Файл: Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

76
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
10
дования», в довольно широком классе объектов. Любой объект, размеры которого колеблются в указанных пределах, с успехом заменяет гусенку мать, и после от гу- сенка, как это показали увлекательные опыты К.Лоренца, не так-то легко избавить- ся. Он всюду следует за «мамой», в роли которой выступает передвигающийся на корточках или плывущий по озеру экспериментатор. Следовательно, первоначально поведение фиксируется на любом объекте, то есть происходит запечатление (имп- ринтинг) его общих признаков именно как объекта следования. Им может стать,
например, человек вообще; лишь в дальнейшем вступает в действие механизм диф- ференцировки, в результате чего «следование за…» вызывается уже только одним определенным человеком.
В качестве другого примера того, как потребность «узнает себя» в предмете и затем прочно фиксируется за ним, можно привести опыты этологов, направленные на изучение половой потребности. Они переключали половую потребность на какой- нибудь искусственный объект, например манекен, и животные начинали вести себя по отношению к этому объекту как к животному противоположного пола, игнори- руя реальные объекты половой потребности, то есть оказалось, что после того, как захлопнулась ловушка потребностей, произошло опредмечивание и реальный объект половой потребности не мог конкурировать с «манекеном».
Резюмируя свою мысль, я хотел бы сказать, что развитие потребностей на уровне жизни, ориентированной психическим отражением, происходит как разви- тие предметного содержания этих потребностей. Они опредмечиваются, находя свою конкретизацию в том или в другом объекте. Следовательно, развитие потребностей происходит вместе с обогащением, расширением круга предметов, способных слу- жить удовлетворению потребностей животных, что влечет за собой также измене- ние и самих потребностей. Развитие потребностей происходит через развитие их объектов — этот общий механизм развития потребностей имеет особенно важное значение для понимания природы человеческих потребностей. Без понимания зако- на, который состоит в том, что развитие предметного содержания потребностей и есть развитие потребностей, мы не сможем понять человеческих потребностей, воз- никновение которых, по словам К.Маркса, и есть первое историческое дело. Вот почему мы остановились именно на проблеме потребностей, оставив в стороне ряд других проблем зоопсихологии.
? ? ?

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   51

Чем характеризуется предыстория человеческой психики, то есть психики на уровне животного?
Во-первых, тем, что индивидуальное поведение животных всегда зависит от опыта двоякого рода: от опыта филогенетического, видового и от опыта индивиду- ального, складывающегося онтогенетически, то есть от приобретенного опыта; при этом основная функция, которую выполняют механизмы формирования индивиду- ального опыта, заключается в приспособлении видового, наследственно фиксиро- ванного поведения к изменчивым элементам внешней среды.
Во-вторых, процесс развития психики на уровне животных движется внутри действия биологических законов, иначе говоря, развитие деятельности и форм отра- жения действительности, способов ориентировки в предметном мире определяется общими законами биологической эволюции. Это, однако, не значит, что общие за- коны и механизмы биологической эволюции и есть законы развития деятельности и

77
РАЗВИТИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЖИВОТНЫХ
форм чувственного отражения действительности. Последние находятся как бы внутри сферы действия первых и ими в конечном счете управляются.
И наконец, последнее. В обыденном сознании термин «психика» прочно связан с нашим собственным опытом, с картинностью, феноменальностью психических состояний. Я смотрю на вас, и у меня возникает внутренняя картина мира, которая существует для меня. Она мне представлена. Когда же мы говорим о «психике» жи- вотных, то ее ни в коем случае нельзя связывать с наличием внутренней картины мира, представленности мира для меня. В свое время Гегель говорил: «Конечно, у животных есть душа, но душа эта не открывает им самое себя». Она фактически вы- полняет свою функцию ориентирования во внешнем мире, но это вовсе не значит,
что она предстоит в виде внутренней картины перед животным.
Поэтому, если меня спросят, а как же быть с познанием самой психики, то я отвечу: прежде чем ставить задачу проникновения в мир переживаний как в субъективную картинку, надо доказать, что эта картина там существует, ибо не всякое предметное чувственное отражение обязательно открывает самое себя и объекты, в нем представленные. Когда я правильно обхожу препятствия на улице,
не наталкиваясь на встречных пешеходов, то это вовсе не означает, что встречные переходы и уступы тротуаров открываются мне как сознательные образы. Я отражаю их посредством органов чувств, и отражение ориентирует и управляет моим поведе- нием, но я не отдаю себе отчета в этих управляющих отраженных состояниях.

