Файл: Теоретическое рассмотрение социальнопсихологических особенностей развития психологической активности. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическое рассмотрение социально-психологических особенностей развития психологической активности».

1.1. Сущность понятия «предпринимательской активности» и «предпринимательской деятельности».

1.2. Социально-психологические особенности предпринимательской активности в зарубежных и отечественных исследованиях

1.3. Социально-психологические особенности, влияющие предпринимательскую активность.

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

2.1 Обзор методов исследования социально-психологических особенностей предпринимательской активности

2.2 Организация и методы эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности

2.3 Результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Интересен тот факт, что молодые люди в возрасте до 30 лет и стажем предпринимательской деятельности до 3 лет, приходя в предпринимательскую деятельность, в большинстве своем руководствуются личностными мотивами материальной независимости, самореализации и общественного признания.

Большинство женщин по сравнению с мужчинами выбирают одним из мотивов своей предпринимательской деятельности такой мотив, как «желание реализовать новую идею».

Подавляющее большинство холостых предпринимателей по сравнению с женатыми или разведенными ведущими мотивами своей предпринимательской деятельности имеют такие мотивы, как «желание достичь признания в обществе», «желание обеспечить высокий уровень жизни для себя» и «желание реализовать свои возможности».

Предприниматели, имеющие высшее образование или обучающиеся в высшем учебном заведении, выбирают мотивами своей профессиональной деятельности мотивы общественного и материального обеспечения для себя и своей семьи.

На тип предпринимателей, по их мотивам к предпринимательской деятельности и личностным качествам, влияет возраст, семейное положение предпринимателей и стаж предпринимательской деятельности. Да, к первому типу («ответственный, творчески-инновационный») относятся предприниматели исключительно молодого возраста.

Среди предпринимателей второго типа («прагматично-независимый») чуть больше половины имеет средний возраст от 31 до 40 лет и почти треть – в возрасте от 41 до 50 лет.

Представителями «предприимчивого» типа являются также большинство молодых людей в возрасте до 30 лет. Все представители первого типа («ответственный, творчески инновационный») являются холостыми. Две трети предпринимателей «предприимчивого» типа также холостяки, тогда как 75,9% предпринимателей второго типа являются женатыми.

О.В. Креденцер в своем исследовании установил, что наиболее эффективны ответственный, творчески-инновационный и предприимчивый типы. Наименее эффективным, согласно полученным данным, является «прагматично-независимый» тип предпринимателей [4, с. 167].

Для успешного предпринимателя характерно владение управленческими способностями, определяющими содержание этой деятельности. Способность к управленческой деятельности включает личный опыт, интуицию, импровизацию, профессиональные знания, способности, навыки и умения.


С психологической точки зрения управление понимается как деятельность, направленная на создание у других людей (подчиненных, партнеров и т.п.) таких психологических состояний, способствующих достижению цели управления; по социально-экономическому – как процесс взаимодействия руководителя с другими людьми, в ходе и в результате которого обеспечивается их активное и скоординированное участие в достижении цели управления.

Можно выделить следующие главные управленческие функции: прогнозирование, планирование, управление, организация, координация, контроль, принятие решений; подбор персонала, его обучение и создание условий для профессиональной карьеры; обеспечение психического здоровья работников, профилактика и преодоление конфликтов, объединение людей, формирование у работников преданности организации, создание благоприятного психологического климата, мотивирование; оценка, решение финансовых вопросов, представительство, ведение переговоров и прочее.

Исследователями установлено, что успешная деятельность предпринимателя управленца характеризуется следующими категориями:

- концептуальное мастерство – способность управленца понимать стратегическую перспективу организации;

- готовность к принятию адекватных решений, в частности умение выбирать лучший из альтернативных вариантов, способность выйти за их пределы;

- аналитическое мышление – способность к правильному распределению работ и задачам, выбору оптимальной техники и средств, предвидению развития ситуации;

- административное мастерство – способность выполнять заданные организационные обязанности, эффективно действовать в рамках ограниченного бюджета, координировать информационный поток;

- коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты, умение логически и доступно передавать свои идеи и взгляды другим;

- психологическая компетентность – способность бесконфликтно взаимодействовать с людьми, создавать благоприятный психологический климат;

- технологическая вооруженность – предполагает особую компетенцию для выполнения круга управленческих полномочий и достижения намеченных целей [6].

Чем выше предприниматель оценивает собственные возможности в развитии своего бизнеса, тем более позитивно его видение взаимоотношений с партнерами. Порядочность,
честность партнера необходимые качества, при наличии которых профессионализм, компетентность и организованность могут даже находиться на втором месте. Также такие ценности как здоровье, семья, работа, материальная обеспеченность, друзья и любовь входят в десятку наиболее значимых для субъектов предпринимательства.

