Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература



21

Толстой А. К. История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1969. Т. 1.С. 381–382.

22

Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 10.

23

Средняя продолжительность жизни – это возраст, к которому умирает половина рожденных в одно время людей. На этот показатель оказывает большое влияние детская смертность: чем она выше, тем меньшая продолжительность жизни всего населения.

24

Теория социальной работы / Отв. ред. Е. И. Холостова. М., 1998.

25

При обсуждении экономических и социальных последствий старения населения на первый план обычно выдвигается увеличение демографической нагрузки за счет пожилых. Однако не следует забывать, что на иждивении людей в трудоспособном возрасте находятся не только пожилые люди, но и дети, доля которых в формировании демографической нагрузки сокращается. В итоге общая нагрузка не только не увеличивается, но даже снижается (Г. Сафарова, 2005). Так что последствия старения населения в действительности оказываются не столь угрожающими, как это представляется чиновникам.

26

Считается, что среди проблем старости чисто медицинские проблемы составляют лишь 16 %.

27

Еще Платон иронизировал по поводу стариков, которые «привыкают уподобляться ребенку». Отмечаются прямые аналогии детства и старости. И старика и ребенка отличают духовная беззаботность, слабая деятельность чувств, их «детский» уровень, гневность, склонность к плачу, смеху, болтливость, оплошность движений, нарушения в равновесии тела, неуверенная походка, отсутствие зубов, потребность в мягкой, сладкой пище, спотыкающаяся речь, дискантовые тембры голоса, отсутствие половых отправлений, неосознанность мочеиспускания и т. д. Однако имеются и существенные различия. Если детский организм предельно пластичен, то старческий – в высшей степени непластичен. Мы удивляемся, как выросли, как изменились за короткий срок знакомые нам дети, но, встретившись через долгое время на улице со стариком, мы искренне говорим: «Вы совсем не изменились!», и это соответствует действительности: человек стареет обычно резко и «внезапно», после чего наступает латентный, константный период, в который человек изменяется крайне мало (особенно явственно это заметно у долгожителей).


28

Перевод Б. Пастернака.

29

Различают прогерию детей и взрослых. Прогерия у детей встречается очень редко. В некоторых случаях она проявляется уже в 5–8 месяцев, в других – в 3–4 года. В раннем детстве развитие ребенка протекает нормально, но затем наступает резкое замедление роста и физического развития и развивается карликовость. Ребенок приобретает старческий облик.

30

Желающие получить более подробную информацию по данному вопросу могут обратиться к результатам, полученным зарубежными исследователями: Стюарт‑Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2010.

31

Один из моих знакомых психологов пожилого возраста признался мне, что он испытывает неловкость перед людьми при общении оттого, что плохо слышит.

32

Полученные нами данные (см. гл. 1) не подтверждают это – наоборот, агрессивность снижается.

33

Можно выдвинуть и другое предположение: изменение гормонального фона у тех и других (уменьшение выработки мужского полового гормона у мужчин и женского – у женщин) приводит к их сближению по типу андрогении.

34

Рост ригидности отмечает и Н. К. Корсакова (1996).

35

Надпись на часах в соборе Честера (Англия).

36

Умиранию и смерти посвящены публикации: Ф. Арьес, 1992; И. Вагин, 2001; Л. А. Китаев‑Смык, 2008; Р. Муди, 1990; К. У. Пэриш‑Хара, 2002; С. Рязанцев, 2005.

37

В одном из японских фильмов тоже показано, как старик, чувствуя приближение смерти, уходит из села в горы, чтобы там умереть.

38

Перевод С. Маршака.

39

Этому вопросу посвящено большое количество публикаций, как специальных, так и научно‑популярных, см., например: Артюхова Ю., 1999; Иванченко В. Г., 1991; Лаптев А. П., 1991; Мильнер E., 1991; и др.

40

По мнению Г. Л. Ратнера (1996), старик – это человек, с возрастом невосстановимо утративший свои физические и духовные силы.

41

Характерно, что личностные черты «лиц в возрасте от 70 до 85 лет» оценивались респондентами значительно позитивнее, чем при оценивании «стариков» (Polizzi, Millikin, 2002).

