Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей



Аристотель говорил, что человек – существо политическое. Поэтому еще одной социальной функцией взрослых является осуществление своих политических и гражданских прав и обязанностей. Одним из прав является участие в выборах различных органов управления. Конституция РФ устанавливает, что гражданин, не достигший 18 лет, не имеет права голоса на выборах, не достигший 21 года, не может быть избран депутатом Госдумы, тот, кто моложе 35 лет, – президентом России.

7.1. Интерес взрослого населения к политике

Опросы социологов, проведенные в нашей стране и обобщенные С. Г. Айвазовой и Г. Л. Кертман (2001), показывают, что интерес населения нашей страны к политике не очень высок: ею интересуются меньше половины россиян (табл. 7.1). При этом если мужчины в равной мере склонны интересоваться и не интересоваться политикой, то среди женщин, не интересующихся ею, в 1,5 раза больше, чем интересующихся. И это не случайно. Еще со времен Древней Греции и Рима и во многом до сих пор существует гендерный стереотип, что политика – чисто мужское занятие (Mayer, Schmidt, 2004).

Таблица 7.1 . Проявление интереса к политике россиянами, процент случаев (данные опроса 10.02.2001 г.)


Уровень информированности о политических событиях. Основная часть россиян в большей или меньшей степени бывают информированными о политических и государственных событиях в стране. Однако при сопоставлении уровня информированности о текущих событиях мужчин и женщин выявляется, что, о чем бы ни шла речь, женщины неизменно демонстрируют меньшую осведомленность. Например, об объединении двух партий в России – «Единства» и «Отечества» – в апреле 2001 г., через несколько дней после принятия этого решения, знали 37 % мужчин и 29 % женщин, «что‑то слышали» – 34 % первых и 27 % вторых, а впервые услышали от интервьюера – соответственно 24 и 35 % (при этом 6 % мужчин и 9 % женщин не смогли ответить на вопрос о том, знают ли они что‑либо о данном событии). В мае 2001 г. 54 % мужчин и 37 % женщин знали о том, что в России созданы семь федеральных округов, в которых работают полномочные представители президента, «что‑то слышали» (за год, прошедший со времени создания института президентских полпредов) – 25 и 29 %, а 18 % мужчин и 27 % женщин услышали об этом впервые. Подобные примеры, по мнению С. Г. Айвазовой и Г. Л. Кертман, можно приводить бесконечно. Различия в уровне информированности обычно несколько «увеличиваются», когда речь заходит о внешнеполитических сюжетах, и «сокращаются», когда затрагиваются темы, в большей мере связанные с повседневной жизнью граждан, но и в этих последних случаях мужчины неизменно оказываются более осведомленными (табл. 7.2).


Таблица 7.2. Выраженность интереса к политическим новостям у россиян, процент случаев (данные опроса 13.06.1998 г.)


Данные этой таблицы свидетельствуют о том, что новости, сообщаемые СМИ, занимают женщин значительно меньше, чем представителей сильного пола. Совершенно естественно, что и обсуждают политические вопросы женщины намного реже, нежели мужчины. Впрочем, доля респондентов, которые никогда не говорят о политике, среди мужчин и женщин практически одинакова.

Приведу еще один пример из работы С. Г. Айвазовой и Г. Л. Кертман (2001). Осенью 1998 г. респондентам предъявили список всех хоть сколько‑нибудь известных политических партий и движений России и попросили указать, какие из них являются левыми, а какие – правыми. Ни одной левой партии не смогли назвать 46 % мужчин и 63 % женщин, ни одной правой – 56 % мужчин и 69 % женщин.

Меньший интерес женщин к политике феминистки объясняют особенностями воспитания мальчиков и девочек. В процессе социализации поощряется независимое, уверенное поведение мальчиков, ориентируемое на достижение целей, и зависимое поведение девочек, ориентируемое на заботу об окружающих. «В детстве мальчику говорят, что когда он вырастет, то сможет однажды стать президентом, а девочка может надеяться на то, чтобы выйти замуж за мужчину, который однажды станет президентом» (Renzetti, Curran, 1992). И что здесь плохого? Хилари Клинтон, побывав в качестве супруги президента США, потом сама захотела занять его место.

7.2. Участие взрослого населения в политике

Согласно данным В. Э. Бойкова (2007), 83 % взрослых считают, что участие в выборах является их гражданской обязанностью. При этом электоральная активность в различных группах избирателей выглядит следующим образом: в возрастных группах до 30 лет она традиционно минимальна (57,6 %), а в возрастных группах 50–59 лет, 60 лет и старше максимальна – 69,6 и 76,1 (среди пенсионеров – 77,6 %). Это обстоятельство имеет существенное значение, связанное с межпоколенческими различиями ценностных ориентаций. Например, представители старших возрастных групп относительно острее переживают сложные социальные проблемы, которые будут находиться в эпицентре предвыборной борьбы партий. Кроме этого, старшему поколению избирателей в большей мере, нежели молодым людям, свойственны традиционные для российского менталитета чувства патриотизма, гражданского долга и т. д., что также оказывает существенное влияние на ход и итоги выборной кампании.


