Файл: Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смысл: Иисус в своём учении не понимает земного человека. Он слабый, ему нужно счастье, а не духовная свобода. Земному человеку нужна помощь, так как он слаб. Причём доказывает Инквизитор эту позицию Евангельским текстом (борьба с христианством внутри христианства). Текст о встрече в пустыне Иисуса и Сатаны (3 искушения).
Искушение первое: хлебами земными и небесными. Инквизитор: земному человеку необходимы материальные блага!
Искушение второе: чудом. Отказ от чуда. Инквизитор: во Христа верят благодаря его чудесам. Человек – слаб, ему необходимы чудеса.
Искушение третье: властью. Инквизитор: земному человеку нужна власть над ним.
Ответ Христа связан с любовью, жалостью к Инквизитору. «Он вдруг молча приближается к старику и тихо целует его в его бескровные девяностолетние уста. Вот и весь ответ».

Иван делает вывод о том, что ему дозволено всё, поскольку он может бороться с Богом.

    1. Алёша Карамазов – выделяется на фоне ситуации всеобщей ненависти к отцу. Он изначально другой, преисполненный любовью. В начале романа добровольно живёт в монастыре. Именно он задуман главным героем «Жития великого грешника».

У Алёши два отца: биологический и духовный (старец Зосима). Формально, Алёша – человек «случайного семейства», но не фактически.

Создаёт два текста, оба посвящены Зосиме. «Из жития в Бозе преставившегося иеромонаха старца Зосимы, составлено с собственных слов его Алексеем Федоровичем Карамазовым. Сведения биографические» - пишет после смерти старца. Это не каноническое житие. Написано как художественный текст о человек, который приходит к богу => духовное преобразование человека.

«Из бесед и поучений старца Зосимы»  проповеди старца Зосимы, уже более канонический текст. Учение о любви к жизни, её радости. Человек истинной веры может быть счастливым. Алёша = святой. Человек, живущий по христианским законам.

    1. Павел Смердяков – лакей и повар в доме собственного отца. Его никогда не признавали сыном, тема «случайного семейства».

Наделён эпилепсией. Станет реальным убийцей отца. Идёт на убийство на основании того, что услышал от Ивана (Иван – его невольный духовный учитель). В изображении Достоевского, Иван (сам того не желая) является идеологом убийства отца. «Тогда всё дозволено!» Пройдя через суд, Смердяков совершает самоубийство.


  1. Общая характеристика жизни и творчества Л. Н. Толстого.

Родился в 1828 году в Ясной Поляне, Тульская губерния.


Мать: Мария Николаевна Волконская.

Отец: Николай Ильич Толстой.

В семье 5 детей, после рождения последнего ребёнка, мать умирает (а Толстому тогда всего 2 года).

Дети росли в благоприятных ситуациях. У них были опекуны (отец умирает в 1837 году).

1844г. – поступает на ФсФ Казанского Университета.

1845г. – переходит на Юридический факультет.

1847г. – оставляет университет (вообще, был отчислен). Для него это было огромной травмой, так что он отправляется в Ясную Поляну, которая досталась ему в наследство, где и живёт до конца своей жизни.

Занимается самообразованием. По-прежнему занимается философией. Интересуется философией Жан-Жака Руссо (знает европейские языки). Понятие «естественного человека» поразило его более всего. Человек – часть природы (человекозверь), и лишь во вторую очередь – мыслящее существо. Человек – природное начало (таким существом является ребёнок), но изначально – нравственное существо.

Дневники Руссо – нравственная самооценка. Тут начинает формировать современный психологизм. Толстой заимствует всё у Руссо и всю жизнь ведёт дневники: оценивает свои поступки каждый день. Опыт ведения дневников вытекает в начало его художественного творчества.

1851г. – «История вчерашнего дня». Задача – описать один вчерашний день своего автобиографического дня. Начиная с этого произведения, становится понятно, что Толстой ставит перед собой невыполнимые задачи: как описать ВСЁ чувства, испытуемые за день? Невыполнимо. В сущности, Толстой начинает как психолог. Родоначальник произведения – потока-сознания. Очень долго Толстой считает, что литература – не мужское занятие. Период исканий места в жизни.

