Файл: Реализация вектора профессиональной направленности во внеурочной деятельности обучающихся первого курса в системе спо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис. 1. Уровень развития профессиональной направленности

Полученные результаты показывают, что повысился уровень профессиональной направленности: высокий уровень на 6%, повышенный уровень не изменился, средний на 28% Количество обучающихся, которые имеют низкий уровень математической грамотности уменьшился на 8 %, а недостаточный на 16%. Т.е. на данном этапе обучающийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы. У него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала. Сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-производственной деятельности, у обучающегося проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность, формируется чувство ответственности.

Таким образом, был выявлен высокий воспитательный потенциал внеурочной деятельности в процессе развития профессионального интереса обучающихся. Представленные материалы имеют практическую значимость, способствуют повышению вектора профессиональной направленности у обучающихся и могут быть использованы классными руководителями профессиональных образовательных организаций и классными руководителями общеобразовательной школы при подготовке внеурочных мероприятий для профессиональной ориентации обучающихся.
В соответствии с научной проблемой, объектом, предметом и целью исследования была определена гипотеза исследования, согласно которой развитие профессионального интереса у студентов техникума будет успешным, если:

- выявлены и актуализированы возможности внеучебной деятельности в развитии профессионального интереса у студентов техникума, созданы необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность протекания данного процесса в контексте управления профессионально-личностным становлением будущих специалистов;

- разработана структурно-содержательная модель профессионального интереса, в которой представлены компоненты, критерии, показатели и уровни развития профессионального интереса будущих специалистов;

- сконструирована и внедрена в практику научно обоснованная педагогическая модель развития профессионального интереса студентов техникума, включающая целевой, методологический, теоретический (принципы, педагогические условия, внутренние и внешние факторы) и результативный блоки;

- во внеучебной деятельности будут обеспечены педагогические условия:


постоянное побуждение студента к рефлексии своих ценностных ориентаций и

усиление их профессиональной направленности, формирование мотивов

профессиональной деятельности; информирование студента об особенностях

профессии, возможностях профессиональной самореализации и

трудоустройства; предоставление возможности студентам включиться в

7

профессиональную деятельность, овладеть дополнительными профессиональными навыками.

Подтверждение гипотезы предполагает решение следующих задач:

1) обосновать совокупность теоретико-методологических положений, составляющих основу изучения развития профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности;

2) выявить воспитательный потенциал внеучебной деятельности в процессе развития профессионального интереса студентов техникума;

3) спроектировать структурно-содержательную модель профессионального интереса студентов, содержащую критерии, показатели и уровни его сформированности;

4) разработать, внедрить в практику и оценить эффективность педагогической модели развития профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности.

Методологическая основа исследования. Общенаучную методологию исследования составили аксиологический подход (Б.М. Бим-Бад, Н.А. Бердяев,

A.В. Брушлинский, Б.И. Додонов, Н.А. Лищинская, А.М. Кузьмин И.Ю. Сазонов, В.А. Сластенин, В.С. Соловьев, И.В. Тарасевич и др.); герменевтический подход (А.Ф. Закирова, Т.В. Зырянова, Д.М. Назаров, Т.В. Обласова, Л.П. Самойлов, И.И. Сулима и др.); системный подход (Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько,

B.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Лекторский, А.С. Макаренко,

Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, Г.П. Щедровицкий и др.); личностно-

ориентированный подход (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский,

Ю.Н. Кулюткин, В.Я. Ляудис, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, В.В. Сериков,

И.С. Якиманская и др.); синергетический подход (В.А. Аршинов, В.Г. Буданов,

В.Г. Виненко, И.Р. Пригожин, Г. Хакен, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов,

В.В. Маткин и др.); деятелъностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,

В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман,

Д.Б. Эльконин и др.); контекстный подход (А.А. Вербицкий, H.A. Бакшаева,

8

В.Н. Кругликов, Т.Н. Лененко и др.); компетентностный подход (В.И. Байденко, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, A.M. Новиков, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.).


Теоретической базой исследования стали следующие положения и идеи: система оценки качества профессионального образования (С.Я. Батышев,

B.С. Безрукова, Э.Ф. Зеер, Ф.М. Калимуллин, В.А. Кан-Калик, В.В. Кузнецов, И.Д. Лельчицкий А.Ф. Лындин, A.M. Новиков и др.); теоретические основы оценки качества профессионального образования в сфере туризма и гостиничного сервиса (А.И. Зорин, И.В. Зорин, В.А. Квартальновый, А.И. Сесёлкин и др.); теории организации внеучебной деятельности (В.Ф Афанасьев, Е.В Андреева, Н.Ф. Бунаков, Е.П. Гроссу, Т.А. Канаева, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, Н.М. Стасенко, В.А. Сухомлинский,