Социально-психологическими факторами успешности предпринимательской деятельности являются возможность самостоятельно решать свои проблемы, высокая оценка собственной конкурентоспособности и высокая надежность партнеров.

В целом можно отметить, что уровень деловой активности предпринимателей и ее успеваемость связаны как с оценкой внешних условий предпринимательской деятельности, так и с оценкой собственных возможностей и себя как субъекта предпринимательства. При этом более успешные предприниматели склонны выше оценивать зависимость развития своего бизнеса от своих усилий, а менее успешные – от влияния внешних условий.

Знание социально-психологических трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели, учет особенностей их психологии позволят более обоснованно строить работу государственных органов и предпринимательских структур по развитию предпринимательской деятельности в РФ.


Выводы по главе 1



1. Предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая хозяйственная деятельность (с собственным риском), осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли

2. Предпринимательство как комплексное явление, которое в условиях неопределенности, ориентируется на получение прибыли. При этом у предпринимателя должны быть следующие: самостоятельность, компетентность, осведомленность, взвешенность, способность налаживать необходимые контакты, принимать мгновенные решения, рисковать, ведь он отвечает за судьбу подчиненных.

3. По нашему мнению, сущность предпринимательства более полно раскрывается через его функции – творческую, ресурсную, организационную, мотивационную, социальную

4. Предпринимательская активность является составляющей социальной активности. Предпринимательство на территории России обуславливается национальными психологическими чертами отечественных предпринимателей, и шире – национальным способом организации общественной жизни (в частности, в аспекте предпринимательского явления).

5. Модель ментального измерения предпринимательства можно, отталкиваясь от выяснения сущности целостного феномена предпринимательства в аспекте определения его основных содержательных составляющих. Такая модель базируется на двух предыдущих концептуализациях: во-первых, концептуализации предпринимательской деятельности – как вызываемой особенностями предпринимательской общественной среды (предпринимательской культуры), принципиальными алгоритмами предпринимательской активности и имеет три уровня реализации деятельности (личностный уровень, социальный уровень, поведенческий уровень); во-вторых, толковании предпринимательской ментальности – как сочетающей историко-культурный, социально-экономический (хозяйственный) и национальный слои ментальности.

6. На базе анализа литературы были выделены главные психологические признаки предпринимательской деятельности: 1. Основанность на стартовом капитале, источниками которого могут быть собственные, привлеченные средства, также гранты и субсидии. 2. Рискованность, автономность (независимость).3. Ответственность. 4. Нацеленность на результат. 5. Постоянная сменность (мобильность). 6. Инновационность (новаторство). 7. Творчество



Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей развития предпринимательской активности




2.1 Обзор методов исследования социально-психологических особенностей предпринимательской активности



По содержанию можно выделить следующие группы методик:

1) Опросники потребностей и мотивов. Например, методика диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана, методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Мотивационная основа профессиональных предпочтений выявляется с помощью опросника "Якоря карьеры" Э.Шейна;

2) Изучение склонности и готовности к риску. Для этого используются, например, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, методика изучения импульсивности Г. Айзенка и другие; «Тест на общие способности к предпринимательству (GET TEST)», «Шкала самооценки инновационных качеств личности (Н. Лебедева, А. Татарко) для анализа предпринимательской активности.

3) Методики, направленные на выявление значимых ценностей и смыслов. В данную группу традиционно включают такие методики, как "Предельные смыслы" Д.А. Леонтьева, "Ценностные ориентации" М. Рокича, предложенная Е.Б. Фанталовой модификация методики Рокича (сокращенный до 12 список терминальных ценностей и процедура их попарного сравнения по критериям важности и доступности ценности), "Опросник терминальных ценностей" И.Г. Сенина, "Опросник ценностей" Шварца и др. Также изучение смысловых образований осуществляется с помощью анкет или сочинений. Например, исследовательским коллективом Психологического института РАО под руководством А.А. Бодалева была разработана анкета "О смысле жизни и акме", которая направлена на изучение индивидуальных особенностей смысловой сферы личности. Выявление уровня смысложизненных ориентаций осуществляется с помощью наиболее распространенной методики Д.А. Леонтьева "Тест смысложизненных ориентаций";

4) Группа методик, направленная на изучение креативных способностей предпринимателей. Здесь могут применяться различные тесты, изучающие творческое мышление. Наиболее распространенными являются тест вербальной креативности С. Медника, тесты Е. Торренса и другие методики;

5) Графический тест "Пространство моей жизни" Е.А. Максимовой позволяет выделить