Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены



В зрелом возрасте существенно изменяется семейная ситуация в жизни человека, которая связана с началом самостоятельной жизни, отходом от прежних родственных связей и созданием собственной семьи. Этому способствует постепенное приобретение молодыми людьми независимости от родителей, которая, как пишет Хоффман (Hoffman, 1984), проявляется по четырем аспектам:

•  эмоциональная независимость – меньшая социальная и психологическая зависимость в том, что касается поддержки и любви;

•  аттитюдная независимость – формирование установок, ценностей, убеждений, отличных от тех, которые имеются у их родителей;

•  функциональная независимость – способность содержать себя материально и самому решать свои повседневные проблемы;

•  конфликтная независимость – когда молодые люди не испытывают чувства вины за отделение от родителей и не считают, что они совершают предательство.

Процесс создания семьи имеет ряд фаз, первой из которых являются знакомство и ухаживание.

5.1. Знакомство и предбрачное ухаживание

Хотя и говорят, что браки заключаются на небесах, выбор партнера по браку – весьма житейское и земное дело и без знакомства людей друг с другом не обходится.

Л. Б. Шнейдер (2000) приводит следующую статистику по предбрачному знакомству: 18 % молодых людей знакомятся в местах отдыха; 14 – по месту учебы; 17 – на работе; 18,7 – в местах досуга; 7 – живут на одной улице; 8 – познакомились на улице; 2 % – живут в одном доме.

Большинство предбрачных знакомств сопровождается «эффектом ореола». В основном молодые люди стараются выглядеть как можно лучше. Это справедливо как в отношении внешнего вида, так и в отношении повествования о себе, в отношении рассуждений о жизни. Так происходит общение «масок», за которыми каждый прячет себя. Анализ брачных объявлений это подтверждает: только 2 % брачных объявлений содержат намеки на некие недостатки.

Знакомства до брака различаются не только по характеру, но и по длительности. Приводимые Л. Б. Шнейдер данные свидетельствуют о том, что есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Как слишком короткий, так и слишком длительный период является фактором риска для устойчивости брачных отношений впоследствии (табл. 5.1).


Таблица 5.1 . Зависимость устойчивости брака от длительности знакомства до брака


Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений. Мурштейн (Murstein, 1999) выделяет стадии предбрачного ухаживания. На стадии стимула , когда мужчина и женщина впервые встречаются, складывается первое впечатление друг о друге и, если оно благоприятно, пара переходит ко второй стадии – сравнения ценностей , когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, потребности. Если обнаруживается их совместимость, то ухаживание переходит в заключительную ролевую стадию, во время которой возможные партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке.

Адамс (Adams, 1979) делает дополнение к описанию стадий ухаживания. Он пишет о стадии укрепления отношений , когда молодые люди приобретают для окружающих статус пары и ощущают уют и спокойствие в присутствии друг друга, а также о последующей за этим стадии взаимных обязательств и близости, которая создает платформу для принятия решения о вступлении в брак.

По данным социологических опросов в нашей стране, объяснение в любви в 80 % случаев начинает мужчина. Около двух третей будущих жен дают согласие на брак не сразу, предпочитают «подумать».

Л. Б. Шнейдер описывает функции предбрачного периода:

1) накопление совместных переживаний и впечатлений;

2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения. Такая проверка информативна, если она затрагивает домашние ситуации, ситуации переживания совместных трудностей и ситуации объединения усилий. По сути, речь идет о проверке функционально‑ролевого соответствия партнеров. Часто она происходит как предбрачное сожительство, которое недостаточно информативно. Молодые люди бессознательно проверяют свои сексуальные сценарии. Однако сексуальная совместимость не проверяется, а формируется. В этом плане интимная «удача» до брака не является индикатором успешной семейной жизни, в том
числе и в сексуальном варианте;

3) проектирование совместной жизни. В его рамках молодые люди моделируют будущую совместную жизнь, заключают своего рода брачный договор. Ключевым моментом здесь выступают доверие друг к другу и вербализация своих ожиданий.

Психологические условия оптимизации предбрачного периода, по мнению Л. Б. Шнейдер, включают: 1) рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих собственных, так и партнера;

2) замену эмоционального образа избранника на реалистичный;

3) осуществление предбрачного информационного обмена, который предполагает выяснение деталей биографии и информирование о прошлой личной жизни, состоянии здоровья, способности к деторождению, о ценностных ориентациях и жизненных планах, о представлениях по поводу супружества и ролевых ожиданиях. В ходе предбрачного информационного обмена складываются подробные психологические портреты молодых людей, особенности родительских семей (состав, структура, характер взаимоотношений родителей, детско‑родительских семей). Этому способствуют рассказы о себе, своих историях, о мыслях, чувствах, мечтах. Доверие порождает доверие, утаивание информации или скрытые ожидания могут обернуться в браке источниками сложных проблем. Характер предбрачных отношений обыкновенно переносится в семейную жизнь;

4) оценку стиля общения и взаимодействия (устраивает ли?);

5) адекватизацию уровня притязаний;

6) реалистичное восприятие партнера и принятие его;

7) мысленное и реальное проигрывание сценариев совместной жизни.

Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «родственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения. Выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке и которые в целом расцениваются как прогностически‑благоприятные. К ним относят:

• высшее образование;

• оптимальную длительность предбрачных отношений (от 1 года до 3 лет);

• теплые отношения до брака;


• сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);

• наличие ролевых ожиданий и их совпадения и согласованность;

• наличие общих друзей будущей семейной пары;

• согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

Принято различать три модели выбора спутника жизни: Модель фильтров. Согласно этой модели, выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т. е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно‑ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно‑мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей. Как пишет Сентерс (Senters, 1975), человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.

Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем‑то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого.

5.2. Мотивы вступления в брак

В современной психологии различают три мотива вступления в брак (Л. Б. Шнейдер, 2000).

Брак ради брака – потому что «пора завести семью, родить детей». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания – жениться или выйти замуж. И в общем, все силы тратятся на поиски партнера, не вызывающего неприязнь. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, могут жить в браке долго и счастливо или, во всяком случае, благополучно. По выражению И. С. Тургенева, можно даже «дожить до любви». Недаром в народе существует поговорка: «Стерпится – слюбится». В одном из рассказов А. П. Чехова речь идет о том, как родители поженили двух молодых людей. Финал же этого рассказа таков: «Сегодня мы празднуем нашу серебряную свадьбу. Четверть столетия вместе прожили! Сначала жутко приходилось. Бранил ее, лупцевал, принимался любить ее с горя… Детей имели с горя… Потом… ничего себе… попривыкли… А в настоящий момент стоит она, Зоечка, за моей спиной и, положив ручки на мои плечи, целует меня в лысину». Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена:
ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством.

Мотивация на престижный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. Престижность же меняется в зависимости от изменений в обществе. Когда‑то, в предвоенные и послевоенные годы, для женщины признаком успешного замужества был брак с офицером, с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши – брак с дочкой известных людей, начальников. В недавние времена успешным признавался брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, для новых русских – с фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Дай бог, как говорится, дожить в любви и согласии. Проблемы опять‑таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно‑сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого‑то еще лучше.

Мотивация на брак с любимым человеком является наиболее распространенной. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми достоинствами и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.