Файл: Книга принадлежит контакты владельца.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

244
Глава 2.6
переходят под их патронаж. Patagonia старается помочь всей отрасли в целом повысить экологические стандарты. В то же время ее сотрудники радуются, если покупатели вы- бирают Patagonia, а не конкурентов, использующих материалы, загрязняющие окру- жающую среду, и токсичные красители для ткани.
Для участковой медсестры или медбрата существует этический
императив: они должны перестать быть необходимыми.
Йос де Блок
Сходным образом рост компании важен постольку, поскольку дает возможность увеличить масштаб реализации цели компании, но не сам по себе. Вспомните, напри- мер, что Buurtzorg активно помогает пациентам создать сеть поддержки из членов семьи, друзей и соседей. Фактически сотрудники стараются как можно скорее свести на нет свое присутствие в жизни пациента. В этом они весьма преуспели: в 2009 г. ис- следования показали: пациенты Buurtzorg вдвое скорее перестают нуждаться в меди- цинском обслуживании, чем клиенты конкурентов, и в конечном итоге используют лишь 50% положенных часов медицинского ухода. Основная стратегия организации — помочь пациентам стать здоровее и свободнее — фактически направлена на сокраще- ние темпов роста бизнеса. Сходным образом поступает Patagonia, знаменитая объяв- лениями во всю страницу: «Не покупайте эту куртку». Такие объявления — часть ее программы «Партнерство общей идеи»*. В Patagonia считают, что у жителей разви- тых стран в шкафах достаточно одежды, чтобы не замерзнуть до конца жизни. Одна- ко мы продолжаем покупать новую, ее производство наносит вред природе, а в итоге тонны ненужной одежды оказываются на свалках. «Партнерство общей идеи» нано- сит серьезный удар по этой общепринятой практике. (Далее обыгрывается экологиче- ское «правило трех R»: Reduce — сокращай потребление, Reuse — используй повторно,
Recycle — перерабатывай. — Прим. пер.) Члены «Партнерства» идут путем экономии
(изготовляя одежду, способную прослужить дольше), ремонта (Patagonia чинит одежду клиентов), повторного использования (компания перепродаст вашу ношеную одежду на интернет-аукционе eBay или в специальных комиссионных отделах своих магази- нов) и переработки (вы можете вернуть старую одежду в Patagonia, где ее переработа- ют). Повредит ли подобная инициатива росту компании в краткосрочной перспективе?
Да, каждая починенная и каждая перепроданная куртка означает не купленную новую.
* Игра слов: Common Threads Partnership, Common Threads можно перевести и как «общая идея», и как «общая нить». Прим. пер.


245
Внимание к эволюционной цели организации
Увеличит ли такая программа рост компании в долгосрочной перспективе, за счет вы- сокой лояльности клиентов? Возможно. Но решение, принятое в Patagonia, продикто- вано не ожиданиями доходов в будущем. Компания пошла по пути, определенному осознанным выбором смысла деятельности. Этот путь может привести к снижению доходов от продаж, и Patagonia будет вынуждена это принять.
Парадокс состоит в том, что, будучи свободны от Оранжевой одержимости ростом,
Buurtzorg, Patagonia и другие организации, описанные в этом исследовании, достигают фантастических показателей роста. Практические Бирюзовые подходы к работе высво- бождают в организациях огромную энергию. Когда эта энергия находит себе приложе- ние в виде благородной цели, а мир глубочайшим образом заинтересован в результатах, что остается организации, как не расти?
Прибыль
В Оранжевых организациях смотрят на все преимущественно с точки зрения выгоды для владельцев компании. Утверждается, что главнейшая обязанность корпорации — максимизация прибыли. Во многих странах такой взгляд закреплен законодательно, на руководство могут подать в суд за решения, ставящие под угрозу рентабельность.
