Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература



Внимание! Каждое пятилетие обязательно должно иметь оценку насыщенности и только одну!

Таблица к тесту


Вы выполнили задание полностью? Теперь можете определить свой психологический возраст.

Ключ к тесту Подсчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям (прошедшим и будущим). Подсчитайте, сколько баллов приходится на прошедшие пятилетия. Если вам, к примеру, 30 лет, то следует взять сумму баллов от 1–5 до 26–30 лет включительно. Но если вам 31 год, то нужна небольшая поправка: к имеющейся сумме «прошлого» прибавьте 1/5 балла, стоящего в графе 31–35 лет. Если вам 32 года, прибавьте 2/5 этого же балла, если 33 – 3/5, и т. д.

Разделите сумму баллов «прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий. Умножьте этот показатель на предполагаемую вами продолжительность жизни. Полученная величина и есть ваш психологический возраст.

Ознакомьтесь теперь с интерпретацией этого теста.

Интерпретация Сравните полученное значение психологического возраста с вашим реальным хронологическим возрастом. Если психологически вы намного старше своего возраста, значит, необходимо больше внимания уделять жизненной перспективе, задуматься о новых планах, целях. Если намного моложе, это свидетельствует о чрезмерном оптимизме, поскольку спланированная вами перспектива рассчитана на больший диапазон времени, чем тот, которым вы располагаете в действительности.

На вопрос, что же лучше: чувствовать себя моложе или старше своих лет, правильным будет следующий ответ: значения психологического и хронологического возрастов не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать 3–4 лет). И если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте – моложе, то в зрелости важна гармония перспективы и опыта.

Ваш психологический возраст: методика 3 Отметьте около каждого пункта опросника, на сколько лет вы себя чувствуете, в следующих ситуациях:

1. Когда вы разговариваете с симпатичным представителем противоположного пола.

2. Если оценить вашу общую работоспособность.


3. Если оценить ваше половое влечение.

4. Если оценить вашу физическую форму, силу.

5. Если оценить состояние вашего интеллекта, ума.

6. Если иметь в виду состояние вашего здоровья.

7. Если оценить ваше преобладающее настроение, чувства.

8. Когда просыпаетесь.

9. Когда разговариваете с пожилыми людьми.

10. Чаще всего сколько вам лет в ваших снах?

11. Когда разговариваете с маленькими детьми.

Подсчитайте среднюю величину названных вами возрастов и сравните с вашим паспортным возрастом. Чем больше полученная разница со знаком «+», тем меньше ваш психологический возраст, тем моложе вы себя ощущаете. Если же разница получается со знаком «‑», то вы ощущаете себя старше своего паспортного возраста.

Методика «Временные децентрации» Авторы: Е. И. Головаха, А. А. Кроник

Цель : изучение временной направленности человека. Инструкция : с помощью предлагаемых шкал попытайтесь оценить свои переживания времени в настоящий период вашей жизни. Если вы в большей мере согласны с утверждением, приведенным на одном из концов шкалы, обозначьте ответ следующим образом:

1–1–1–1–1–1–1

1–1–1–1–1–1–1

Если вы в одинаковой мере согласны с обоими утверждениями, поместите вашу отметку в середине шкалы:

1–1–1–1–1–1–1

Промежуточные оценки соответствуют большему или меньшему согласию с тем или иным утверждением.

Бланк для ответов

Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим

Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу настоящим

Я живу настоящим 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим

Обработка результатов

Максимальная оценка каждой из ориентаций – 14 баллов, она соответствует следующим ответам:

Максимальная ориентация на настоящее

Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу настоящим

Я живу настоящим 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим

Максимальная ориентация на прошлое

Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим

Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу настоящим

Максимальная ориентация на будущее

Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим

Я живу настоящим 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим

Минимальная выраженность каждой ориентации равна двум баллам. Ей соответствуют ответы, противоположные приведенным.

Опросник «Ваш социальный возраст»
Опросник несколько изменен [ Е. И. ]: по содержанию двух вопросов и по вариантам ответов на некоторые вопросы (3–4 варианта ответов сведены к двум).

Текст опросника

1. Любите ли вы компьютерные игры?

а) Да.

б) Нет.

2. Любите ли вы мульфильмы?

а) Да.

б) Нет.

3. Фильм с участием каких актеров вы бы предпочли посмотреть?

а) Сильвестр Сталоне, Жан‑Клод Вандам.

б) Ричард Гир, Аль Пачино.

4. Любите ли вы жевательную резинку?

а) Да.

б) Нет.

5. Являетесь ли вы спортивным фанатом?

а) Да.

б) Нет.

6. Какой тип музыки вы бы предпочли?

а) Поп, реп, рок‑н‑ролл.

б) Классическая, джаз, кантри.

7. Как часто вы хотели бы смотреть порножурналы?

