Файл: Литература по истории создания Симбирска и т д. Оборудование компьютер, видеопроектор, экран. Презентация к теме. Ход занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создан ряд значительных произведений, входящих в репертуар ведущих исполнительских коллективов республики – Чувашской государственной академической симфонической капеллы, Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца. Ее музыку с удовольствием исполняют на традиционном Фестивале музыки композиторов Поволжья и Приуралья, она получала высокие отзывы участников концертов Дней чувашской литературы и искусства, проходивших в Москве, фестиваля «Панорама музыки России», композиторских пленумов, съездов. Произведения Ларисы Быренковой исполнялись в Риге и Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Арзамасе, в Краснодаре, Сыктывкаре и многих других городах страны. Композитор плодотворно работает в симфоническом, камерном, хоровом и музыкально-театральном жанрах. Одна из интереснейших областей ее творчества – музыка для детей и юношества.

Сообщение 5-го учащегося

Ходяшев Виктор Александрович

Родился в д. Этивай–Нуры Горномарийского района Республики Марий Эл.

Вся жизнь и деятельность В. Ходяшева неразрывно связаны с музыкальной культурой Чувашии. Долгое время был художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Чувашской филармонии. Автор балета «Чудесная вышивальщица», множества произведений в классических жанрах и формах. Сочинения композитора входят в репертуар видных российских музыкантов-исполнителей – лауреатов международных конкурсов. Значительное место в творчестве принадлежит жанрам инструментальной музыки. Уделял внимание вокально-хоровым и камерно-вокальным жанрам: кантата «Мухтав юрри», «Афганский реквием», хоровая поэма «Симфония Московского Кремля». Вокальная музыка представлена в авторских сборниках: «Песни и романсы», «Счастье», «Город мой родной», «Песнь славы». Создал музыку более чем к 50 спектаклям. На сцене Чувашского государственного театра оперы и балета был поставлен его балет «Чудесная вышивальщица».

Имеет ряд книг стихов на чувашском языке. Основные издания: «Сỳнми телей» (Неугасимое счастье), «Вãрманти сасã» (Лесное эхо), «Тулли уйãх çаппа çарамас» (А луна была голой-голой), «Чунтан савсан» (Eсли любишь) и др.

Слайды выдающихся деятелей культуры

Сообщение учителя:

Народная песенная культура играла важнейшую роль в эмоционально- эстетическом и духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Именно на эти педагогические стороны народной музыки обращал внимание В.А.Сухомлинский
4, когда писал: «У чувашей есть много народных песен, заучивание которых помогает детям усваивать разные формы выражения, особенно почтительного отношения к старшим. В воспитательном плане в привитии детям чувства благодарности много важного смысла. С одной стороны, это память о добре и доброте, с другой – поддержание родительского авторитета»

Многие ученые и исследователи отмечали очень высокое развитие музыкального искусства чувашей. Существуют записи нескольких десятков тысяч чувашских народных песен. В древности каждый чуваш умел петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. Во многих чувашских играх дети исполняли песни.

Во многих народных мелодиях, в том числе и в чувашской музыке, используется древний пентатонический лад, то есть звукоряд с 5 звуками. К примеру, этим звукам соответствуют черные клавиши современного фортепьяно.

По чувашским традициям, в исполнении песен соблюдалось правило, по которому «младшие поют о старших», то есть человек мог петь о своих ровесниках или людях старше себя, но не о тех, кто младше (исключение составляли песни для самых маленьких). Старейшие пели о божествах.

Пентатонический лад, помимо чувашей, существует в народной музыке Поволжья у марийцев, татар, башкир, удмуртов, мордвы, русских, а также в китайской, корейской, монгольской, индийской, японской, венгерской музыке и музыке других народов.

Слушание любой современной чувашской песни.
Чувашские народные танцы. Чувашские танцы обязательно исполнялись под музыку или при хоровом пении. Свои отдельные танцевальные мелодии были для женщин, мужчин, пожилых людей, молодежи и девушек.

Сообщение 5-го учащегося

Исполнять танец могли в одиночку — сольный танец, вдвоем — парный танец или группой — ансамблевый танец.

В большинстве танцев мужчины и женщины не прикасались друг к другу. Только во время весенне-летних хороводов и игр молодежь держалась за руки. Считалось, что «обнимание, хватание» грубо, некрасиво и неуважительно по отношению к женщине.

Чувашские женские танцы отличались мягкостью, плавностью, нежностью. Ноги во время танца почти не отрывались от пола, а руки никогда не поднимались выше линии глаз.

Мужские танцы были наполнены более быстрыми и задорными движениями.

Особым, очень древним чувашским танцем был танец на огне. Обычно его исполняли во время поминовения умершего. Возможно, в древности танцоры были босыми. Так описывает танец очевидец XIX в.


