 г.), на Третьей
Всероссийской научно-практической конференции «Журавлевские чтения»
(г. Москва, 2017 г.), на Международной научно-практической конференции
«Научно-технологическое и социально-экономическое развитие как вектор
повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их
проживания» (г. Петропавловск-Камчатский, 2019 г.), на Всероссийской научно-
практической конференции «Традиции и новации в профессиональной
подготовке и деятельности педагога» (г. Тверь, 2018 г.), на Всероссийской
научно-практической конференции «Профессионализм педагога: теория,
практика, перспективы» (г. Ялта, 2018 г.), на Межрегиональных научно-
практических конференциях «Теория и практика современных гуманитарных и
естественных наук» (г. Петропавловск-Камчатский, 2017-2019 гг.), на
Региональной научно-практической конференции «Молодые ученые:
творчество, поиск, результат» (г. Петропавловск-Камчатский, 2017 г.), на
Бушелевских чтениях в Камчатском государственном университете
им. Витуса Беринга (г. Петропавловск-Камчатский, 2016-2019 гг.). Результаты
исследования регулярно представлялись на методических семинарах для
педагогического коллектива Профессионального образовательного частного учреждения «Камчатский кооперативный техникум» Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Петропавловска-Камчатского городского округа. В настоящее время основные положения работы внедрены в процесс внеучебной деятельности студентов данного учебного заведения.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 210 страниц. Работа иллюстрирована 26 таблицами, 14 диаграммами и 1 рисунком.
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития профессионального интереса в системе среднего профессионального
образования
1.1. Методологические основания изучения проблемы развития профессионального интереса студентов
Процесс развития профессионального интереса у студентов колледжей и техникумов отличается некоторыми особенностями, так как контингент техникумов и колледжей по большей части формируется абитуриентами, которые не ориентированы или ложно ориентированы на получение образования по выбранной профессии. Изучая состояние данного вопроса, мы убедились, в том, что в науке предприняты попытки комплексного исследования теоретико-методологических основ развития профессионального интереса у студентов техникумов и колледжей, которые требует дальнейшего детального анализа. Формируя профессиональный интерес у студентов, исследователи используют общенаучные методологические подходы (системный, аксиологический, синергетический, герменевтический), так и общепедагогические (деятельностный, контекстный, личностно-ориентированный и компетентностный) подходы, которые выполняют по отношению друг другу комплементарную функцию. Далее мы рассмотрим использование вышеперечисленных подходов в процессе изучения профессионального интереса и выделим наиболее продуктивные для развития профессионального интереса студентов техникума, осваивающих специальность Туризм.
Похожие диссертационные работыпо специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
-
Развитие гражданского самосознания студентов колледжа во внеучебной деятельности2020 год, кандидат наук Артюхина Татьяна Сергеевна -
Проектирование и реализация образовательного пространства в процессе личностно-профессионального становления студентов среднего профессионального образования2007 год, кандидат педагогических наук Кашина, Марина Викторовна -
Социально-профессиональная адаптация студентов в учреждениях среднего профессионального образования2011 год, кандидат педагогических наук Зайцева, Ирина Николаевна -
Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента2010 год, кандидат педагогических наук Иванайская, Татьяна Леонидовна -
Формирование умений самореализации в учебной деятельности студентов средних профессиональных учебных заведений: На материале Саратовского сельскохозяйственного техникума2003 год, кандидат педагогических наук Митрофанова, Галина Николаевна
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯкандидат наук Рущишина Асият Адамовна, 2020 год
Список литературы
1. Акопян М.А. Применение герменевтического подхода в высшем профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-4. - С. 3-9.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учебное пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. шк. и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Г.И. Щукина, В.Н. Липник, А.С. Роботова и др./ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
3. Александров Д.В. Традиция в исследовании категории "интерес": от философии древности до социологии марксизма // Социальные измерения общества. - 2008. - № 11. - С. 63-73.
4. Анастасиев А.И. Дидактический катихизис. Казань: Типо-литогр. Имп. унта, 1902. -16 с.
5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2т.Т.1. / Под ред. Бодалева А.А. и др. - М.: Педагогика, 1980. - 228 с.
6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казан, ун-та., 1996. - 565 с.
7. Андреева Е.В. Педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов ссуз в процессе внеучебной деятельности: Дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01 - Якутск, 2010. - 193 с.
8. Андрианова И.А. Развитие профессиональных интересов студентов туристского вуза в сфере гостеприимства : Дис. ... кан. пед. наук. М., 2009. - 228 с.
9. Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков : Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 174 с.
10. Арнаутов В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно педагогического комплекса: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1995. - 207 с.
11. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. - 368 с.
12. Аршинов В.А. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.:
159
ИФ РАН, 1999. - 203 с.
13. Афанасьева А.А. Воспитательный процесс в практико-ориентированной среде профессионального образования. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №5. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27181879_74879434.pdf (Дата обращения: 24.11.2017).
14. Афанасьев В.Ф. Профессиональные интересы учащихся VII-VIII классов и основные пути их формирования во внеклассной работе: Дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград,1968. - 309 с.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методол. основы. - М.: Просвещение, 1982. -192 с.