Под гипнозом показателя стоимости акций акционерные компании не сводят глаз с итоговых строк финансовой отчетности. Прибыли и убытки прогнозируются месяц за месяцем, квартал за кварталом, и все, что может увеличить или уменьшить цифру в итоговой строке, анализируется, а потом анализируется на всякий случай еще раз.
Коммерческие организации, описанные в этой книге, глядят на прибыль по-иному.
Прибыль необходима, инвесторы заслуживают справедливого дохода от своих вложе- ний, но важна не столько прибыль, сколько осмысленная цель деятельности компании.
Сразу несколько основателей исследуемых организаций использовали одну и ту же ме- тафору: прибыль — это как воздух для дыхания. Он нужен для жизни, но живем мы не для того, чтобы дышать. Тами Саймон, CEO компании Sounds True, дает простое и красивое определение цели компании:
«На бизнес обычно смотрят так: то, что мы делаем, должно помочь нам больше за- работать, стать более продуктивными и прочее в том же роде. Но я так не думаю.
Я думаю, что бизнес — это когда мы собираемся вместе и образуем сообщество, по- могающее нам удовлетворить человеческую потребность в самореализации»
3
Для Бирюзовых организаций прибыль — это побочный продукт отлично выпол- ненной работы.

246
Глава 2.6
Пожалуй, лучше всего это определил психолог Виктор Франкл: «Не ставьте себе целью успех — чем больше вы будете стремиться к нему, тем вернее вы его упустите.
За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться — и получается — как неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу». Это еще один великий парадокс: если во главу угла ставить цель, а не прибыль, прибыль, как правило, возрастает.
Несколько из основателей описанных здесь организаций вообще не собирались создавать свой бизнес. Они следовали некоей оформившейся идее, в каком-то смысле, возможно, коммерческой, но идея была важнее прибылей в самом буквальном смыс- ле этих слов. Ивон Шуинар, основатель и владелец компании Patagonia, совсем не со- бирался посвящать свою жизнь бизнесу, пока не наткнулся на идею, превратившуюся в компанию стоимостью $540 миллионов, где работают 1350 человек.
Говоря откровенно, я, конечно же, хочу, чтобы мои фильмы приносили
деньги, но деньги — это лишь топливо для ракеты. На самом деле я хочу
куда-то двигаться. Двигаться, а не копить топливо.
Брэд Берд, режиссер мультфильмов «Суперсемейка» и «Рататуй»
Ребенком Шуинар каждую свободную минуту проводил на природе: взбирал- ся на скалы, нырял, обучал ястребов для охоты. В школе он чувствовал себя лишним, и, по его словам, уроки для него были «возможностью тренироваться в задержке дыха- ния, чтобы в выходной нырнуть еще глубже и поймать еще больше морских ушек и ома- ров у берегов Малибу». Уйдя из школы, он жил, не имея постоянного дохода, находя приют в заброшенных лачугах на пляже или в горах, прыгая на товарные поезда, чтобы добраться до новой горы или до нового места для дайвинга. В 1957 г. он купил на свалке кузнечный горн, топившийся углем, и самоучкой выучился ковать, чтобы делать альпи- нистские крючья. Друзья попросили его сделать такие же крючья и для них, и Шуинар нашел способ зарабатывать на свою немудреную жизнь. Годами он зимой ковал крючья, чтобы с апреля по июль взбираться на стены в Йосемитских горах, остаток лета прово- дить в Вайоминге, а осенью снова возвращаться в Йосемитские горы, где он оставался вплоть до ноября и первого снега. Никто, а более всего — он сам, не мог бы счесть такого человека бизнесменом. Но он стал им и владеет сейчас многомиллионной компанией. Од- нако трезвого взгляда на темные и светлые стороны такого занятия не теряет:
«Я уже почти полвека как бизнесмен. Но произнести эти слова для меня так же тя- жело, как для кого-нибудь признаться в том, что он юрист или алкоголик. Я никогда


247
Внимание к эволюционной цели организации
не уважал профессию бизнесмена. Именно бизнес отвечает за большинство эколо- гических проблем, уничтожает культуру коренных народов, отнимает деньги у бедных и отдает их богатым, отравляет землю выбросами своих заводов.