1851-54 гг. – военная служба на Кавказе по собственному желанию. Попадает в элитные войска – артиллерию. Активные сражения с чеченцами. Служба на Кавказе сопровождается его реальным литературным творчеством. Начинает писать свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» - личный опыт переживаний, ранняя форма дневника.

1853-1856 гг. – Крымская война. Турция, Великобритания, Франция. Поражение России. И в России и во Франции Крымская война – расплата за победу в Отечественной Войне 1812 года. Оборона Севастополя (1854-55гг.) Толстой добровольно переводится туда, пропадает в четвёртый бастион. Там написана «Юность», «Севастопольские рассказы» - очерки очевидца обороны Севастополя. Там же, замысел «Молодости» - повесть «Казаки. Кавказская повесть»  1852-1863гг.

1857-61гг. – жизнь в Ясной Поляне после Севастополя. Путешествия по Европе: живёт за границей 2 года, его цель – педагогика. Везде знакомится с опытом школ.


«Яснополянская школа» - для крестьянских детей. Это его педагогический эксперимент на базе опыта швейцарских школ для того, чтобы проверить: можно ли естественному человеку учиться в школе? Получать образование? Выливаться в социум? Оставаться при этом естественным человеком?

В человеке естественно заложена тяга к знаниям – на этой позиции вырастает вся эта школа.

1862 г. – женитьба на Софии Андреевне Берс. Она принадлежала к императорской элите (отец – придворный врач), живут при дворе. Её сестра Татьяна Берс – прототип Наташи Ростовой. В 1862 году навсегда переезжают в Ясную Поляну. Софья Андреевна в постоянном состоянии беременности. 13 детей, из них выжило только 8.

На фоне этой гармонической жизни создаётся «Война и Мир». Пишется в 1860-е годы. В общественном проявлении это время реформ. Новые социальные принципы только начинают работать, никто не понимает что делать. Ход литературы в историческое прошлое, обращение к кризисам в русском прошлом.

1856-61 гг. – замысел романа «Декабристы». Попытка понимания как Россия боролась с кризисом. Декабристы – дети 1812-го года. Обращение к Отечественной войне 1812 – 1813 гг. Обращение к войне России с Наполеоном 1805 – 1807 гг. Толстой обращается к Отечественной войне 1812 года, потому что эта война была единством нации. 1863-69 гг. – создание и публикация романа.

1870-е гг. Качественное отличие от гармонических 60-х. Это переходное десятилетие, кризисное. И только в 80-е годы начнётся религиозно-философское учение Толстого.

1870-е: постановка вопросов и безрезультатный поиск ответов.

1860 г. – смерть брата Николая от туберкулёза, буквально на руках у Льва Николаевича. Это поставило перед ним вопрос о смысле жизни.

Проблематика 70-х годов связана еще и с началом разлада в семье. Высокая нравственная требовательность к окружающим и самому себе. Но понимает, что сам не соответствует. Отношение к категории греха: человек должен жить БЕЗ греха! Но понимает, что невозможно жить и не грешить. В семье начинаются ситуации, связанные с неверностью. Тяжелый нравственный кризис. Всё это выливается в «Исповедь» 1879-81 гг.

Искренне пишет о том, что он грешник. Две позиции:

  1. Путь людей моего сословия:

- «выход неведения», т.е. грешишь и не догадываешься
- «выход эпикурейства», т.е. грешишь и наслаждаешься
- «выход слабости», т.е. сознаёшь грех, но не можешь исправить
- «выход силы и энергии», т.е. самоубийство.

  1. Путь простого народа:
    «Я стал сближаться с народом и нашёл у них веру в Бога». Грех – часть христианского миросозерцания.


В этом контексте создаётся «Анна Каренина». Есть точка зрения, что «Анна Каренина» - художественная сублимация стремления Толстого к самоубийству. В романе три самоубийства: Анна, Левин, Вронский. Специфика:
1) «ВиМ» - историческое прошлое России, «АК» - роман о современности. В него входит актуальная политическая реалия – русско-турецкая война (1877-78гг.) Россия неофициально вступает в борьбу Болгарии за национальное освобождение.

