Файл: Э. А. мАркАрьян, Г. П. ГерАсименко, с. Э. мАркАрьян экономический анализ хозяйственной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ность изучения ритмичности работы предприятий.
Для характеристики ритмичности выпуска продукции исполь(
зуется ряд методов. Наиболее простым является метод, при котором фактический выпуск продукции по декадам либо пятидневкам в абсо(

30
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
лютной сумме или в процентах сравнивается с плановым. Естествен(
но, что при определении доли (процента) выпуска продукции за дека(
ду по плану следует учитывать количество рабочих дней в декаде, что особенно важно для предприятий с прерывным процессом производ(
ства. Доля (процент) фактического выпуска продукции за декаду оп(
ределяется как отношение суммы выпуска продукции за декаду к сум(
ме выпуска продукции, предусмотренной на весь месяц по плану.
В практике иногда используются также показатели доли декадных вы(
пусков продукции в фактическом выпуске за месяц. Однако такой ме(
тод, как правило, дает искаженную оценку ритмичности работы пред(
приятия, особенно при перевыполнении плана выпуска продукции.
Существенным недостатком этих показателей является то, что они дают лишь общую характеристику ритмичности и фактически не дают количественной ее оценки. Такая оценка может быть получена с помо(
щью коэффициентов ритмичности и аритмичности.
Наиболее удачным, соответствующим вышеприведенному оп(
ределению ритмичности является коэффициент ритмичности, который рассчитывается как отношение суммы фактически выпущенной про(
дукции в пределах плана за ряд последовательных отрезков времени анализируемого периода к сумме выпуска продукции по плану за этот же период. Он исчисляется по следующей формуле:
1 0
рм
0 0
q p
К
,
q p

=


(1.5)
где
1 0
q p


— фактический выпуск продукции в пределах плана;
0 0
q p

— объем продукции по плану.
Данные для анализа ритмичности и исчисления коэффициента можно получить из объяснительной записки к годовому отчету, внут(
ризаводской оперативной отчетности и бизнес(плана предприятия
(табл. 1.9):
К
рм
= 42 734 : 49 500 = 0,863, или К
рм
= 86,3 : 100 = 0,863.
Коэффициент ритмичности показывает, сколько выпущено продукции в сроки, установленные планом. Чем ближе коэффициент ритмичности к единице, тем, следовательно, ритмичнее работает пред(
приятие.
Приведенный расчет показывает, что предприятие в отчетном году работало неритмично. Выпуск продукции в I и II декадах не выпол(
нялся, и только в III декаде за счет интенсификации труда и сверху(
рочных работ он значительно перевыполнялся (табл. 1.9).


Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
31
Таблица 1.9
Ритмичность выпуска продукции
Декады
Выпуск продукции,
Удельный вес, %
Засчитывается месяца тыс. руб.
в выполнение
(за год)
плана по плану факти(
по плану факти(
факти(
в абсолют(
%
чески чески чески ной сумме,
к плану тыс. руб.
I декада
14 900 10 137 30,1 18,6 20,4 10 137 20,4
II декада
16 500 14 497 33,3 26,6 29,3 14 497 29,3
III декада
18 100 29 866 36,6 54,8 60,4 18 100 36,6
Итого
49 500 54 500 100,0 100,0 110,1 42 734 86,3
Далее следует рассмотреть коэффициенты аритмичности, которые практически характеризуют равномерность выполнения плана по про(
дукции, поскольку методика их расчета строится с учетом как отрица(
тельных, так и положительных отклонений фактического суточного выпуска от планового, в связи с чем выделяются:
а) коэффициент отрицательной аритмичности:
0
aрм
0 0
q p
К
,
q p


− ∆
=


(1.6)
где
0
q p

− ∆

— сумма отрицательных отклонений;
б) коэффициент положительной аритмичности:
0
aрм
0 0
q p
К
,
q p
+

+ ∆
=


(1.7)
где
0
q p

+ ∆

— сумма положительных отклонений;
в) полный коэффициент аритмичности:

+
+
=
àðì
àðì
Ï
àðì
Ê
Ê
K
(1.8)
Полный коэффициент аритмичности по существу представляет собой линейный коэффициент вариации, где в числителе средняя ве(
личина отклонений фактических суточных выпусков от соответствую(
щих плановых, а в знаменателе — средний суточный выпуск по плану:
П
0
арм
0 0
q p
К
V .
q p


=
=
(1.9)

32
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1 0 1 0
П
арм арм арм
0 0
q p q p
К
К
К
q p
+



+
+

=
+
=
=



1 0
0 0
1 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0
(q p q p )
(q p q p )
q p q p
:
V.
q p n
n q p




=
=
=
=




Коэффициент отрицательной аритмичности может быть опре(
делен так же, как разность между рассмотренным выше коэффи(
циентом ритмичности и единицей:
арм арм
К
К
1.

=

(1.10)
В нашем примере арм
(10 137 14 900) (14 497 16 500)
6766
К
0,137,
49 500 49 500


+


=
=
= −
или арм
К
0,863 1 0,137.

=
− = −
Отсюда предприятие недодало в установленные планом сроки продукции на сумму 6781,5 тыс. руб. (49 500
× 0,137). Ритмичность выпуска продукции можно анализировать также путем сравнения фак(
тических среднесуточных выпусков продукции с плановыми за отдель(
ные промежутки времени (декады, пятидневки и т.д.) изучаемого пе(
риода.
Все рассмотренные способы расчета могут быть использованы для анализа ритмичности производства, так как они все дают одинаковый результат. Однако для получения более точных результатов следует брать менее короткие промежутки времени. Не рекомендуется анали(
зировать ритмичность работы предприятия по среднесуточным и сред(
недекадным выпускам продукции, исчисленным в целом за год или квартал, поскольку они, как всякие другие средние, нивелируются от(
клонениями аналогичных показателей отдельных месяцев. Это приво(
дит к сглаживанию неритмичности в связи с тем, что недовыполнение плана в данной декаде одного месяца перекрывается перевыполнени(
ем плана в этой же декаде в другие месяцы.
В заключение анализа следует установить причины неритмичной работы предприятия. Они могут быть различного характера, но в ос(
новном сводятся к следующим: перебои в снабжении сырьем, матери(


Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
33
алами и покупными полуфабрикатами; недостатки в организации про(
изводства и труда; просчеты в оперативно(техническом планировании и др.
1.6. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
Объем реализации продукции (работ, услуг) является в совре(
менных условиях одним из важнейших показателей работы пред(
приятий. Значение этого показателя определяется тем, что только в процессе реализации произведенная предприятием продукция по(
лучает общественное признание. От величины объема реализации за(
висят финансовые результаты деятельности предприятия, показатели оборачиваемости и рентабельности. По этому показателю судят о зна(
чимости предприятия на рынке.
Для выявления наибольшей привлекательности тех или иных ви(
дов товара, с точки зрения их эффективности и качества, в практике работы отечественных предприятий используется метод анализа, ос(
нованный на применении матрицы «скорость роста рынка — рыноч(
ная доля» (матрица Бостонской консультационной группы — БКГ).
Матрица «скорость роста рынка — рыночная доля» предназначе(
на для классификации товаров организации с помощью двух парамет(
ров: относительно рыночной доли, характеризующей силу позиции то(
вара на рынке (ось Х), и скорость роста рынка, характеризующая его привлекательность (ось Y), рис. 1.1.
Рис. 1.1. Матрица Бостонской консультационной группы

34
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Пересечение этих двух координат образует четыре квадрата. Если товары характеризуются высоким значением обоих параметров, то они называются «звездами», их следует поддерживать и укреплять. Если товары характеризуются высоким значением параметра «Х» и низ(
ким — «Y», то они называются «дойными коровами» и являются гене(
раторами денежных средств организации, поскольку не требуют вкла(
дывать средства в развитие рынка, но за ними нет будущего. При низком значении параметра «Х» и высоком «Y» товары называются
«трудными детьми», их надо специально изучать, чтобы установить,
не смогут ли они при известных инвестициях превратиться в «звезды».
Когда параметры «Х» и «Y» имеют низкие значения, то товары называют «неудачниками», от них надо по возможности избавляться,
если нет веских причин для их сохранения. С помощью данной матри(
цы производители решают вопросы определения направлений пред(
почтительного инвестирования с целью завоевания бо´льшей рыноч(
ной доли, а может быть снятия с производства какого(то товара.
Основные задачи анализа реализации продукции состоят в том,
чтобы установить динамику и степень выполнения плана реализации по общему объему и ассортименту, проверить соблюдение договорных обязательств по поставкам продукции отдельным покупателям, уста(
новить влияние факторов на изменение объема реализации и выявить резервы ее увеличения. Эти задачи решаются на основании данных форм: № П(1 (за месяц), № 1(предприятие (за год), № 2 «Отчет о при(
былях и убытках» (квартал и год). Кроме того, привлекаются данные бизнес(плана, оперативно(технического и бухгалтерского учета.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате. В состав реализованной про(
дукции включаются стоимость готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства и товаров для перепродажи, стоимость ра(
бот и услуг промышленного характера, а также стоимость продукции,
отпущенной своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг планиру(
ется и учитывается в действующих оптовых ценах за минусом налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и аналогичных обязатель(
ных платежей и отражается в форме № 2 бухгалтерской отчетности.
Выполнение плана и динамика реализации продукции опреде(
ляются путем отношения фактического объема реализованной в от(
четном году продукции к планируемому и к показателю за предыдущий год. По данным бизнес(плана и формы № 2 объем реализации продук(
ции за предыдущий год составил 57 800 тыс. руб., планом предусмат(


Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
35
ривалось 54 900 тыс. руб., фактически было реализовано в отчетном году 54 190 тыс. руб. Таким образом, план по реализации продукции был недовыполнен на 710 тыс. руб., или на 1,3%. По сравнению с пре(
дыдущим годом объем реализации продукции снизился на 3610 тыс.
руб., или на 6,2%.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выпол(
нения договорных обязательств по поставкам продукции. Невыпол(
нение плана поставок продукции по договорам приводит к снижению выручки от реализации, уменьшению суммы прибыли и уровня рен(
табельности, выплате штрафов, пени и неустоек.
В процессе анализа изучается выполнение плана поставок за ме(
сяц, квартал и нарастающим итогом с начала года в целом по предпри(
ятию в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясня(
ются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции
(в процентах) рассчитывается по формуле:
К
П
= (Q
0
– Q
Н
) : Q
0
· 100%,
(1.11)
где
К
П
— процент выполнения плана договорных обязательств по постав(
кам, %;
Q
0
— объем поставок продукции по договорам, тыс. руб.;
Q
Н
— недопоставка продукции по договорам, тыс. руб.
Источниками информации для анализа выполнения плана по(
ставок продукции по договорам служат данные оперативно(техни(
ческого учета отдела сбыта (табл. 1.10).
Таблица 1.10
Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции,
тыс. руб.
Период
Предусмотрено
Недопоставка
Выполнение поставить по договорам за с нача(
за с нача(
за квартал с начала года квартал ла года квартал ла года сумма
%
сумма
%
I квартал
12 580 12 580
–480
–480 12 100 96,2 12 100 96,2
II квартал
13 270 25 850
–260
–740 13 010 98,0 25 110 97,1
III квартал
14 120 39 970
–120
–860 14 000 99,2 39 110 97,8
IV квартал
14 930 54 900
–710 15 080 101,0 54 190 98,7
За отчетный год
54 900
×
×
–710 54 190 98,7
×
×

36
РАЗДЕЛ I. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Данные табл. 1.10 показывают, что предприятие в течение первых трех кварталов отчетного года не выполняло договорных обязательств по поставкам продукции. Недопоставки продукции составили: в I квар(
тале — 480 тыс. руб., или 3,8%, во II квартале — 260 тыс. руб., или 2,0%,
в III квартале — 120 тыс. руб., или 0,8%. Но в IV квартале было постав(
лено больше на 150 тыс. руб., или на 1,0%. В целом за отчетный год недопоставки продукции составили 710 тыс. руб., или 1,3%. Процент выполнения плана договорных обязательств по поставкам продукции составил 98,7% [(54 900 – 710) : 54 900 · 100].
Недопоставка продукции оказывает отрицательное влияние не только на результаты деятельности данного предприятия, но и на ра(
боту предприятий(смежников, торговых организаций, транспортных предприятий и т.д.
С целью обеспечения повседневного контроля за выполнением планов производства и реализации продукции на предприятиях осу(
ществляется также и оперативное наблюдение за их выполнением.
Оперативный анализ позволяет видеть, как идет выполнение графи(
ков изготовления и продажи продукции, и предполагает принятие мер к устранению выявленных отклонений.
Оперативный анализ производства начинают с изучения данных об объеме выпуска продукции. Такие данные содержатся в накопитель(
ных ведомостях, ведущихся по основным видам изделий и в целом по предприятию. В этих ведомостях содержатся плановые и фактические данные о выпуске продукции за каждый день и нарастающим итогом с начала месяца, что позволяет определить степень выполнения плана на любую дату с начала текущего месяца и предвидеть результаты, ко(
торые будут достигнуты к его окончанию. С помощью данных накопи(
тельных ведомостей можно также оперативно наблюдать за выполне(
нием плана по ассортименту и ритмичности производства продукции.
Оперативный контроль качества продукции и брака в производ(
стве обычно ведут по данным журнала, в котором регистрируются рек(
ламации покупателей, и браковочных ведомостей, составляемых ОТК,
в которых указываются величина обнаруженного брака и причины его возникновения.
Оперативный анализ хода выполнения плана реализации продук(
ции имеет большое значение в связи с той ролью, которую играет по(
казатель реализации продукции в формировании финансовых ре(
зультатов. Формы построения оперативного анализа реализации продукции различны, но в них есть много общего, так как методика его проведения почти на всех предприятиях одинакова.


