Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Знакомство родителей с ДОУ.

Положительным результатом данного этапа является уверенность родителей, что их ребенку в дошкольном учреждении будет хорошо, его здесь ждут. Важно сформировать положительную установку на сотрудничество детского сада и семьи.

Алгоритм данной работы может выглядеть следующим образом:

  • договоренность о встрече (например, по телефону) или предварительная встреча,

  • заключение договора с администрацией дошкольного учреждения,

  • экскурсия, знакомство со специалистами,

  • наглядная информация, памятки,

  • знакомство с правилами посещения групп раннего возраста,

  • сбор информации – заполнение анкет, карт.

Приведем пример рекомендаций и анкеты для родителей:
Анкета для родителей при поступлении ребенка в дошкольное учреждение

(Заполняется в ходе собеседования)

Ф.И. ребенка__________________________ Дата рождения___________________________ Родители (ФИО, возраст, профессия, образование):

Мама_________________________________________________________________________

Папа_________________________________________________________________________

Другие члены семьи, проживающие с ребенком ______________________ _____________________________________________________________________________

К кому из членов семьи ребенок наиболее привязан______________________ _____________________________________________________________________________

Как переносит разлуку с мамой _____________________________________ _____________________________________________________________________________

Какое настроение преобладает у ребенка в течение дня ____________________________________________________________________________

Как засыпает, привычки при засыпании, длительность дневного сна _____________________________________________________________________________

Аппетит, предпочтения в еде, самостоятельность __________________________ _____________________________________________________________________________

Отношение к горшку___________________________________________________________

Навыки опрятности __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Навыки самообслуживания _____________________________________________________

Вредные привычки _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________Взаимоотношения со взрослыми : родные ________________________________________
Незнакомые взрослые _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________

Контакты с детьми своего возраста___________________________________________

Старшего возраста_____________________________________________________________

Познавательные потребности ____________________________________________________

Игры, любимые игрушки __________________________________________________ _____

Что Вас радует в вашем ребенке _____________________________________ _____________________________________________________________________________Как ему помочь в стрессовой ситуации______________________________________ _____________________________________________________________________________

В чем его особенности _________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Стандартные рекомендации по подготовке ребенка

к посещению детского сада.

(БаландинаЛ.А, Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду». Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С 48 – 50.)

  • Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

  • Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ. Например: «Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада».

  • Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

  • Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из тка­ни, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами оригами - тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку - осенью вам проще будет отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.

  • Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

  • Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

  • Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

  • Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

  • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

  • В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

  • Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас.

  • Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

  • Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.



Установление эмоционального контакта с ребенком при посещении семьи специалистами и педагогами, приглашение ребенка с членом семьи в ДОУ.

Целью данной работы будет дальнейшее снижение возможных рисков при поступлении ребенка в ДОУ. Эмоциональный контакт позволяет не только познакомить ребенка со взрослыми, с которыми он будет находиться в детском саду, но задать вектор отношений, перейдя от конфликта «теперь ты останешься у нас» к «нам хорошо вместе», «мы можем ходить друг к другу в гости». Важным условием таких встреч должна быть направленность на ребенка, как главного участника встречи, а не на родителей, что часто происходит при традиционном посещении семьи педагогом. Такая встреча может сопровождаться совместными играми, обменом подарками. Где будет происходить эта встреча – можно решить совместно с родителями. Посещение ребенка дома педагогами группы имеет несомненные преимущества, так как происходит в психологически безопасной среде для ребенка, где он скорее пойдет на контакт с новым человеком. Тем ни менее, часть родителей может быть не готова к этому в силу разных обстоятельств: наличия тех или иных социальных и экономических проблем, страха оценки и т.д. Поэтому важно объяснить родителям цель прихода воспитателя, продумать совместные действия, чтобы эта встреча с ребенком была успешна. Вместе с тем встреча может быть проведена и в условиях ДОУ.
Игры на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю.

(из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)

  • Игра «Покружимся».

Материал: два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним.. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро, быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь.

И на землю повалюсь!

  • Игра с собачкой.

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:


Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест» суп, лает, говорит ребенку «спасибо».

  • Игра «Кто в кулачке?».

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак).

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! ( выставить вперед большой палец).

  • Игра «Книжка – угадай-ка».

Материал: записная книжка с проволочной спиралью.

Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу ( на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

Помимо установления эмоционального контакта в этот период также важно собрать необходимую информацию, продиагностировать ребенка с целью прогноза варианта адаптации.

Рассмотрим некоторые варианты сбора информации:

Примерный план наблюдения и собеседования


(При посещении семьи дома)

Посещение семьи осуществляют 1-2 воспитателя и педагог-психолог.

Время посещения семьи определяют родители.

Полученная информация носит строго конфедициальный характер.

  1. Знакомство с условиями проживания ребенка:

  • Игровым уголком, наличием игр и игрушек,

  • книжным уголком,

  • спальным местом,

  • местом, где проходит кормление.

2. Собеседование педагога-психолога с родителями(во время игр воспитателя с ребенком) для получения информации:

  • состав семьи,

  • система воспитательных воздействий на ребенка (участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий или непоследовательность, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком)

  • режим дня, насколько он приближен к режиму дошкольного учреждения,

  • процесс засыпания, привычки, продолжительность дневного сна,

  • питание – рацион, любимые блюда, как организовано питание,

  • самостоятельность в еде и одевании,

  • одевание – кто и как одевает,

  • прогулки – где проходят, кто из членов семьи чаще гуляет,

  • закаливание – регулярность, способ закаливания,

  • игры – любимые игры и игрушки, самостоятельность в игре,

  • взаимоотношения: преобладание строгости, баловства, ласковые имена, чем можно отвлечь, успокоить,

  • взаимоотношения со сверстниками (легкость контактов, стиль поведения, возможные агрессивные проявления),

  • вредные привычки,

  • страхи,

  • индивидуальные особенности ребенка: что нужно учитывать педагогам в работе с ним.

Примерный план проведения беседы с родителями в рамках первой встречи.


(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)

  • Причины помещения ребёнка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим;

  • Вероятность реализации ожиданий родителей и осознание ими того, от кого это зависит;

  • От кого зависит благополучие ребёнка в саду;

  • Чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой;

  • Ознакомление родителей с разными вариантами адаптации к детскому саду и в соответствии с этим различными вариантами введения детей в группу;

  • Прояснение возможностей родителей по оказанию помощи ребёнку во время первого месяца пребывания в детском саду;

  • Советы родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.