Но, с другой стороны, бизнес делает для нас еду, лечит, контролирует числен- ность населения, дает людям работу, обогащает в целом нашу жизнь. И все то хоро- шее, что делает бизнес, включая прибыль, можно делать, не продавая своей души»
4
Опыт, определивший подход Шуинара к бизнесу, пришел к нему в 1970 г. в горах.
«После восхождения по маршруту Нос на Эль-капитан, практически нетронутый еще несколько сезонов назад, я вернулся домой совершенно удрученный увиденными разрушениями. Постоянное вбивание твердых стальных крючьев в одни и те же не- большие трещины в скале, а потом еще и выдергивание страшно изуродовали гору.
Фрост [друг и помощник Шуинара по кузнице] и я решили, что наш кузнечный биз- нес надо постепенно ликвидировать. <…> крючья были его главной составляющей, но мы уничтожали ими наши любимые горы»
5
Шуинар и Фрост нашли альтернативу стальным крючьям — алюминиевые клинья: их можно вгонять руками, не повреждая скалу. Два года спустя Шуинар выпустил свой первый каталог, и через месяц-другой с крючьями было покончено. Клинья продава- лись быстрее, чем их успевали сделать. Ивон Шуинар неожиданно обнаружил в альпи- нистской среде огромную потребность предаваться своему занятиию таким образом, чтобы не наносить вреда окружающей среде.
Для Тами Саймон высокая цель также шла впереди коммерческих интересов.
«Я в некотором смысле довольно странная личность. Я ушла из колледжа, поскольку не могла быть сама собой в академической среде. <…> Я чувствовала, что академи- ческая среда вынуждает меня играть роль, вести себя так, словно у меня уже есть ответы на все вопросы, тогда как на самом деле мне хотелось изучить все гораз- до глубже. <…> Я погрузилась внутрь себя, настойчиво молилась, и молитва моя была связана с потребностью служения. <…> когда в 20 лет я решила бросить кол- ледж, я думала так: “Прошу, пусть у меня получится взять все мои таланты, которы- ми одарила меня дружная и любящая семья, а также потрясающие возможности для получения высшего образования и… отдать все это каким-то образом, — молилась я. — Боже, я хочу исполнять Твою волю. Пожалуйста, покажи мне, что это значит. По- жалуйста, просто возьми и покажи”.


248
Глава 2.6
Слова “Хочу исполнять Твою волю” очень важны для меня в особенном смысле, потому что я не хотела делать все по-своему. Я не требовала, чтобы все делалось непременно так, как хочу я. Но в то же время я не хотела быть безвольной и бездея- тельной, просто сидеть в кафе и ждать, пока мои таланты вдруг внезапно раскроются.
Я чувствую, что идея компании Sounds True пришла ко мне тогда, в 20 лет, как дар свыше, как договор с Вселенной, как некая клятва, и я пообещала: “Я буду слу- жить Тебе. Я буду добросовестно работать”. А в ответ, с другой стороны, мне было сказано: “Тебе помогут, тебе покажут, тебе откроются двери, ты встретишь нужных людей, наткнешься на благоприятные возможности”. Это было ощущение подлин- но космического соглашения о том, что… я смогу помочь распространить мудрость разных традиций по всему миру. И смогу сделать это искренне, с полной самоотда- чей. Таковы были мои взгляды с самого начала. С самого начала речь шла, по сути, не обо мне. Я хотела стать собой, стать настоящей и дать что-то миру»
6
Принятие решений через понимание эволюционной цели
Сердце каждой организации — личность, готовая исследовать новые
возможности.
М. Уитли, М. Келлнер-Роджерс
Если речь не идет о сделках, связанных с прибылями и долей рынка, на основании чего тогда принимают важные решения Бирюзовые организации? Они вслушиваются и ста-
раются понять, в чем состоит цель деятельности и смысл существования организации.
