Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для получения информации об особенностях семейного воспитания, следует во время знакомства обратить внимание на следующие моменты:

- дают ли родители ребёнку в первые минуты осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо (например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера);

- заботятся ли родители о самочувствии ребёнка во время пребывания в кабинете;

- доверяют ли родители ребёнку;

- сильно ли опекают;

- жёстко ли контролируют;

- поддерживают детскую инициативу или подавляют;

- рассказывая о ребёнке, говорят ли «мы» вместо «он» (например: «Мы умеем самостоятельно одеваться»);

- доверяют ли родители ребёнка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним;

- откровенны ли родители;

- легко ли вступают в контакт со специалистом, насколько настроены на сотрудничество;

- вступают ли родители в конкуренцию со специалистом;

- соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свою точку зрения.

Педагог наблюдает, как ребёнок приспосабливается к новой ситуации. То, как ребёнок будет вести себя в кабинете специалиста, продемонстрирует в определённой мере модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установлению отношений с новыми людьми. Поэтому диагностику развития социальных навыков ребёнка можно сосредоточить на наблюдении за такими чертами характера, как уверенность в себе, самостоятельность и инициативность, способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослым, эмоциональная чувствительность, усвоенные простейшие нормы и правила поведения.
Знакомство ребенка с ДОУ:

посещение адаптационной группы, посещение ребенком ДОУ во время прогулок детей с целью получения опыта встреч – прощаний с родителями.

Такая работа может проводиться за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. В этот период родителям предлагается посещать прогулки в детском саду (утренние, дневные, вечерние). Социальный педагог или педагог-психолог предлагает воспитателям взять на прогулку дополнительный игровой материал и подобрать игры, включающие детей и родителей в совместные игровые действия. При посещении утренних или вечерних прогулок внимание родителей «неорганизованных детей» обращается на «ритуалы» встречи и прощания родителей с детьми.


Все большую популярность приобретают адаптационные группы, которые дети могут посещать с родителями до поступления ребенка в ДОУ. Режим группы предполагает несколько занятий (4 –5), в ходе которых ребенок вместе с мамой может освоить пространство, где ему предстоит находиться. Такая форма работы, кроме всего позволяет ввести родителя ребенка в пространство детского сада и в дальнейшем сделать его взаимодействие с ДОУ активным.

Требования к проведению занятий с детьми и родителями в адаптационной группе


(из опыта работы «Детский сад

к
УЧЁТ

ВОЗРАСТНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ

ДЕТЕЙ


ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

ОПТИМАЛЬНАЯ

ПРЕДМЕТНАЯ

СРЕДА


ГИБКИЙ

ГРАФИК РАБОТЫ

СОБЛЮДЕНИЕ


САНИТАРНЫХ

НОРМ

омбинированного вида № 22» г. Череповца)

РОДИТЕЛИ-

УЧАСТНИКИ




ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО:


УЧАСТОК

ДЕТСКОГО САДА

ГРУППОВАЯ КОМНАТА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ


ЗАЛ


ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ

ЗАЛ



Анализ диагностических данных (опросы, наблюдения, карты), прогноз возможной адаптации, варианта ввода ребенка в постоянную группу. Приведем вариант прогноза адаптации:



Степени адаптации



Поведение ребенка:


Легкая адаптация

* Ребенок при посещении ДОУ спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Вступает в контакт по своей инициативе, может обратиться с вопросом, попросить о помощи.

* Ребенок умеет занять себя сам, использует в игре заместители (понарошку кормит куклу). Способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке.

* Речь хорошо развита. Настроение бодрое или спокойное. Эмоции легко распознаются.

* Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректирует после них свое поведение. Умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

* Родители доверяют ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают, если потребуется.

* Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, проявляют инициативу и самостоятельность.



Адаптация средней тяжести


* Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога (воспитателя), или через включение телесных ощущений. Может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.

* Речь в пределах возрастной нормы.

* На замечания и поощрения реагирует ребенок адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения.

* Родители часто не доверяют ребенку, делают замечания: «Не бери без спроса. Веди себя хорошо».

* Со специалистом родители откровенны, но чаще держатся на расстоянии. Рекомендации и советы психолога принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.



Тяжелая адаптация

* Контакт сребенком устанавливается только через родителей.

* Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий.

* Выглядит встревоженным, замкнутым.

* О развитии речи можно узнать только со слов родителей.

* Родители или игнорируют потребности ребенка, или опекают его во всем.

* Родители воспринимают встречу с психологом как экзамен. Они нуждаются в дополнительных консультациях



Очень тяжелая адаптация

* Во время первой встречи не удается установить контакт с ребенком.

* Родители тревожны, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.

* Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами. Иногда родители образуют пару: авторитарный муж – зависимая жена, или авторитарная бабушка – зависимая мать.





Консультирование по итогам первого этапа педагогов и родителей.

Как правило, консультирование носит информационно-рекомендательный характер. Психолог предоставляет информацию о преимуществах и проблемных сторонах ребенка, которые выявлены в доадаптационный период. Важно соблюдать принципы диагностического заключения: конкретность (родителям должно быть понятно, что можно предпринять), учет адресата (выводы и суждения должны быть сформулированы на языке обратившихся, быть им доступны), позитивная направленность (важно отметить преимущества ребенка, проблемы переформулировать в задачи, которые следует решать, поскольку это зона ближайшего развития ребенка, избегать указаний на недостатки), диалогичность (желательно спросить у родителей как они понимают проблему, прежде, чем сообщить свое мнение).

Важно помнить, что эффективность такого консультирования ограничена теми проблемами, которые связаны с отсутствием у родителей необходимой информации. Если налицо иная ситуация, проблемы обусловлены нарушениями более или менее выраженными в межличностных отношениях, то более адекватным будет личностное консультирование.

2 этап. Адаптационный.
Целью данного этапа является оптимизация условий и снижение психоэмоционального напряжения на основе изучения процесса адаптации.

  1. Обеспечение условий успешной адаптации

Создание условий является важнейшим фактором успешной адаптации в группе раннего возраста. Предметно-окружающая среда в группе должна соответствовать потребностям ребенка в адаптационный период. Во-первых, группа должна быть уютной, светлой, радостной. Беседуя с родителями в доадаптационный период, мы рекомендуем приблизить жизнь ребенка дома к условиям дошкольного учреждения, придерживаясь определенного режима дня, питания. Дошкольное учреждение также должно заботиться о близких к домашним условиях пребывания детей в ДОУ. Во-вторых, среда должна быть специально подготовлена для развития, разнообразной деятельности и отдыха.

Продуманная, правильно организованная среда не только помогает ребенку развиваться, она создает положительный климат в группе, снижает психоэмоциональное напряжение. И наоборот, несоответствие окружающей среды потребностям детей в этот период может стать серьезным препятствием в адаптации ребенка. В ряде случаев это может являться угрозой психологической безопасности личности ребенка (отсутствие условий для реализации естественных потребностей ребенка в движении и игре, несоблюдение гигиенических норм проветривания, светового и температурного режима, жесткое ограничение доступа к игрушкам, необоснованные запреты).


Чаще всего ребенок впервые попадает в дошкольное учреждение в возрасте 1,5 – 2 лет. Как известно, в этот период ведущим видом деятельности является предметно-манипулятивная деятельность. Через предметный мир малыш познает жизнь. Пространство, наполненное новыми, отличными от домашних предметами, может стать для малыша весьма заманчивым. Если это пространство частично освоено в условиях доадаптационной группы, когда ребенок чувствовал себя безопасно в присутствии родителей, дальнейшее его освоение начнется гораздо быстрее и свободнее.

Наполнение группы должно соответствовать, в первую очередь, потребностям детей, но в то же время быть удобным и для работы воспитателя. Реальность сегодняшнего дошкольного учреждения для многих детей раннего возраста, к сожалению чревата многочисленными депривациями, которые определяются окружением и средой, в которые попадает ребенок в дошкольном учреждении. (Депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей, Энциклопедический словарь медицинских терминов 1982-1984) Депривация может иметь различные причины, в том числе физиологические, биологические. В дошкольном учреждении чаще у ребенка возникают сенсорная и двигательные депривации. В первом случае ребенок испытывает сенсорный голод в условиях обедненной информационной среды, т.е. не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не возникает речь, не развиваются движения, отмечается торможение умственного развития. Понимая необходимость создавать сенсорно насыщенную среду, во многих учреждениях подходят к этому примитивно. Стараются максимально насытить интерьер красочными панно, картинками, выкрасить стены в яркие цвета, создать звуковой фон. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. С другой стороны, излишне насыщенная среда может вызвать своеобразное сенсорное переутомление, когда нагрузка возрастает и в сочетании с перенасыщением контактами с детьми и взрослыми приведет к ухудшению адаптации ребенка.