лекция 11
формы психического отражения у человека
О
собая форма психического отражения реальности, которая свойственна только человеку, составляет главный предмет изучения психологической науки. Ис- тория развития психического отражения знает два больших перелома. Один из них, о котором уже шла речь, происходит в связи с переходом от живой материи, не обла- дающей свойством психического отражения, к материи, имеющей это свойство. Этот перелом и выражается в порождении особой формы отражения, которую мы называ- ем «психической формой отражения».
Но есть и второй великий перелом. Этот перелом, обозначающий собой пере- ход от психики животных к психике человека, ставит перед нами очень сложную проблему зарождения сознания как высшей формы психического отражения.
Мы стоим, таким образом, перед вопросом: «В чем заключается характерная особенность высшей формы психического отражения, впервые возникающей у че- ловека?» И второй вопрос, непосредственно связанный с первым: «Что порождает новые высшие формы психического отражения, которые мы обозначаем общим по- нятием “сознание”?» Наконец, есть еще и третий вопрос, без которого мы вряд ли сможем ответить на первые два: «В чем состоит отличие высшей формы психичес- кого отражения от более или менее сложных форм отражения, обнаруживаемых при исследовании деятельности животных?»
Прежде всего я хочу ответить на вопрос о характерных особенностях психики человека, подойдя к нему с описательной стороны: характерная черта психического отражения человека — это способность давать себе отчет в том, что нами ощущается.
<
Часть записи не сохранилась, предположительно в этом фрагменте речь шла о различных формах психического отражения у человека, которые не являются соб- ственно сознательными, в частности, об ощущениях сигналов, находящихся в суб- сенсорном диапазоне.
>
Итак, две фазы: фаза субсенсорного диапазона, когда человек смутно ощуща- ет какое-то воздействие, но не может дать себе отчет в том, что именно воздейству- ет, и фаза сознания.
Приведем еще одно мистическое явление — «мышечное чтение мыслей». Ког- да-то в Англии бытовала следующая салонная игра. Один человек (отгадчик) кладет свою руку на руку другого человека, который задумывает какое-либо конкретное желание — например, решает подойти к столу и взять тетрадь. Оказывается, что от- гадчики обладают удивительной способностью — достаточно прикосновения, что- бы он «прочитал» мысль, в данном случае выраженную в форме двигательного на- мерения. Как же объяснить это таинственное явление? Дело все в том, что ведомый,


79
ФОРМЫ
ПСИХИ
Ч
ЕСКОГО
ОТРАЖЕНИЯ
У
Ч
ЕЛОВЕКА
отгадчик, непременно контактирующий с испытуемым, время от времени говорит:
«Думайте, думайте, думайте». Тем самым он как бы вынуждает испытуемого пред- ставлять себе то движение, которое тот собирается совершить. Оказывается, что при этом двигательное намерение выражает себя в неосознаваемых микродвижениях.
Означает ли это, что отгадчик осознанно прочитывает и расшифровывает эти мик- родвижения и таким путем узнает о намерении испытуемого? Нет. Он получает эти сигналы, но не отдает себе в них отчет, так как они находятся в субсенсорном ди- апазоне. Тем не менее, ориентируясь именно на субсенсорные сигналы, отгадчик,
подобно разведчику, в большинстве случаев безошибочно расшифровывает, «про- читывает» двигательное намерение. «Читать» мысли по двигательному намерению могут не только специалисты типа В.Мессинга или Куни. Секрет в том, что это могут делать все. Однако реально это могут делать только «верующие», в смысле уверенные в своем успехе. Вообще верующие все умеют всегда, а неверующие —
никогда ничего не умеют. При желании верующий может овладеть искусством чте- ния мыслей по двигательным намерениям.
Я сам научился этому в свое время, хотя теперь уже, наверное, в некоторой степени утратил эту способность. Я верил, становился в позу и ждал наития. При этом ни в коем случае нельзя прислушиваться к движению, так как, прислушива- ясь к движению, неизбежно получаешь информацию не о микродвижениях, а о макродвижениях. Надо стать верующим в наитие, и тогда все получится. Перцепи- ент сам не должен думать, а вот ведущий должен четко представлять свои движе- ния одно за другим. Хорошие «индукторы» умеют ярко представлять себе расчле- ненное двигательное намерение. Известные эстрадные демонстраторы достигают высокой степени виртуозности в чтении мыслей через двигательное намерение.
Иногда они заменяют двигательный контакт зрительным, то есть непрерывно смот- рят в глаза индуктора и «прочитывают» микродвижения глаз, выражающие двига- тельное намерение. Если спросить у эстрадных виртуозов о том, как им удается про- делывать такие фокусы, то чаще всего в ответ можно услышать интерпретации,
почерпнутые из научных исследований. Однако иллюзионисты сохраняют где-то в глубине души сознание своей исключительности.
При изучении психики на поверхность сплошь и рядом прорывается система таинственных явлений. Часть этих явлений просто оказывается мнимыми артефакта- ми, часть расшифровывается, находит свое объяснение, например, в анализе суб- сенсорного диапазона, в анализе непроизвольных микродвижений.
Для того, чтобы обнаружить микродвижения, нужно провести следующий простой эксперимент. На столе крепится лист ватманской бумаги. Испытуемому дают в руки остро отточенный карандаш. Как только испытуемый взял в руки карандаш,
возникла, актуализировалась готовая система выхода движений, рабочая позиция руки грамотного человека. Затем испытуемому завязывают глава. При этом нужно проследить, чтобы испытуемый не морщил лоб. Я говорю об этом условии потому,
что многие крупные физики, незнакомые с человеческим «хозяйством», часто не соблюдают элементарно необходимых при работе с человеком правил эксперимен- тирования, и в результате испытуемые демонстрируют одно чудо за другим. Про- должим описание эксперимента. Перед испытуемым с завязанными глазами поме- щается ряд лампочек. Экспериментатор кладет свою руку на руку испытуемого и говорит: «Когда зажжется одна из лампочек, Вы должны вести мою руку по на- правлению к ней». При этом экспериментатор или какой-либо другой ведомый не должен «тащить» руку испытуемого. Именно испытуемый должен выступать в роли