42

Следует различать несколько подходов к изучению поколений. Первоначально и до сих пор речь прежде всего идет о поколениях по родственно‑семейным отношениям: дети – родители – прародители. Здесь главными признаками поколений являются возраст и социальное положение в семье. Затем стали говорить о демографических поколениях, где главным признаком является паспортный возраст и связанный с ним биологические
, психологические и социальные характеристики людей, что дает основание говорить о молодом и старом поколении, о сверстниках. Наконец, существует культурно‑исторический подход к выделению поколений: довоенное поколение, военное поколение, послевоенное поколение, поколение «шестидесятников» и т. д. Здесь возраст не имеет значения, так как и дети, и молодые, и пожилые в большей или меньшей степени испытывали на себе одинаковые политические, социальные и культурные влияния той или иной исторической эпохи (образно говоря, варились в одном и том же котле). Отсюда возникает парадоксальная на первый взгляд ситуация: человек, переживший разные исторические эпохи, может быть отнесен к разным культурно‑историческим поколениям. Так же обстоит дело и с родственно‑семейными поколениями: человек в течение своей жизни пребывает в поколении детей, затем переходит в поколение родителей, а затем и прародителей. Таким образом, отнесение человека к тому или иному поколению зависит от того демографического или исторического промежутка времени, к которому мы относим человека, или к выполняемой им роли в семье при том или ином подходе к межпоколенческому анализу. Сложность состоит в том, что мы относим конкретного человека к тому или иному поколению как в настоящем, так и в прошлом (при ретроспективном подходе). Поэтому один и тот же человек может быть отнесен к разным поколениям, например к поколению отцов, поколению среднего возраста, поколению брежневского периода, а другой – к поколению бабушек и дедушек, к пожилому поколению и к военному поколению. Поэтому при составлении психологического портрета того или иного поколения важно учитывать, с одной стороны, вид поколений, о которых идет речь, а с другой – насколько характеристики одного вида поколений могут нивелироваться характеристиками другого вида поколений.

43

Чехов А. П. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1957. Т. 8. С. 229–230.

44

Цветаева М. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1994. Т. 1. С. 416.

45

Перевод К. Чуковского.

46

Правда, имеются и другие данные. В ходе одного из опросов большого количества пожилых людей (Jeffers, Verwoerdt, 1970) было выявлено, что только 10 % ответили, что боятся смерти. Значительно больше было людей, которые сказали, что боятся долгой и мучительной смерти.


47

Цицерон. Полное собрание сочинений. Париж, 1887..

48

Подробно философские взгляды на смерть освещены в книге И. И. Мечникова «Этюды о природе человека». М., 1961. Гл. VIII.

49

Цит. по: Психогеронтология, 2007. С. 205.

50

Сельвинский И. Путешествие в страну Поэзия. Л., 1972. Т. 2. С. 202.

51

Пабло Казальс (1876–1973) – испанский виолончелист, педагог, дирижер, композитор и музыкально‑общественный деятель. Как музыкант выступал в течение 75 лет.

52

Перевод С. Я. Маршака.

53

Здесь надо вспомнить созданные в советское время школы для рабочей молодежи (в которых училась не только молодежь, но и люди средней взрослости) и Научно‑исследовательский институт обучения взрослых, в работе которого большое участие принимали психологи ЛГУ под руководством Б. Г. Ананьева.

54

В качестве иллюстративного материала к этой теме может служить советский художественный фильм «Взрослые дети».

55

Внутрисемейная иерархия в древних обществах, да еще и в XIX в. (вспомним русскую классическую литературу), отличалась гораздо большей жесткостью, чем в современных культурах, отличающихся либерализацией и демократизацией семейных отношений. В Древнем Риме власть отца (pater) над семейством была полной и пожизненной. Отец мог убить, продать в рабство или лишить наследства любого из подвластных членов семейства. Фактически все имущество младших членов принадлежало отцу. Лишь трехкратная продажа в рабство выводила сына из‑под власти отца. Ни преклонный возраст, ни высокая должность подвластных ему членов семьи, ни женитьба, ни даже безумие не лишали отца семейства его власти. Традиционно считается, что на ранних этапах истории тотальная власть отца в Древнем Риме препятствовала дроблению земельного надела, позволяя вести его обработку сообща, что обеспечивало наибольшую эффективность.

56

Популярная энциклопедия пожилого человека / Под ред. Г. П. Котельникова, О. Г. Яковлева.