Файл: Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обязательно должна быть предусмотрена зона двигательной активности, которая важна не только с точки зрения физического развития. Психоэмоциональное напряжение ребенка можно отследить в основном на уровне телесных, физических проявлений, поскольку ребенок именно таким образом «разряжается». Накопившееся отрицательное напряжение выражается в плаче, истериках, топанье ногами, мышечных зажимах тела, немотивированной агрессии (драчливость, кусание других детей). Снять это напряжение помогают предметы, стимулирующие физическую активность в приемлемых формах: мягкие мячи для бросания, горка, подушки.

Сбросив острое напряжение, малышу важно успокоиться, что так важно в адаптационный период. В этом случае будет полезен сухой бассейн, уголок уединения, емкости для манипуляций с сыпучими предметами (крупы, бобы, чечевица).

Положительное влияние на состояние ребенка оказывают знакомые, домашние предметы. Особое место могут занять в группе фотографии, любимые игрушки. Хорошо, если в кроватке ребенка будет ждать особая игрушка, с которой он будет спать. Важно помнить о том, с каким трепетом малыши относятся к такому «кусочку дома», поэтому эти вещи в период адаптации могут быть только индивидуальными.

Если ребенок попадает в период адаптации в благожелательную среду, где все продумано, направлено на ребенка, доступно и открыто, то можно с уверенностью прогнозировать более успешную адаптацию большинства воспитанников. Враждебная среда, где пространство обеднено и обезличено, недоступно, неудобно процессы адаптации усложняет. Усложняется также и деятельность педагога, поскольку в такой среде единственной опорой для адаптации остается педагог.


  1. Прием ребенка в группу.

Прием ребенка должен осуществляться после согласования его сроков специалистами ДОУ и родителями по гибкому графику с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его состоянием здоровья на период приема, прогноза адаптации, наполнением группы. Оптимальным считается прием новых детей с интервалом 5 дней. Как правило, первые дни ребенок посещает группу несколько часов, затем первую половину дня и при привыкании вводится на весь день. Существует множество рекомендаций в педагогической литературе, в основе которых лежит требование к ознакомлению родителей с правилами приема ребенка в группу заранее в доадаптационный период. Основу этих рекомендаций составляют следующие положения:


  • Перед приходом ребенка в дошкольное учреждение необходимо проконсультироваться со специалистами (медиками, психологами, педагогами) по вопросам адаптации и возможных трудностей.

  • Для лучшего привыкания необходимо сблизить режим дня и питания дома и в дошкольном учреждении.

  • Необходимо заранее познакомиться с обстановкой, педагогами и детьми, с которыми ребенок будет посещать группу.

  • Не нужно обсуждать тревоги и страхи в отношении детского сада в присутствии ребенка.

  • Не нужно оставлять малыша сразу надолго.

  • Ребенок должен знать, что его любят по-прежнему.

При введении ребенка в группу недопустимо:

  • Форсирование сроков ввода ребенка в группу.

  • Ввод нездорового, даже легко заболевшего ребенка.

  • Прием ребенка в кризисные периоды - «кризис 3 лет», который может начаться в уже в 2,5 года. Некоторые исследователи такими периодами считаются эпикризные сроки 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.., 2г.3м., 2г.6м., 2г.9м., 3года.

  • Совмещать этот период и борьбу с вредными привычками.




  1. Оценка процесса адаптации.

Каждый ребенок уникален и неповторим, у каждого малыша, приходящего в детский сад, свой маршрут адаптации. Мы можем лишь несколько сгруппировать показатели, чтобы определить наши действия в дальнейшем. Необходимо помнить, что в период адаптации у большинства детей наблюдается регресс в речи, умениях, навыках, снижение эмоционального настроя, различные психологические и физиологические нарушения как ответ на сложную стрессовую ситуацию. Причинами такой ситуации могут быть как факторы, не подлежащие изменению (сама ситуация посещения детского сада, длительное нахождение в большом коллективе детей), так и факторы, которые можно отследить и изменить. К таким факторам относят:

  • фрустрация базовых потребностей ребенка,

  • строгие дисциплинарные правила, за которыми следует наказание,

  • общение с детьми, которые агрессивны и т.д.,

  • одновременное общение с несколькими взрослыми.
Во время адаптации ребенка к детскому саду, наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процессов адаптации. Для этого педагогом ведется индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям.

Эти вопросы рассматривались Н.М. Аксариной, К.Л. Печерой и другими авторами. Мы предлагаем вариант, разработанный на базе дошкольных учреждений города Череповца


Педагог фиксирует данные наблюдения в специальный протокол, где отмечаются:

Особенности поведенческой реакции:

  • отношение к расставанию с родителями,

  • эмоциональное состояние,

  • аппетит,

  • сон,

  • общение со сверстниками,

  • отношение к уходу из детского сада.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных приводятся ниже краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, -1, -2, -3). Суммарно по всем шести факторам можно получить +18 или -18, в интервале чего и определяется уровень адаптации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ:

  1. Отношение к расставанию с родителями

+3 Жизнерадостный, поддается ритуалам прощания.

+2 Огорчается при уходе родителей, но в дальнейшем ведет себя спокойно.

+1 Не плачет, но не хочет расставаться с родителями или личными вещами.

-1 Легкая плаксивость, хныканье при расставании с родителями

-2 Плачет, плаксивость сохраняется в течение дня.

-3 Крик при расставании, ребенка трудно оторвать от родителей.

  1. Эмоциональное состояние ребенка

+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1 Иногда задумчив, замкнут.

-1 Легкая плаксивость, хныканье.

-2 Плачет за компанию; плач приступообразный.

-3 Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

  1. Аппетит ребенка

+3 Нормальный аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 Ест до насыщения.

+1 Аппетит выборочный.

-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 Ест долго, неохотно.

-3 Отвращение к еде, кормление мучительно, рвота.

  1. Сон ребенка

+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 Сон спокойный.

+1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 Отсутствие сна, плач.

  1. Социальные контакты ребенка


+3 Охотно играет с другими детьми.

+2 Охотно играет один.

+1 Сдержан, просится на руки; неохотно играет.

-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

  1. Отношение к уходу из детского сада

+3 Спокойно уходит, радуется приходу родителей.

+2 Бурно реагирует на приход родителей (или не желает уходить из дет. сада)

+1 Начинает плакать, когда приходят родители.

-1 Проявляет тревогу, реагирует на приход любого взрослого.

-2 Периодически оглядывается на дверь, говорит о приходе родителей.

-3 Постоянное стремление уйти.


Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ или быть сколь угодно долгой.

Невротические реакции:

  • общение только в определенных условиях,

  • стремление спрятаться от взрослых,

  • проблемы пищеварения,

  • пристрастия к личным вещам,

  • наличие страхов,

  • истерические реакции, неуправляемое поведение,

  • бледность, тремор подбородка, пальчиков.

Невротические реакции отмечаются в специальных графах (+) в день их проявления и учитываются при качественном анализе степени адаптации. Так же при качественном анализе учитывается заболеваемость, которая так же фиксируется педагогами в нижней части адаптационного листа.

Алгоритм обсчета адаптационных листов.

Месяц Параметр число

сентябрь

1

2

3

5

6

7

8

9

Отношение к расставанию с родителями

-3

-2

-2

0

1

1

1

2

Эмоциональное состояние

-3

-2

-1

2

2

3

2

1

Аппетит

-2

-3

-1

1

2

3

1

2

Сон

-2

-2

-2

1

1

1

1

2

Общение со сверстниками

-3

-3

-2

-2

-1

0

1

2

Отношение к уходу из детского сада

-3

-2

1

1

1

1

1

2