Файл: Общая характеристика жизни и творчества Ф. М. Достоевского.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Левин ведёт дневник, в котором записывает свои грехи. Он даёт прочитать его невинной Китти: она потрясена, но прощает его. Для Левина важно вступить в брак честно и чисто. Он женится на Китти, но обнаруживает разность системы ценностей.
Смерть брата Николая (для Толстого смерть его брата Николая стала его первой в пути осознания смысла жизни) => религиозно-философские искания (как Левина, так и Толстого).
Чем более естественно живёт мужчина или женщина, тем дальше эта естественность их разводит. Китти – естественная женщина.
Левин – интеллект, духовно-нравственные искания. Гармоничный брак не возможен.
В этом романе каждая семья несчастлива.
-
Роман Л. Н. Толстого «Воскресение».
Качественно отличается от «ВиМ» и «Анны Карениной». В основе сюжета – реальная история, рассказанная Толстому адвокатом А.Ф.Кони.
Новый тип романа – роман-проповедь, роман-сатира, авторская субъективная позиция звучит в каждом слове. Плотная заполненность евангельскими текстами.
Изображение современного социума, как насилия. Роман начинается с изображения двух утр: два героя, которые встретятся друг с другом.
-
Катерина Маслова – проститутка, обвинённая в убийстве клиента. -
Дмитрий Иванович Нехлюдов – развитие образа Мити Нехлюдова из «Отрочества». Вариант автобиографического героя Толстого.
Позиция толстовского суда над всеми. Для Толстого по-прежнему крайне важно изображать естественного человека, но тут происходит его падение. Это выражается в образе Катюши (она ещё один тип естественной женщины) Пришедшая в мир ради любви (её рабочий псевдоним – Любка), но падшая. Изображается совершенно как физиологическое существо, падшее, продажное. Плотское начало героев Толстого. Он судит продажную женщину.
Дмитрий Нехлюдов в осуждённой женщине видит свою первую любовь. Осознаёт вину в том, что с ней стало. Решение суда: происходит судебная ошибка, ей присуждается каторга..
Нехлюдов вспоминает свою первую встречу с Катюшей: между ними зарождается естественная любовь. Чувство прекрасно, но это приводит к грехопадению, причём в пасхальную ночь.
Когда Нехлюдов понимает судебную ошибку и свою вину, то мгновенно воскресает. Отрицая воскресение только в христианском смысле, считает, что воскресение возможно нравственно. Цель: спасти Катюшу!
Акцент на социальной жизни России. И это – мир тотального насилия.
Россия Нехлюдова: есть жена, крестьяне, дворянский мир. Государственная система, вертикаль насилия. Но отказывается от всего, даёт свободу крестьянам. Нехлюдов делает всё, чтобы помочь Катюше, ничего не помогает. Толстому важнее воскресение простого человека, Катюши, а не Нехлюдова.
Россия Катюши: тюрьма, публичный дом, этап, которым идёт Катюша.
Нехлюдов отправляется за Катюшей в Сибирь (для самой Катюши это часть воскресения) Он всячески пытается облегчить ей судьбу, направляет свою жизнь на спасение Катюши. Она его ненавидит, не верит ему. Нехлюдов – человек, который подставляет другую щёку. Катюша: «вы мной спасаетесь!» Считает, что Нехлюдов использует её, чтобы не чувствовать вину перед самим собой.
2 типа каторжников:
-
Совершившие реальное преступление. -
Политические преступники – изображены как цвет нации, лучшие люди (пострадавшие за религиозные убеждения). Толстовство было официально запрещено, за него люди попадали в тюрьмы и ссылки. Толстого никто не трогал, но его последователям не везло.
Отношения Кати и Нехлюдова: движение по стране делает жизнь Катюши здоровой и естественной. Она выздоравливает, видит, как Нехлюдов заботится. Владимир Иванович Симонсон показан как религиозный бунтарь. Полюбил Катюшу, готов быть рядом с ней. Замена каторжных работ поселением в Сибири. Нехлюдов хочет загладить обе вины: свою и суда. Хочет жениться, но она выбирает Симонсона.
Финал: Нехлюдов просыпается, а дальше – будущее. У него в руках появляется Евангелие, которое ему даёт англичанин-миссионер, распространяющий их. В это время Толстой принимает жёсткую позицию в отношении РПЦ, описывает церковную службу как бессмысленный фарс. Он хочет привести Нехлюдова к Евангелию. Но не через РПЦ, поскольку «Царство Божие внутри нас!»
-
Творчество В. М. Гаршина.
У писателей малой прозы был свой голос, свои идеи. Человек не может понять и описать весь мир, только фрагмент.
Родился Гаршин в семье военного, детство было непростым. Воспитателем Гаршина был П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина. Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства.
Русское-турецкая война (1877-78гг.) В апреле 1877г. – доброволец. Ранен в ногу и отказывается участвовать.
1880-е – нервная болезнь. Лечится в специальных заведениях. Один из симптомов – стремление к самоубийству. Пытается бороться с этим, но не смог: в итоге, 24 марта (5 апреля) 1888г. – убивает себя, сбросившись в лестничный пролёт.
Гаршин – личность и художник особого типа. Человек гаршинского, гармонического склада: «больная совесть», обнажённая совесть, нервы.
Начинает писать в 1877 году, вернувшись с войны.
Темы в творчестве:
-
Война. Война в неэпическом ракурсе.
- «Четыре дня» (1877) - неприкрытый ужас войны, речь о раненном молодом добровольце, который лежит 4 дня на поле сражения. Рядом с ним тело, убитого им турка. Рассказ – внутренний монолог о смысле жизни, смерти, войне, убийствах. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком.
- «Трус» (1879) герой мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.
- «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883).
-
Проституция.
-«Происшествие»(1878).
-«Надежда Николаевна»(1885).
Ситуация: человек гаршинского склада берёт на себя ответственность за это социальное явление. Надо спасти проститутку!
-
Искусство
-«Художники».
Его искусство – искусство больной совести. Художники-передвижники. Дедов и Рябинин. Первый – проживший сложную жизнь, считает, что искусство должно быть прекрасным и радовать человека, позиция чистого искусства. Рябинин – талантливый, считает, что живопись должна будить совесть.
Оба готовятся к выставке. Дедов приводит Рябинина на завод, где раньше работал. Глухари – люди, которые служат живыми наковальнями на заводе. Рябинин создаёт картину «Глухарь», чтобы заставить зрителей переживать, но никому это не интересно. Отказывается от живописи. Становится плохим преподавателем.
Начало русского символизма:
- «Красный цветок» (1883). В основе – личный опыт Гаршина от пребывания в психиатрической лечебнице. Герой – душевнобольной человек. За окном палаты видит цветущие маки. Символическая природа «красного цветка»: цветы мака = зло мира. Герой, видя маки, решает, что в них заключено всё мировое зло. Символ смерти, разрушения героя трансформируется в воплощение мирового зла.
Больной делает все, чтобы уничтожить цветы. Срывает последний цветок, после чего умирает, но счастливым, так как победил зло.
-
Повесть В. М. Гаршина «Художники».
«Художники» отражает позицию Гаршина касательно искусства. Искусство – ответственность перед социумом.
Его искусство – искусство больной совести. Акт самоопределения (Гаршин формируется в кругу передвижников, его отчим - Завадский).
Изображение людей-рабочих, социального мира, революционеров - тема соц. жизни.
В центре изображения два художника: Дедов и Рябинин. Они видят искусство по-разному.
Дедов – проживший сложную жизнь, за плечами тяжелый опыт, считает, что искусство должно быть прекрасным и радовать человека, позиция чистого искусства. Рябинин (alter ego Гаршина) – молодой, талантливый, считает, что искусство должно ставить острые вопросы и будить совесть, заставлять человека страдать.
