Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Знакомство родителей с ДОУ.
Положительным результатом данного этапа является уверенность родителей, что их ребенку в дошкольном учреждении будет хорошо, его здесь ждут. Важно сформировать положительную установку на сотрудничество детского сада и семьи.
Алгоритм данной работы может выглядеть следующим образом:
-
договоренность о встрече (например, по телефону) или предварительная встреча, -
заключение договора с администрацией дошкольного учреждения, -
экскурсия, знакомство со специалистами, -
наглядная информация, памятки, -
знакомство с правилами посещения групп раннего возраста, -
сбор информации – заполнение анкет, карт.
Приведем пример рекомендаций и анкеты для родителей:
Анкета для родителей при поступлении ребенка в дошкольное учреждение
(Заполняется в ходе собеседования)
Ф.И. ребенка__________________________ Дата рождения___________________________ Родители (ФИО, возраст, профессия, образование):
Мама_________________________________________________________________________
Папа_________________________________________________________________________
Другие члены семьи, проживающие с ребенком ______________________ _____________________________________________________________________________
К кому из членов семьи ребенок наиболее привязан______________________ _____________________________________________________________________________
Как переносит разлуку с мамой _____________________________________ _____________________________________________________________________________
Какое настроение преобладает у ребенка в течение дня ____________________________________________________________________________
Как засыпает, привычки при засыпании, длительность дневного сна _____________________________________________________________________________
Аппетит, предпочтения в еде, самостоятельность __________________________ _____________________________________________________________________________
Отношение к горшку___________________________________________________________
Навыки опрятности __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Навыки самообслуживания _____________________________________________________
Вредные привычки _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________Взаимоотношения со взрослыми : родные ________________________________________
Незнакомые взрослые _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Контакты с детьми своего возраста___________________________________________
Старшего возраста_____________________________________________________________
Познавательные потребности ____________________________________________________
Игры, любимые игрушки __________________________________________________ _____
Что Вас радует в вашем ребенке _____________________________________ _____________________________________________________________________________Как ему помочь в стрессовой ситуации______________________________________ _____________________________________________________________________________
В чем его особенности _________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Стандартные рекомендации по подготовке ребенка
к посещению детского сада.
(БаландинаЛ.А, Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду». Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С 48 – 50.)
-
Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. -
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ. Например: «Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада».
-
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. -
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами оригами - тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку - осенью вам проще будет отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком. -
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям. -
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. -
Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку. -
Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. -
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. -
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится». -
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас. -
Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. -
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.
Установление эмоционального контакта с ребенком при посещении семьи специалистами и педагогами, приглашение ребенка с членом семьи в ДОУ.
Целью данной работы будет дальнейшее снижение возможных рисков при поступлении ребенка в ДОУ. Эмоциональный контакт позволяет не только познакомить ребенка со взрослыми, с которыми он будет находиться в детском саду, но задать вектор отношений, перейдя от конфликта «теперь ты останешься у нас» к «нам хорошо вместе», «мы можем ходить друг к другу в гости». Важным условием таких встреч должна быть направленность на ребенка, как главного участника встречи, а не на родителей, что часто происходит при традиционном посещении семьи педагогом. Такая встреча может сопровождаться совместными играми, обменом подарками. Где будет происходить эта встреча – можно решить совместно с родителями. Посещение ребенка дома педагогами группы имеет несомненные преимущества, так как происходит в психологически безопасной среде для ребенка, где он скорее пойдет на контакт с новым человеком. Тем ни менее, часть родителей может быть не готова к этому в силу разных обстоятельств: наличия тех или иных социальных и экономических проблем, страха оценки и т.д. Поэтому важно объяснить родителям цель прихода воспитателя, продумать совместные действия, чтобы эта встреча с ребенком была успешна. Вместе с тем встреча может быть проведена и в условиях ДОУ.
Игры на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю.
(из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)
-
Игра «Покружимся».
Материал: два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним.. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро, быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь.
И на землю повалюсь!
-
Игра с собачкой.
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест» суп, лает, говорит ребенку «спасибо».
-
Игра «Кто в кулачке?».
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак).
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! ( выставить вперед большой палец).
-
Игра «Книжка – угадай-ка».
Материал: записная книжка с проволочной спиралью.
Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу ( на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.
Помимо установления эмоционального контакта в этот период также важно собрать необходимую информацию, продиагностировать ребенка с целью прогноза варианта адаптации.
Рассмотрим некоторые варианты сбора информации:
Примерный план наблюдения и собеседования
(При посещении семьи дома)
Посещение семьи осуществляют 1-2 воспитателя и педагог-психолог.
Время посещения семьи определяют родители.
Полученная информация носит строго конфедициальный характер.
-
Знакомство с условиями проживания ребенка:
-
Игровым уголком, наличием игр и игрушек, -
книжным уголком, -
спальным местом, -
местом, где проходит кормление.
2. Собеседование педагога-психолога с родителями(во время игр воспитателя с ребенком) для получения информации:
-
состав семьи, -
система воспитательных воздействий на ребенка (участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий или непоследовательность, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком) -
режим дня, насколько он приближен к режиму дошкольного учреждения, -
процесс засыпания, привычки, продолжительность дневного сна, -
питание – рацион, любимые блюда, как организовано питание, -
самостоятельность в еде и одевании, -
одевание – кто и как одевает, -
прогулки – где проходят, кто из членов семьи чаще гуляет, -
закаливание – регулярность, способ закаливания, -
игры – любимые игры и игрушки, самостоятельность в игре, -
взаимоотношения: преобладание строгости, баловства, ласковые имена, чем можно отвлечь, успокоить, -
взаимоотношения со сверстниками (легкость контактов, стиль поведения, возможные агрессивные проявления), -
вредные привычки, -
страхи, -
индивидуальные особенности ребенка: что нужно учитывать педагогам в работе с ним.
Примерный план проведения беседы с родителями в рамках первой встречи.
(из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)
-
Причины помещения ребёнка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим; -
Вероятность реализации ожиданий родителей и осознание ими того, от кого это зависит; -
От кого зависит благополучие ребёнка в саду; -
Чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой; -
Ознакомление родителей с разными вариантами адаптации к детскому саду и в соответствии с этим различными вариантами введения детей в группу; -
Прояснение возможностей родителей по оказанию помощи ребёнку во время первого месяца пребывания в детском саду; -
Советы родителям по подготовке ребёнка к детскому саду.