80
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
11
ведущего. После вспышки лампочки дается команда: «Начинайте». Испытуемый зна- ет, что ему надо вести карандашом от себя, но куда вести — неизвестно. Он знает,
что можно вести карандашом в разных направлениях, но, как правило, ведет ка- рандашом по направлению к лампочке. След от карандаша остается на бумаге. Если взять лупу и внимательно рассмотреть этот след, то перед вами явственно выступит картина борьбы, проделанной испытуемым. При увеличении прямая линия окажет- ся ступенчатой. Эти «ступеньки» — реакция на микротолчки, которые автоматичес- ки производит человек, пассивно держащий руку, то есть реакция на непроизволь- ные микродвижения руки ведомого.
Другой круг неосознаваемых явлений связан с «праощущениями» и «право- сприятиями». Представьте, что Вы идете вечером по лесной тропинке. Спускается туман. Вы, чтобы не сбиться с дороги, ни о чем не думаете и смотрите только пе- ред собой. Внезапно Вы замечаете на некотором расстоянии от тропинки неболь- шой предмет. Чтобы увидеть этот предмет, нужно было направить на него глаза, то есть произвести сложную работу: скоординировать направление зрительных осей так,
чтобы они скрестились на объекте; изменить кривизну хрусталика и т.д. Что же по- лучается? Для того, чтобы увидеть, нужно прежде всего заметить. Тут нет никакого парадокса, так как на периферическую часть зрительного поля попадает нечто, в чем человек не отдает себе отчета. Тогда включается сложный механизм регуляции движений глаз, обеспечивающий перевод этого «нечто» в поле ясного видения, и в результате происходит осознание воспринимаемого объекта. Этот простой пример показывает, что мы всюду встречаемся с субсенсорной подготовкой, которая за- пускает в ход механизмы зрительной системы.
Следует отметить, что и в условиях нормального восприятия лишь небольшая часть воспринимаемого становится осознаваемой. Мы не замечаем этого, потому что самонаблюдение играет с нами плохую шутку. Стоит человеку спросить себя, видит ли он, что стоит на подоконнике, как то, что стоит на подоконнике, моментально становится достоянием сознания. В действительности лишь очень немногое в окружа- ющем человека мире выступает перед ним одновременно в форме сознания. Самонаб- людение приводит к тому, что процесс последовательного осознавания принимается за одновременный. Эта иллюзия рассеивается с помощью кратковременного предъяв- ления. Основываясь на экспериментальных данных, психологи прошлого столетия пришли к выводу о существовании «поля сознания». Сознание подобно лучу прожек- тора, высвечивающему в определенный момент какое-либо одно явление. Чтобы на- гляднее объяснить это, воспользуемся конкретным примером. Я спрашиваю себя, что находится у меня в руках, и, конечно, мгновенно решаю эту задачу. У меня в руках находится свернутое из проволоки кольцо, которое я только что сделал. Мои руки действовали по отношению к проволоке так, что из нее получилось кольцо. Но для того, чтобы получилось кольцо, я должен был отражать его как объект, и это отра- жение управляло движениями руки, хотя мое сознание в это время было занято ма- териалом, подлежащим изложению.
Наша жизнь, как говорил И.П.Павлов, пестро соткана из сознательного и бессознательного, из сознаваемого и неосознаваемого. Против этого положения не- возможно возражать, так как у человека, как вы убедились сегодня, мы находим сосуществование различных форм, уровней психического отражения реальности. Эти уровни находятся в иерархических соотношениях друг с другом. Одни действия уп- равляются отражением в форме сознания, другие также управляются предметными формами отражения, выполняющими функцию ориентирования, но эти формы как