Это совершенно новая терминология в области организационной структуры. Конку- рентная Оранжевая парадигма считает, что организации — это машины, а у машины нет души и нет никаких своих собственных целей деятельности. С этой точки зрения, обя- занность CEO и руководства — решить, что надо делать этой машине. В Эволюционной
Бирюзовой парадигме организация мыслится как живой организм, существо, наделенное собственной энергией, личностью, творческим потенциалом и направлением развития.
Не нужны указания, что же надо делать, нужно вслушаться, что же происходит, присо- единиться к этому, как в танце, понять, куда он нас поведет.
Брайан Робертсон, создатель холакратии, использует термин эволюционная цель, чтобы обозначить организации, ощущающие, как мы с вами, свое призвание и наде- ленные энергией развития, движущей их в сторону осуществления призвания.


249
Внимание к эволюционной цели организации
«Что такое личность организации? Чего она требует? <…> Здесь можно использовать метафору совместного жизненного пути родителя и ребенка: мы понимаем, что у наше- го ребенка есть своя отдельная личность, своя собственная стезя и собственная цель.
Даже если я искренне убежден, что мой отпрыск должен стать врачом, это не означает, что я должен непременно осуществить этот проект над своим ребенком. Это трудный, взаимозависимый процесс. Став родителями, мы узнаем, что здоровый и подлинный путь родителя — это путь отделения ребенка от себя, а ирония состоит в том, что эта дифференциация родителя и ребенка ведет к более осознанному единству, к взаимо- отношениям и взаимосвязи, но теперь это будут отношения между равными. <…>
Мы, люди, можем настроиться на звучание эволюционной цели организации, но ключ к ней в разделении личностей, наших и организации. Нужно выяснить:
“В чем состоит призвание организации?” — а не “На что может сгодиться эта орга- низация, оказалавшаяся в нашей собственности?” Скорее, так: “Что это за живое су- щество перед нами, во что эта живая система может превратиться?” Именно это мы и подразумеваем под эволюционной целью: глубочайший творческий потенциал при- вносит в жизнь что-то новое, какую-то новую энергию, что-то ценное для мира. <…>
На творческий импульс или потенциал надо настроиться, он существует независимо от того, чего хотим мы сами»
7
Buurtzorg — интересная иллюстрация к утверждению Робертсона. Компания была со- здана не только по причине недовольства тем, во что существующие патронажные органи- зации Нидерландов превратили благородную профессию медсестры-медбрата, разбив ее на серии отдельных, бессмысленных действий. Идея выросла из нового, более широкого понимания задач соседского ухода на дому. Цель состояла не в том, чтобы вколоть лекар- ство или сменить повязку, а в том, чтобы помочь пациентам зажить разнообразной, осмыс- ленной и самостоятельной жизнью в той мере, в какой возможно. Внутри такого широкого понимания цели Buurtzorg продолжает развиваться и следовать своему призванию.
Недавно, например, одна из команд в сельской местности разработала новую концеп- цию: пансионат для пациентов, дающий возможность отдохнуть тем, кто осуществляет за ними основной уход. Организация обеспечивает медицинской помощью, но кто-то еще, часто муж или жена пациента, иногда его сын или дочь, несет основное бремя ухо- да за ним. Нередки случаи, когда ухаживающий супруг, тоже пожилой, бывает просто вымотан непрерывным бдением рядом с больным, иногда круглые сутки напролет. Если напряжение слишком возрастает, тот, кто осуществляет основной уход, может свалиться и тоже заболеть. «По-моему, будет просто замечательно, — подумала одна из медсестер
Buurtzorg, — если организовать заведение, куда можно положить пациентов на день, или
на два, или даже на неделю, что-то вроде пансиона, где обеспечивают кровать, трехра-
зовое питание и уход, чтобы тот, кто ухаживает за больным постоянно, мог позволить