«…Гости сначала едят и пьют в избе, а потом выходят на улицу, где напротив дома умершего ставится невысокий деревянный столб, к которому прикрепляют свечу. Свечу зажигают, около столба разводят костер. Музыкант играет на своей деревянной скрипке, а на разгоревшемся костре начинается… танец. Танцуют до тех пор, пока огонь не потухнет. Остальные гости танцуют вокруг столба и поют ритуальные песни»5.

Сообщение учителя

Для развития национального музыкального искусства много сделали композиторы Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, В.П. Воробьев, Г.С. Лебедев, Ф.И. Лукин, А.А. Петров и другие.

У истоков зарождения самобытного театрального искусства стояли И.С. Максимов-Кошкинский, П.Н. Осипов, К.М. Васильев.

Русский писатель Н. Г. Гарин-Михайловский6 в своем рассказе «Несколько лет в деревне» описывает хоровод чувашских девушек:

«…И разговорившийся со мной старик ушел к девушкам и, очевидно, стал уговаривать их подойти ближе. Они не сразу подошли, но, наконец, согласились.

Я смотрел, как они подходили: уверенно, плавно, спокойно.

— Смотри, — сказал мне старик. Подойдя, девушки взялись за руки, составили большой круг и начали петь: это было такое оригинальное и пение, и зрелище, какого я никогда не видал. То есть видел на сцене, в балете, в опере. Но это был не балет, не опера, а жизнь.

Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли в пол-оборота, одна за спиной у другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо придвигали другую ногу.

На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой — здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых [девушек].

Они смотрели перед собой и пели.

— О чем они поют?

— Без слов поют, — отвечал нервно старик, — так будут петь они, когда после смерти пойдут к Турă. Они будут смотреть прямо в глаза и на голос пойдут… Человек бедный, нет ничего, много грехов… Только на голос, на один голос, без слов пойдут, чтобы простил великий добрый Турă…

Девушки пели, а старик-переводчик, он же и жрец, говорил мне:

— Бедные чуваши мы, живем как можем. Великий Турă весну дал нам, а дочка его нам свадьбы правит.

Так и живем мы: пашем землю, круглый год работаем, а весна придет, опять веселимся. Мы любим землю. От нас обиды никому нет. Мы все весело [с музыкой, с песнями] делаем: работаем, празднуем, а смерть придет — умираем. Так мы живем. А эту вот песню только раз в год — весной – можно петь: больше нельзя, грех».


Пузырь – шăпăр. К музыканту, владеющему шăпăр у чувашей было особое внимание. Считалось, что этот человек сродни волшебникам и звуками шaпaра он может подчинить себе людей.

Гармоника – хут купăс.

Скрипка – сĕрме купăс. Самый распространенный музыкальный инструмент у древних чуваш, поэтому ни один праздник не проходил без скрипачей.

Домра – тaмра. От исполнителя на домре требуется свободное владение техникой игры.

Барабан – параппан. Барабаны использовались для передачи команд вождей во время войн. Во время праздников часто играли одновременно на нескольких барабанах – 3, 5.

Дудочка – шăхлич. Дети с удовольствием играют на дудочках. В разных районах они были разной формы.

Гусли – кĕсле. Струнный инструмент. В разных районах Чувашии насчитывалось разное количество струн.

Колокольчик – шăнкăрав. Их изготавливают из медно-оловянных сплавов. У каждого колокольчика свой размер, и поэтому звуки, которые они издают разные.

Трещётка – çаптaркка.

Занятия по теме: «Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья».

(4 занятия)

Задачи:

1.Познакомить учащихся с играми, праздниками и обрядами народов Поволжья;

2.Активизировать приобщение школьников к культуре родного края через освоение национальной культуры народов Поволжья:

3. Сформировать умение различать особенности игр, обрядов и праздников татарского, чувашского и мордовского народов.

4. Продолжить формирование гармонично развитой, активной духовно богатой личности, относящейся с уважением и любовью к духовно-культурному наследию народов Поволжья.


Время эти понятья не стерло.

Нужно только поднять верхний пласт –

И дымящейся кровью из горла

Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне присно, во веки веков, старина,

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если духом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

Высоцкий В. «Нерв».
Материалы: Литература с описанием народных игр, праздников, обрядов; сообщения учащихся.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран.

Презентация к теме.

Вступительное слово учителя.

Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции.

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни синтезировать, ни импортировать, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

Общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлены на сохранение вечных, общечеловеческих ценностей:

- мира в семье;

- любви к природе;

- заботы о доме хозяйстве;

- мужской порядочности;

- добра;

- чистоплотности и скромности.
В начале занятия с целью актуализации темы урока провести анкетирование среди учащихся в классе.