2) «ВиМ» - мысль народная, «АК» - мысль семейная. Актуальное состояние России приводит к кризису патриархального сознания. Первые итоги реформ 60-х годов. «У нас всё переворотилось и только укладывается».
1880-81гг. – «Соединение и перевод четырёх Евангелий», Поздний Толстой превратился в религиозного философа. Собственная религиозная концепция. Он обращается к каноническим Евангелиям, пытается сам перевести его на русский язык. Ломает каноническую структуру четырех Евангелий, не переводит точно, а как бы интерпретирует от себя. Позиция Толстого: Иисус Христос – земной человек, а не сын Божий, но не лишён гениальности. Толстой убирает из Евангелия все чудеса Христа, в том числе факт его Воскресения.

1883-1884гг. – «В чём моя вера?»

1890-03гг. – «Царство Божие внутри нас» - царство Божие внутри нас, а не только в церкви. Учение вырастает из Нагорной проповеди => ударили по щеке – подставь другую.

Толстой начинает критически относиться к современной жизни, как и к системе тотального насилия. Проблема: как в этой системе координат оставаться чистым? Ответ: «непротивление злу насилием». Задача нравственного человека остановить насилие на самом себе. Движение «толстовства» становится популярным в России, Европе, США. Туда входили: вегетарианство и опрощение.

Результат: 1901 г. – отлучение Толстого от РПЦ. Начиная с 1880-х гг. развивается русская религиозная философия. Представители:

Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, В. В. Розанов

Ставили вопросы об истинной религиозной природе Толстого. «Толстовство» - христианство, буддизм? Толстой – антихрист? Верит ли Толстой в Бога? Соловьёв: Толстой использует слово Христа в антрихристских целях, чтобы проповедовать буддизм.
Новое отношение к искусству.

1898г. – «Что такое искусство?» Искусство – форма насилия. Писатель-философ отвергает всё в мировой культуре, созданное людьми из господствующих сословий и классов. По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства – дать "знание различия между добром и злом", и эту функцию в полной мере исполняет только искусство, созданное простым народом. 


1903г. – «О Шекспире и драме» - критикует драматургов, целью которых является только развлечение и забава зрителей. Произведение Шекспира – безнравственны, драма должна служить уяснением и утверждением в людях высшей ступени религиозного сознания.
Наконец, в 1891-1899гг.  роман «Воскресенье». Новый тип романа – роман-проповедь, роман-сатира, авторская субъективная позиция звучит в каждом слове.

В итоге: опрощение – отказ от гонораров и прочего. Плохие отношения с Софьей Андреевной. Уезжает к своей сестре в монастырь.

7 ноября – смерть на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне станция «Лев Толстой»). Могила в Ясной Поляне – зелёный холм.


  1. «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого.

«Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) – автобиографическая трилогия. В ней отражены три разных этапа взросления. Ребёнок в состоянии взросления – нетипично для тогдашней литературы. Толстовская концепция «естественного человека» раскрывается именно в этой трилогии.

Н.Г. Чернышевский – статья «Детство. Отрочество. Соч. гр. Л.Н.Толстого…» (1856). Сумел обозначить сущность таланта Толстого, его новаторство.
1. Специфика в изображении диалектики души. Сложности человеческой психологии изображает и Лермонтов, но специфика Толстого – бесконечный психический процесс.

2. «Чистота нравственного чувства». Из этой установки на этику возникнет религиозная философия Толстого.

3. Новые художественные формы > внутренние монологи героев. Он преимущественно сосредоточен не на диалогах, а на внутренних процессах размышлений и переживаний, которые не вербализуются героем.

В общем, «Детство», «Отрочество», «Юность»  описание трёх этапов взросления. Внутри каждой повести есть глава с созвучным названием => в ней выражается вся суть.


    1. «Детство» - первый внутренний монолог героя.

Главный герой – Николенька Иртеньев. Глава «Учитель Карл Иваныч» - поток сознания. Внутренний монолог Николеньки – «диалектика души». Глава «Детство» - посвящена матушке, чувству ребёнка к ней. Произведение автобиографично в смысле «диалектики души» взрослеющего мальчика. В конце повести матушка умирает. Глава «Горе» - эмоции мальчика по поводу смерти матушки. Особая чистота нравственного чувства.

    1. «Отрочество». После смерти матери семья переезжает в Москву.

Начинается социализация ребёнка. Николенька с большим трудом начинает взаимодействовать со сверстниками. «Можно ли входить в социум и при этом оставаться естественным человеком?» - истинно толстовская проблема. С точки зрения Толстого, период отрочества – период формирования рефлексии, мысли. Николенька начинает осмыслять мир.