Оба готовятся к выставке. Дедов приводит Рябинина на завод, где раньше работал. Глухари – люди, которые служат живыми наковальнями на заводе. Вследствие такой работы глухари быстро глохнут и умирают. История и увиденное зрелище вдохновляет Рябинина создать картину «Глухарь», чтобы заставить зрителей переживать. Но никому это не интересно – на выставке она не имеет успеха. И это становится крахом позиции Рябина касательно искусства. Он отказывается от живописи. Разочарован в жизни, уходит в учительскую семинарию. Становится плохим преподавателем.
Вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью.
-
Повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант».
Относится к народнической литературе и мысли.
С 1870х принимает активное участие в политической деятельности, создает народнические тексты.
1881-84 гг. - ссылка в Якутию. Это является началом “Сибирских рассказов” с главной темой народа: яркие образы сибирских людей и реалий. Эта ссылка формирует его как писателя.
1890-1900 г. - занимается журналистикой. После ссылки вернулся в Украину (Полтава). В это время региональная публицистика слаба, но он сформировал провинциальную журналистику читаемой по всей России.
1917 г. - как народник и политич. деятель крайне сдержанно относится к Октябрьской революции. Разочарован в политическом плане. Пишет “Письма к Луначарскому”.
1921 г. - правительство предлагает покинуть страну, но он не хочет. Умирает в этом же году в Полтаве.
В его системе ценностей человек рожден для счастья. Тема человеческого счастья – одна из доминирующих в творчестве.
Художественный метод Короленко: изменение русского реализма - формирующийся импрессионизм и неоромантизм. Тонкий, сложный психологизм.
“Слепой музыкант”
Слепорожденный мальчик Петрусь - главный герой. Перед Короленко стояла проблема, как слепорожденный человек узнает мир. Своеобразное впечатление в русской литературе - первая повесть о таком герое. Современники не понимали, зачем о таком писать, реакция на этюд была очень острой.
Предисловие от автора “к шестому изданию” (именно шестое издание считается каноничным) - испытывает давление, переписывает повесть несколько раз.
“Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное органическое влечение к свету”. Слух герою заменяет зрение. Воспроизводится восприятие мира слепого человека.
События происходят в Украине. Отец занимается хозяйством, мы его практически не видим. Мальчиком занимается мать - Анна Михайловна и дядя Максим (бывший гарибальдиец).
У них две разные концепции воспитания. Матушка ограждает от жизни; дядя Максим считает, что воспитывать нужно как зрячего.
В конечном счете, все решил сам мальчик. Все самое главное - в мире звуков. Органические звуки музыки - народная дудка пастуха Иохима - он сам научился играть. Мир звуков формирует мальчика. Открытие в том, что этот звук может быть упорядоченным.
Анна Михайловна - решает играть с ним на пианино, но оно пугает мальчика своей жестокостью (ненатуральный звук), но позже сам начинает играть.
Импрессионистический момент: с помощью звука мальчик пытается понять свет.
Взросление Петра влечет за собой кризис - как вступить во взрослую жизнь? Понимает, что он “другой” в социуме.
У него есть компания, которая отправляется в монастырь. По дороге попадается могила казачьего атамана Игната Карого (18 в.) - его всегда сопровождал слепой музыкант.
Посещение колокольни. Слепые звонари: слепорожденный Егорий (озлобленный и агрессивный) и ослепший в детстве Роман (добрый).
Сущностное сходство с Егорием. В этом психологическом кризисе ему помогает дядя Максим. Он знакомит мальчика еще со слепыми.
Слепые певцы: Федор Кандыба (бандурист) - странствует, потерял зрение на войне.
Паломничество в Почаевский монастырь: Федор, Кузьма и бандурист Юрий (Петр). Понимает, что есть люди, которым приходится хуже. Знакомство со слепыми певцами наполняет жизнь Петра новыми смыслами.
Происходит физическое и духовное прозрение в финале. Решил жениться на Эвелине (подруге детства). Рождается ребенок - на мгновение прозрел физически: «видел небо и землю, мать, жену и Максима