C.Т. Шацкий и др.); сущность понятия «интерес» (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, Л.А. Гордон, Б.И. Додонов, А.К. Дусавицкий, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Прядехо, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.); содержание понятия и различные аспекты развития профессионального интереса (Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Г.Д. Бабушкин, А.Т. Байтимирова, Л.И. Божович, Т.В. Бухарина, А.Г. Здравомыслов, А.В. Голомшток, Э.Н. Истратова, Е.В. Кабачевская, А.Г. Ковалев, С.П. Крегжде, А.В. Мордовская, В.Н. Мясищев, А.Д. Потемкин, Н.А. Рачковская, С.Л. Рубинштейн, С.А. Ярушева, D. Freyer, Е.К. Strong и др.); развитие интереса к профессии и профессионального интереса у студентов средних профессиональных учебных заведений (В.Ф. Бессараб, М.П Каюмова, Н.П. Костюшина, О.Н. Пантелеева, А.П. Сейтешев, С.Д. Шлома, И.И. Чябялис и др.); процесс формирования профессионального интереса к определенному виду деятельности (И.А Андрианова, Е.В. Кабачевская, В.А. Сластенин, Е.Б. Тесля, Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, Д. Лакатош, Г.Н. Пашкевич, С.И. Шиликов, О.В. Черникова, С.А. Ярушева и др.).

Изучение профессионального интереса студентов техникума осуществлялось с использованием следующих методов научного исследования: теоретических (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование, аналогия); эмпирических (изучение нормативной документации, научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент); методов математической обработки результатов опытно-экспериментального исследования.

Экспериментальной базой исследования стало Профессиональное образовательное частное учебное заведение «Камчатский кооперативный техникум» Камчатского краевого союза потребительских кооперативов Петропавловск-Камчатского городского округа. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение 7 лет, в ней участвовали 382 студента и 12 преподавателей.


Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2012 г. по 2019 г. и состояло из нескольких этапов.

На первом этапе (2012-2013 гг.) анализировалась степень разработанности изучаемой проблемы в философской, психологической и педагогической литературе. Был сформулирован научный аппарат и методологические основы исследования. На основе анализа научных источников по проблеме исследования были выявлены критерии, показатели и уровни развития профессионального интереса, составлена программа педагогического эксперимента. Была реализована начальная констатирующая психолого-педагогическая диагностика уровней развития профессионального интереса у студентов техникума.

Второй этап (2014-2016 гг.) включал опытно-экспериментальную работу по развитию профессионального интереса студентов техникума, будущих специалистов по туризму, в процессе внеучебной деятельности. Была разработана, обоснована и интегрирована в практику педагогическая модель

развития профессионального интереса студентов техникума.

10

Третий этап исследования (2017-2019 гг.) предполагал систематизацию и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Была проведена корректировка разработанной педагогической модели и сформулированы выводы, вошедшие в перечень практических рекомендаций по организации профессионально направленной внеучебной деятельности студентов.

Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью теоретических положений, разнообразием применяемых исследовательских методов и методик, соответствующих цели и задачам исследования. Результаты исследования были качественно и количественно проанализированы и подтверждены практической работой автора в системе среднего профессионального образования, что даёт возможность использовать полученные результаты в педагогической практике.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Спроектирована структурно-содержательная модель профессионального интереса студентов техникума, включающая эмоционально-ценностный, мотивационно-волевой, познавательно-ориентационной и потребностно-деятельностный компоненты, а также уровни развития профессионального интереса (любопытство к профессии, интерес к профессии, неустойчивый профессиональный интерес, устойчивый профессиональный интерес).

2. Выявлены и экспериментально проверены теоретические положения развития профессионального интереса студентов техникума (принципы, педагогические условия, внутренние и внешние факторы), определяющие эффективность его формирования во внеучебной деятельности.


3. Определен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий

развития профессионального интереса студентов техникума во внеучебной

деятельности: ориентированность внеучебной деятельности на побуждение

студентов к рефлексии своих ценностных ориентаций и усиление их

профессиональной направленности; акцентирование внимания студентов на

положительных эмоциях, связанных с будущей профессиональной

11

деятельностью; формирование мотивов учебной и профессиональной деятельности; стимулирование познавательной активности студентов, направленной на овладение выбранной профессией; предоставление студентам возможности погрузиться в трудовую деятельность и приобрести дополнительные профессиональные знания, умения и опыт на курсах, мастер-классах, вебинарах и практиках, а также в системе дополнительного профессионального образования.

4. Спроектирована и апробирована педагогическая модель развития профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности, характеризующаяся целостностью, иерархичностью и взаимодействием всех ее структурных компонентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Обоснована роль профессионального интереса в личностно-профессиональном становлении студентов техникума, доказаны необходимость и возможность развития профессионального интереса у студентов среднего профессионального образования во внеучебной деятельности.

2. Уточнен и расширен понятийный аппарат теории профессионального педагогического образования за счет уточнения содержания понятий «профессиональный интерес», «интерес к профессии» и «внеучебная деятельность в учебных заведениях среднего профессионального образования».

3. Представлено становление идеи развития профессионального интереса студентов на уровне психолого-педагогического знания, систематизированы и обобщены идеи педагогов и психологов относительно задач, содержания, форм и методов развития профессионального интереса студентов техникума.

4. Выявлен воспитательный потенциал внеучебной деятельности в развитии профессионального интереса студентов средних профессиональных учебных заведений.

5. Определены, апробированы и описаны критерии, показатели и уровни, позволяющие оценивать эффективность разработанной педагогической модели