Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обязательно должна быть предусмотрена зона двигательной активности, которая важна не только с точки зрения физического развития. Психоэмоциональное напряжение ребенка можно отследить в основном на уровне телесных, физических проявлений, поскольку ребенок именно таким образом «разряжается». Накопившееся отрицательное напряжение выражается в плаче, истериках, топанье ногами, мышечных зажимах тела, немотивированной агрессии (драчливость, кусание других детей). Снять это напряжение помогают предметы, стимулирующие физическую активность в приемлемых формах: мягкие мячи для бросания, горка, подушки.
Сбросив острое напряжение, малышу важно успокоиться, что так важно в адаптационный период. В этом случае будет полезен сухой бассейн, уголок уединения, емкости для манипуляций с сыпучими предметами (крупы, бобы, чечевица).
Положительное влияние на состояние ребенка оказывают знакомые, домашние предметы. Особое место могут занять в группе фотографии, любимые игрушки. Хорошо, если в кроватке ребенка будет ждать особая игрушка, с которой он будет спать. Важно помнить о том, с каким трепетом малыши относятся к такому «кусочку дома», поэтому эти вещи в период адаптации могут быть только индивидуальными.
Если ребенок попадает в период адаптации в благожелательную среду, где все продумано, направлено на ребенка, доступно и открыто, то можно с уверенностью прогнозировать более успешную адаптацию большинства воспитанников. Враждебная среда, где пространство обеднено и обезличено, недоступно, неудобно процессы адаптации усложняет. Усложняется также и деятельность педагога, поскольку в такой среде единственной опорой для адаптации остается педагог.
-
Прием ребенка в группу.
Прием ребенка должен осуществляться после согласования его сроков специалистами ДОУ и родителями по гибкому графику с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его состоянием здоровья на период приема, прогноза адаптации, наполнением группы. Оптимальным считается прием новых детей с интервалом 5 дней. Как правило, первые дни ребенок посещает группу несколько часов, затем первую половину дня и при привыкании вводится на весь день. Существует множество рекомендаций в педагогической литературе, в основе которых лежит требование к ознакомлению родителей с правилами приема ребенка в группу заранее в доадаптационный период. Основу этих рекомендаций составляют следующие положения:
-
Перед приходом ребенка в дошкольное учреждение необходимо проконсультироваться со специалистами (медиками, психологами, педагогами) по вопросам адаптации и возможных трудностей. -
Для лучшего привыкания необходимо сблизить режим дня и питания дома и в дошкольном учреждении. -
Необходимо заранее познакомиться с обстановкой, педагогами и детьми, с которыми ребенок будет посещать группу. -
Не нужно обсуждать тревоги и страхи в отношении детского сада в присутствии ребенка. -
Не нужно оставлять малыша сразу надолго. -
Ребенок должен знать, что его любят по-прежнему.
При введении ребенка в группу недопустимо:
-
Форсирование сроков ввода ребенка в группу. -
Ввод нездорового, даже легко заболевшего ребенка. -
Прием ребенка в кризисные периоды - «кризис 3 лет», который может начаться в уже в 2,5 года. Некоторые исследователи такими периодами считаются эпикризные сроки 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.., 2г.3м., 2г.6м., 2г.9м., 3года. -
Совмещать этот период и борьбу с вредными привычками.
-
Оценка процесса адаптации.
Каждый ребенок уникален и неповторим, у каждого малыша, приходящего в детский сад, свой маршрут адаптации. Мы можем лишь несколько сгруппировать показатели, чтобы определить наши действия в дальнейшем. Необходимо помнить, что в период адаптации у большинства детей наблюдается регресс в речи, умениях, навыках, снижение эмоционального настроя, различные психологические и физиологические нарушения как ответ на сложную стрессовую ситуацию. Причинами такой ситуации могут быть как факторы, не подлежащие изменению (сама ситуация посещения детского сада, длительное нахождение в большом коллективе детей), так и факторы, которые можно отследить и изменить. К таким факторам относят:
-
фрустрация базовых потребностей ребенка, -
строгие дисциплинарные правила, за которыми следует наказание, -
общение с детьми, которые агрессивны и т.д., -
одновременное общение с несколькими взрослыми.
Эти вопросы рассматривались Н.М. Аксариной, К.Л. Печерой и другими авторами. Мы предлагаем вариант, разработанный на базе дошкольных учреждений города Череповца
Педагог фиксирует данные наблюдения в специальный протокол, где отмечаются:
Особенности поведенческой реакции:
-
отношение к расставанию с родителями, -
эмоциональное состояние, -
аппетит, -
сон, -
общение со сверстниками, -
отношение к уходу из детского сада.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных приводятся ниже краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, -1, -2, -3). Суммарно по всем шести факторам можно получить +18 или -18, в интервале чего и определяется уровень адаптации.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ:
-
Отношение к расставанию с родителями
+3 Жизнерадостный, поддается ритуалам прощания.
+2 Огорчается при уходе родителей, но в дальнейшем ведет себя спокойно.
+1 Не плачет, но не хочет расставаться с родителями или личными вещами.
-1 Легкая плаксивость, хныканье при расставании с родителями
-2 Плачет, плаксивость сохраняется в течение дня.
-3 Крик при расставании, ребенка трудно оторвать от родителей.
-
Эмоциональное состояние ребенка
+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1 Иногда задумчив, замкнут.
-1 Легкая плаксивость, хныканье.
-2 Плачет за компанию; плач приступообразный.
-3 Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
-
Аппетит ребенка
+3 Нормальный аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 Ест до насыщения.
+1 Аппетит выборочный.
-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2 Ест долго, неохотно.
-3 Отвращение к еде, кормление мучительно, рвота.
-
Сон ребенка
+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 Сон спокойный.
+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
-3 Отсутствие сна, плач.
-
Социальные контакты ребенка
+3 Охотно играет с другими детьми.
+2 Охотно играет один.
+1 Сдержан, просится на руки; неохотно играет.
-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
-
Отношение к уходу из детского сада
+3 Спокойно уходит, радуется приходу родителей.
+2 Бурно реагирует на приход родителей (или не желает уходить из дет. сада)
+1 Начинает плакать, когда приходят родители.
-1 Проявляет тревогу, реагирует на приход любого взрослого.
-2 Периодически оглядывается на дверь, говорит о приходе родителей.
-3 Постоянное стремление уйти.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ или быть сколь угодно долгой.
Невротические реакции:
-
общение только в определенных условиях, -
стремление спрятаться от взрослых, -
проблемы пищеварения, -
пристрастия к личным вещам, -
наличие страхов, -
истерические реакции, неуправляемое поведение, -
бледность, тремор подбородка, пальчиков.
Невротические реакции отмечаются в специальных графах (+) в день их проявления и учитываются при качественном анализе степени адаптации. Так же при качественном анализе учитывается заболеваемость, которая так же фиксируется педагогами в нижней части адаптационного листа.
Алгоритм обсчета адаптационных листов.
Месяц Параметр число | сентябрь | |||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Отношение к расставанию с родителями | -3 | -2 | -2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Эмоциональное состояние | -3 | -2 | -1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 |
Аппетит | -2 | -3 | -1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Сон | -2 | -2 | -2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Общение со сверстниками | -3 | -3 | -2 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
Отношение к уходу из детского сада | -3 | -2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |