Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература

, 2001 г.), являются 7 % мужчин и только 4 % женщин. В целом же, сопоставляя ответы мужчин и женщин на этот вопрос, нельзя обнаружить принципиальных, качественных различий. Хотя женщины несколько чаще, чем мужчины, демонстрируют желание принять участие в работе организаций, занимающихся благотворительной деятельностью, помогающих социально незащищенным слоям населения, работающих с детьми и т. д.


Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ



Проблема старения и старости для общества и науки, в частности для психологии, – относительно новая. До XX в. до пожилого возраста доживали немногие. Средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15–22 года, в Древнем мире – 20–30 лет. Незначительно увеличившись в Средние века и эпоху Возрождения (25–30 лет), в XVII–XVIII вв. она в целом не превышала 40 лет. К концу XIX столетия средняя продолжительность жизни уже составляла 47–50 лет и постепенно росла в течение всего XX в. (Э. Россет, 1981).

В древности и в Средние века вплоть до XVII в. только 1 % людей доживал до 65–летнего возраста. К началу XIX в. количество таких людей выросло до 4 % (Cowgill, 1970). В наше время старение общества идет быстрыми темпами. Средняя продолжительность жизни [23] за прошедший век увеличилась на 30 лет. С 1950 г. к концу XX в. численность пожилого населения планеты увеличилась в 5 раз. [24] Предполагают, что в Западной Европе 70 % сегодняшнего населения проживет более 65 лет, а 30–40 % – более 80 лет. В России доля граждан старших поколений в составе населения составляет 20,5 % (в городах – 19,4 %, сельской местности – 23,3 %). На 100 человек трудоспособного возраста приходится почти 36 человек нетрудоспособного возраста. Такой высокий процент пожилых в общей численности населения сохранится еще долгие годы. Предполагается, что к 2015 г. на одного работающего в России будет приходиться один нетрудоспособный. Причем среди нетрудоспособных не менее половины составят престарелые.


...

Удивителен факт, что постоянно увеличивается доля долгожителей, доживающих до 90‑100 лет и более. Количество долгожителей в возрасте от 85 лет и старше в ряде стран, согласно документам переписей населения последних лет, варьирует от 12 до 68, а в возрасте 100 лет и более – от 0,5 до 1,1 на 10 тысяч человек населения. Предполагается, что в 2018 г. средний возраст в момент смерти будет 85,6 лет.

В настоящее время 30,2 млн россиян относятся к старшему поколению.

В. Д. Альперович

, 1998.

Рост продолжительности жизни – безусловно положительное явление, но он имеет и негативные последствия, так как увеличение доли стариков‑пенсионеров создает для государств большие экономические и социальные проблемы:
уменьшается доля работоспособного населения, за счет которого создается пенсионный фонд страны (снижается коэффициент зависимости пожилого населения – отношение числа людей пенсионного возраста к числу людей трудоспособного возраста).


...

Существует «практический» дискурс, который исходит из того, что век пенсионера не должен быть слишком долгим, иначе пенсионеров не прокормить. Идеи укоротить этот период если не «сзади», то «спереди», за счет более позднего пенсионного возраста, регулярно становятся предметом обсуждения во властных инстанциях и прессе.

А. Левинсон,

2005.

С этим связаны попытки правительств ряда стран увеличить возраст выхода на пенсию, что создает социальную напряженность в обществе, выражающуюся в протестах и демонстрациях. [25] То же предлагается сделать некоторыми политиками и в нашей стране. Но российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени». Нельзя не принять во внимание и другие негативные последствия этой непопулярной меры. В России традиционно велика роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Повышение возраста выхода на пенсию может сказаться на снижении рождаемости и повлечь за собой еще больший рост беспризорности и социального сиротства.

Увеличение продолжительности жизни не означает, что дополнительные годы жизни проходят счастливо. Появляются болезни, физическая немощь, одиночество в связи со смертью супруга и друзей. И таких 70–80‑летних насчитывается в разных странах больше 70 %. Например, по данным Ю. И. Полищука (1994), в группе людей от 73 до 92 лет только 8 % переживали «счастливую старость», 21 % находились в состоянии «психопатологической старости», а 71 % оценили свою старость как несчастливую. Отсюда возникают не только медицинские [26] и биологические проблемы, но и социальные и психологические, например отношение общества к старикам и людей зрелого возраста – к старости.



Глава 8 Старение как процесс



Проблема старения занимала человека уже в глубокой древности. Первые определения старения и его причины относятся еще к Античной эпохе. Великий древнегреческий врач Гиппократ (V–IV в. до н. э.) считал старость результатом утечки природного тепла и высыхания организма. Философ Платон указывал, что на старение особенно влияет образ жизни в среднем возрасте. Цицерон в своем диалоге «Катон старший о старости» обсуждает проблемы эмоциональной жизни старых людей, изменение у них интеллекта и другие вопросы.

В средневековых трактатах можно найти указания, что позднему возрасту приличествуют занятия наукой, обращение к Богу; как особый период выделяется сенильность, т. е. дряхлость, старческий распад (Ф. Ариес, 1977).

В разные годы своего развития наука о старении человека вбирала в себя новые знания, создаваемые специалистами различных отраслей: врачами и физиологами, философами и биологами, психологами и социологами, историками и правоведами. В своих трудах о проблемах старости писали Цицерон, Аристотель, Бэкон, Ж.‑А. Кондорсе. Первым значительным вкладом в изучение проблем психологического старения явилась работа Фрэнсиса Гальтона (1822–1911), троюродного брата Чарльза Дарвина. Гальтона прежде всего интересовали вопросы интеллектуальной деятельности человека и ее трансформации в пожилом возрасте.

В XVI–XVII вв. старик воспринимался как развалина, исчерпавший себя человек; и лишь в XIX в. возникает образ респектабельного старца с богатейшим опытом жизни.

В настоящее время проблемами старения занимается большое число ученых и даже институтов, задачей которых является не только продлить жизнь человека и сделать ее, насколько это возможно, комфортной, но и изменить мнение общества о старении и старости. Все эти задачи решаются в рамках такой науки, как геронтология, однако не обходится и без участия психологов (психогеронтология), социологов (социогеронтология), антропологов (антропогеронтология).

8.1. Геронтология – наука о старении

Процесс старения изучает наука геронтология, которая не только исследует физиологические изменения, но и место лиц пожилого возраста в обществе. Цель исследований геронтологии – преодоление возможных недостатков, связанных со старением.