а) Часто.

б) Изредка.

8. Как вы относитесь к труду?

а) Неприятная необходимость.

б) Жизненная потребность человека.

9. Хотелось бы вам иметь детей?

а) Нет.

б) Да.

10. Находясь в группе, вы проявляете заботу о других?

а) Не всегда.

б) Почти всегда.

11. Важны ли для вас тусовки?

а) Очень важны.

б) Не важны.

12. Какой автомобиль вы бы предпочли иметь?

а) Седан.

б) Джип.

13. Любите ли вы кока‑колу, пепси и другие подобные напитки?

а) Да.

б) Нет.

14. Часто ли вы нарушаете правила дорожного движения?

а) Часто.

б) Очень редко.

15. Что для вас в семье главное?

а) Половые отношения.

б) Взаимопонимание, дети.

16. Если бы была возможность выбора, то кем бы вы хотели стать?

а) Знаменитым киноартистом, эстрадным певцом, преуспевающим бизнесменом.

б) Влиятельным политиком, преподавателем, консультантом, профессором.

Анализ полученных ответов

В зависимости от ответов на вопросы («а» или «б») выделяют четыре социальных возраста: «ребенок» (13–16 ответов «а» и 0–3 ответа «б»), «подросток» (9–12 ответов «а» и 4–7 ответов «б»), «родитель» (3–8 ответов «а» и 8–13 ответов «б»), «патриарх» (0–3 ответа «а» и 13–16 ответов «б»).

« Ребенок ». Усвоен минимальный уровень социальных норм. Не очень понимает, что такое ответственность перед обществом, только берет и ничего не дает. Всецело увлечен собственными чувствами и переживаниями. Считает, что все ему должны. Понимание чужой боли и страданий практически отсутствует.

« Подросток ». Понимает, что есть социальные нормы, но стремится ими пренебречь, когда они противоречат его личным интересам. Преобладающее чувство – конфликт между личными и общественными интересами. При этом стремится все решить в свою пользу, явно нарушая интересы других, но отказывается признаться в этом. Притуплено ощущение чужой боли и страданий.


« Родитель ». У такого индивида начинается период гармонизации личных и общественных интересов. Понимание важности общественных интересов способно вызывать отдельные альтруистические поступки.

« Патриарх ». Это индивид с высоким уровнем социальной ответственности, носитель моральных эталонов, готов к искреннему альтруизму.


Методики определения личностной зрелости



Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости

Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. Прокофьева

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд слов. Подумайте, какие ассоциации вызывает каждое из этих слов, запишите их. Предлагаются 35 характеристик, раскрывающих понятие «личностная зрелость»: свобода; доверие; человек; счастье; любить другого; любить себя; жизненный успех; здоровые отношения; брак ( союз ); семья; цель моей жизни; помогать; родина; дружба; время; жизнь; я; мир; мужчина; женщина; природа; красота; любознательность; иная точка зрения; развитие; ирония; старость; обязанность; верность; опыт; честь; быть волевым; нравственность; творчество; естественность.

Обработка данных представляет собой довольно трудоемкий качественный анализ, включающий несколько этапов. Полученные ответы‑ассоциации распределяются с помощью определенных критериев по четырем уровням личностной зрелости. Подсчитывается процент ответов‑ассоциаций, относящихся к тому или иному уровню, и определяется преобладающий уровень личностной зрелости. Для категоризации уровней личностной зрелости составлена «система координат», ось X которой включает в себя полюса ориентация на других («–»), ориентация на себя («+»); ось Y же включает полюса дихатомичное восприятие мира («–»), целостное восприятие мира («+»):


Уровень I: ориентация на самосохранение. Ориентация на удовлетворение своих потребностей. Эгоистическое, потребительское отношение к людям; деление их на хороших и плохих, нужных и ненужных, опасных и безопасных. Противостояние миру и как следствие необходимость отстаивать свои права, бороться за них. Гедонистическое переживание (по Ф. Е. Василюку). Примеры ассоциаций: «мое», «баловать себя», «иметь машину». Уровень II: ориентация на соблюдения социальных норм и правил. Человек воспринимает мир как некую систему правил и ограничений, которым необходимо следовать. Социально «правильное» поведение, стремление соблюдать общественные нормы (что люди скажут?). Критика менее агрессивная, с оглядкой на ближайшее окружение. Реалистическое переживание (по Ф. Е. Василюку). Примеры ассоциаций: «надо», «нужно выполнить», «должен».

Уровень III: ориентация на самопознание. Поиск смысла жизни, познание собственного Я, становление идентичности. Принятие уникальности собственного жизненного пути. Нравственность как «невидение» зла. Ценностное переживание (по Ф. Е. Василюку). Примеры ассоциаций: «быть собой», «знать, где путь», «найти себя».