Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Адаптационный период делим на временные отрезки, которые включают в себя дни посещения между выходными (больничными), это может быть промежуток от 1 до 5 дней.

Месяц Параметр число

сентябрь

1

2

3

5

6

7

8

9

Отношение к расставанию с родителями

-3

-2

-2

0

1

1

1

2

Эмоциональное состояние

-3

-2

-1

2

2

3

2

1

Аппетит

-2

-3

-1

1

2

3

1

2

Сон

-2

-2

-2

1

1

1

1

2

Общение со сверстниками

-3

-3

-2

-2

-1

0

1

2

Отношение к уходу из детского сада

-3

-2

1

1

1

1

1

2




  1. В каждом временном промежутку подсчитываем суммарный балл по каждому параметру.

Месяц Параметр число

сентябрь




1

2

3




5

6

7

8

9




Отношение к расставанию с родителями

-3

-2

-2

-7

0

1

1

1

2

5

Эмоциональное состояние

-3

-2

-1

-6

2

2

3

2

1

10

Аппетит

-2

-3

-1

-6

1

2

3

1

2

9

Сон

-2

-2

-2

-6

1

1

1

1

2

6

Общение со сверстниками

-3

-3

-2

-7

-2

-1

0

1

2

0

Отношение к уходу из детского сада

-3

-2

1

-6

1

1

1

1

2

6





  1. Полученную сумму по каждому параметру делим на количество дней в данном промежутке

Месяц Параметр число

сентябрь

1

2

3







5

6

7

8

9







Отношение к расставанию с род.

-3

-2

-2

-7

-2,3

0

1

1

1

2

5

1

Эмоциональное состояние

-3

-2

-1

-6

-2

2

2

3

2

1

10

2

Аппетит

-2

-3

-1

-6

-2

1

2

3

1

2

9

1,8

Сон

-2

-2

-2

-6

-2

1

1

1

1

2

6

1,2

Общение со сверстниками

-3

-3

-2

-7

-2,3

-2

-1

0

1

2

0

0

Отношение к уходу из д/сада

-3

-2

1

-6

-2

1

1

1

1

2

6

1,2





  1. Находим суммарный балл по средним показателям параметров и делим его на 6 (кол-во параметров)

Месяц Параметр число

сентябрь

1

2

3







5

6

7

8

9







Отношение к расставанию с род.

-3

-2

-2

-7

-2,3

0

1

1

1

2

5

1

Эмоциональное состояние

-3

-2

-1

-6

-2

2

2

3

2

1

10

2

Аппетит

-2

-3

-1

-6

-2

1

2

3

1

2

9

1,8

Сон

-2

-2

-2

-6

-2

1

1

1

1

2

6

1,2

Общение со сверстниками

-3

-3

-2

-7

-2,3

-2

-1

0

1

2

0

0

Отношение к уходу из д/сада

-3

-2

1

-6

-2

1

1

1

1

2

6

1,2

Сумма













12,6



















7,2

Средний балл













2,1



















1,2


Таким образом, получилось , что показатель адаптированности на первой условной неделе: -2,1, а на второй условной неделе: 1,2.

С помощью данного алгоритма обрабатывается весь адаптационный период. В итоге мы имеем 6-8 показателей адаптированности (по количеству условных недель). На основе полученных данных вычерчиваем профиль адаптированности. Представленный пример подсчета первой и второй половины дня

На основе полученных данных мы можем произвести качественный анализ и выявить уровень адаптации. Оценка уровня адаптации весьма условна. Так к легкой степени адаптации О.И. Давыдова и А.А. Майер в книге «Адаптационные группы в ДОУ» М., 2005 год относят адаптацию в пределах месяца при исчезновении основных симптомов в течение 2-3 недель и отсутствии заболеваний. Они же определяют среднюю степень адаптации, протянувшуюся на 40 дней при наличии заболеваний, а тяжелую от 2 до 6 месяцев при повторяющихся заболеваниях.

В основном нормативы определяются следующим образом:


Времен. отрез

От 8 до 16

(3 условн.недели)

17 до 30 дней

(6 услов. недель)

степень

Показатели адаптивности

легкая

2,2 до 3




средняя

0,1 до 2,1

2,2 до 3

тяжелая

-1,4 до 0

0,1 до 2,1

дезадаптация

-3 до 0


Качественный анализ позволяет выявить основные особенности адаптации ребенка в дошкольном учреждении и составить индивидуальную программу по сопровождению ребенка, его семьи и педагогов группы.
КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ,

РАЗРАБОТАННЫЕ ИНСТИТУТОМ ПЕДИАТРИИ МЗ РФ?
Легкая степень адаптации

К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20 - 40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20 - 40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2 – 3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:

  1. нервно-психическое развитие отстает на 1 - 2 квартала, респираторные заболевания - более трех раз длительностью более 10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

  2. дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции нормализуются к 3 - 4-му месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала (от исходного), замедляются рост и прибавка в весе.