Глава 1. Анализ производства и отгрузки продукции (работ, услуг)
37
Одной из этих форм, дающей возможность следить за ходом ре(
ализации, является ведение карточек оперативного учета отгрузки и ре(
ализации продукции. Эти карточки составляет отдел сбыта по каждо(
му изделию, выпускаемому предприятием.
По данным таких карточек составляется сводный ежедневный от(
чет о ходе реализации продукции за истекший день, используемый для принятия оперативных мер в случае обнаружения отклонений от пла(
на реализации. В этом отчете приводятся плановые и фактические дан(
ные об отгрузке и реализации продукции. На основании отчета состав(
ляется накопительная ведомость, в которой сопоставляются сведения о выпуске, отгрузке и реализации продукции.
Важной задачей экономического анализа является выявление и использование резервов производства и реализации продукции.
Предприятия располагают огромными резервами повышения эф(
фективности производства. Это прежде всего внедрение в производ(
ство научных достижений, обновление и модернизация основных фон(
дов, механизация и автоматизация тяжелых и трудоемких работ,
совершенствование ассортимента выпускаемой продукции и улучше(
ние ее качества, снижение материало( и энергоемкости выпускаемой продукции, улучшение использования трудовых ресурсов путем по(
вышения профессионально(технического уровня рабочих, улучшение организации производства и труда и т.д.
Кроме того, на каждом предприятии имеются внутренние резер(
вы роста производства, вовлечение которых не требует дополни(
тельных затрат труда и средств.
К таким резервам относятся повышение эффективности исполь(
зования основных и оборотных производственных фондов, трудовых ресурсов и, в частности, ликвидация потерь рабочего времени, текуче(
сти кадров, простоев оборудования, повышение коэффициента смен(
ности его работы, устранение неритмичности в работе предприятия,
экономное использование сырья, материалов, топлива и электроэнер(
гии, бережное отношение к технике и т.д.
Максимальная мобилизация этих резервов будет способствовать увеличению объемов выпуска и реализации продукции, росту прибыли и повышению рентабельности.

ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Организационно(технический уровень во многом определяет эффективность производственной деятельности предприятия, выра(
жающейся в совершенствовании орудий труда и технологии, средств и методов организации и управления производством, повышении ка(
чества выпускаемой продукции.
Повышение уровня технического развития и организации произ(
водства направлено на обеспечение роста производительности труда,
экономное расходование материальных и топливно(энергетических ресурсов и в конечном счете увеличение выпуска продукции и сниже(
ние ее себестоимости, рост прибыли.
Основные направления совершенствования организационно(
технического уровня производства включают:
n разработку новых и совершенствование изготавливаемых на предприятии видов продукции, повышение их качества и экономич(
ности. Это направление находит отражение при изучении качества про(
дукции;
n улучшение применяемой и внедрение более прогрессивной техники и технологии, внедрение передовых методов организации тру(
да и производства, а также управления.
В задачи анализа организационно(технического уровня производ(
ства входит оценка:
n достигнутого уровня материально(технической базы производ(
ства;
n прогрессивности и качества выпускаемой продукции;
n эффективности принятых направлений совершенствования тех(
ники и технологии производства, форм и методов воспроизводства ос(
новных фондов;
n соответствия существующих форм и методов организации и уп(
равления производством современной материально(технической базе производства;