Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Адаптационный период делим на временные отрезки, которые включают в себя дни посещения между выходными (больничными), это может быть промежуток от 1 до 5 дней.
Месяц Параметр число | сентябрь | |||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Отношение к расставанию с родителями | -3 | -2 | -2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Эмоциональное состояние | -3 | -2 | -1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
Аппетит | -2 | -3 | -1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Сон | -2 | -2 | -2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Общение со сверстниками | -3 | -3 | -2 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
Отношение к уходу из детского сада | -3 | -2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
-
В каждом временном промежутку подсчитываем суммарный балл по каждому параметру.
Месяц Параметр число | сентябрь | | |||||||||
1 | 2 | 3 | | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | ||
Отношение к расставанию с родителями | -3 | -2 | -2 | -7 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | |
Эмоциональное состояние | -3 | -2 | -1 | -6 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 10 | |
Аппетит | -2 | -3 | -1 | -6 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 9 | |
Сон | -2 | -2 | -2 | -6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | |
Общение со сверстниками | -3 | -3 | -2 | -7 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 0 | |
Отношение к уходу из детского сада | -3 | -2 | 1 | -6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 |
-
Полученную сумму по каждому параметру делим на количество дней в данном промежутке
Месяц Параметр число | сентябрь | |||||||||||
1 | 2 | 3 | | | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | | |
Отношение к расставанию с род. | -3 | -2 | -2 | -7 | -2,3 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 1 |
Эмоциональное состояние | -3 | -2 | -1 | -6 | -2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 10 | 2 |
Аппетит | -2 | -3 | -1 | -6 | -2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 9 | 1,8 |
Сон | -2 | -2 | -2 | -6 | -2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | 1,2 |
Общение со сверстниками | -3 | -3 | -2 | -7 | -2,3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 |
Отношение к уходу из д/сада | -3 | -2 | 1 | -6 | -2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | 1,2 |
-
Находим суммарный балл по средним показателям параметров и делим его на 6 (кол-во параметров)
Месяц Параметр число | сентябрь | |||||||||||
1 | 2 | 3 | | | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | | |
Отношение к расставанию с род. | -3 | -2 | -2 | -7 | -2,3 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 1 |
Эмоциональное состояние | -3 | -2 | -1 | -6 | -2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 10 | 2 |
Аппетит | -2 | -3 | -1 | -6 | -2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 9 | 1,8 |
Сон | -2 | -2 | -2 | -6 | -2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | 1,2 |
Общение со сверстниками | -3 | -3 | -2 | -7 | -2,3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 |
Отношение к уходу из д/сада | -3 | -2 | 1 | -6 | -2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 | 1,2 |
Сумма | | | | | 12,6 | | | | | | | 7,2 |
Средний балл | | | | | 2,1 | | | | | | | 1,2 |
Таким образом, получилось , что показатель адаптированности на первой условной неделе: -2,1, а на второй условной неделе: 1,2.
С помощью данного алгоритма обрабатывается весь адаптационный период. В итоге мы имеем 6-8 показателей адаптированности (по количеству условных недель). На основе полученных данных вычерчиваем профиль адаптированности. Представленный пример подсчета первой и второй половины дня
На основе полученных данных мы можем произвести качественный анализ и выявить уровень адаптации. Оценка уровня адаптации весьма условна. Так к легкой степени адаптации О.И. Давыдова и А.А. Майер в книге «Адаптационные группы в ДОУ» М., 2005 год относят адаптацию в пределах месяца при исчезновении основных симптомов в течение 2-3 недель и отсутствии заболеваний. Они же определяют среднюю степень адаптации, протянувшуюся на 40 дней при наличии заболеваний, а тяжелую от 2 до 6 месяцев при повторяющихся заболеваниях.
В основном нормативы определяются следующим образом:
-
Времен. отрез
От 8 до 16
(3 условн.недели)
17 до 30 дней
(6 услов. недель)
степень
Показатели адаптивности
легкая
2,2 до 3
средняя
0,1 до 2,1
2,2 до 3
тяжелая
-1,4 до 0
0,1 до 2,1
дезадаптация
-3 до 0
Качественный анализ позволяет выявить основные особенности адаптации ребенка в дошкольном учреждении и составить индивидуальную программу по сопровождению ребенка, его семьи и педагогов группы.
КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ,
РАЗРАБОТАННЫЕ ИНСТИТУТОМ ПЕДИАТРИИ МЗ РФ?
Легкая степень адаптации
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20 - 40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20 - 40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2 – 3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:
-
нервно-психическое развитие отстает на 1 - 2 квартала, респираторные заболевания - более трех раз длительностью более 10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов. -
дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции нормализуются к 3 - 4-му месяцу пребывания в ДОУ, нервно-психическое развитие отстает на 2-3 квартала (от исходного), замедляются рост и прибавка в весе.