Среди сторонников КПРФ преобладают старшие (55–65 и более) возрастные группы, а среди сторонников СПС – младшие (18–29). У сторонников ОВР и «Яблока» не наблюдается статистически значимых величин стандартизованных остатков. Это значит, что голосование за них не связано с возрастом (Г. Артемов, 2002).

Что касается собственно политического участия женщин, то ему во многом препятствует широко распространенный в массовом сознании патриархатный стереотип, согласно которому политика в принципе – не женское дело. Эту точку зрения разделяют более трети российских граждан, причем, хотя женщины поддерживают ее несколько реже, чем мужчины, она пользуется широкой популярностью и у них (С. Г. Айвазова, Г. Л. Кертман, 2001) (табл. 7.3). На открытый вопрос о том, в каких организациях хотели бы работать респонденты, упоминания о тех или иных политических объединениях или о политической деятельности вообще (упоминания, надо отметить, не слишком многочисленные) в подавляющем большинстве случаев принадлежат мужчинам.

Таблица 7.3. Мнение россиян об участии женщин в политике, процент случаев (данные опроса 03.03.2001 г.)


Данный стереотип ограничивает возможности участия женщин в публичной политике уже потому, что резко снижает их шансы на успех на выборах: весомая доля избирателей ни при каких обстоятельствах не голосует за кандидатов‑женщин. Но и часть тех женщин, которые обладают кругозором и социальным темпераментом, необходимым для эффективного участия в политике, априори признают политическое пространство «мужским» и предпочитают искать иные пути самореализации. Л. Артемьева (2004) отмечает, что проведенный в 2001 г. в Курганской области социологический опрос на тему «Женщины и политика», в котором приняли участие представители администрации, руководители предприятий, представители партий, общественных движений и различных категорий населения, еще раз подтвердил существующее положение вещей. На вопрос анкеты: «Как вы считаете, политика – это женское дело?» 38 % ответили категорично отрицательно. По смыслу высказываний респондентов аргументы «против» образуют три основные группы:

• удел женщины – дом, семья, дети;

• женщина по своим психологическим особенностям не может заниматься политикой;


• политика портит женщин, они теряют себя как представительницы прекрасного пола.

Активно неприятие женщин в политике высказывают не только мужчины, но и сами женщины; не только люди пожилого возраста с устаревшими взглядами, но и молодежь в возрасте от 17 до 30 лет. В целом опросы подтверждают, что наше общество и большинство самих женщин не готовы принять женщину‑политика. Чтобы успешно соперничать с мужчинами, женщина должна быть во много раз одареннее мужчины и не слишком женственной. Как отмечают социологи, на верхи власти попадают лишь женщины, прошедшие жесткий отбор: образованные, имеющие за собой поддержку той или иной политической партии или семейную традицию – карьеру отца, мужа; скорее состоятельные, обладающие незаурядными личными качествами, чаще всего немолодые.


...

В 1980‑х гг. установилось относительно конвенциональное описание причин низкого уровня представительства женщин в политике (Costantini, 1990, Bookman, Morgan, 1988, Helblom, 1987, Randall, 1987). Среди наиболее значимых факторов политического участия указывались политическая социализация, структурные и ситуационные (биографические) факторы.

Рассмотрим влияние каждого из блоков факторов на политическое участие женщин.

Разная политическая социализация ориентирует мужчин и женщин на разные роли, разное отношение к политике и активной деятельности вообще. Политическая сфера считается неподходящей сферой для приложения жизненных сил женщины. Даже после изменения представлений о гендерных ролях в 1970‑х гг., политика оставалась той сферой, где разные роли женщины приходят в максимальное противоречие друг с другом. Политически активная женщина «должна прийти к осознанию себя как личности <…> которая разрешает <…> противоречие между убеждением в собственной политической эффективности <…> и общественным представлением о том, что никакая женщина не может достичь достаточного (для политика) уровня компетентности» (Genovese, 1993) <…>

Мужчина приходит в политику преимущественно в целях своей карьеры. В этой сфере также, как семье, он специализируется на «инструментальных» функциях, ориентируясь на внешние задачи системы. Женщины‑политики гораздо в меньшей степени ориентируются на карьеру, они специализируются на «экспрессивных» функциях, внутренних задачах системы, обеспечивая интеграцию ее членов.


Второй блок причин представляют структурные факторы участия, т. е. те факторы, которые связаны с социальной структурой общества. Среди них выделяются неравномерность в распределении ресурсов, которые мужчины и женщины могут использовать в политике. Определенное гендерной системой неравенство в уровне образования, доходов, опыта работы приводит к тому, что женщины меньше представлены в тех слоях, из которых происходит рекрутирование в политику, поэтому их шансы на политическое участие значительно меньше. Женщины часто приходят в политику из сфер образования и здравоохранения, обладая меньшим политическим опытом, чем мужчины. В последние годы, однако, ситуация меняется, растет количество женщин – юристов и бизнесменов, имеющих богатый политический опыт.

Третий блок составляют ситуационные (биографические) факторы. Они связаны с особенностями жизненного пути женщины в современном обществе. До сих пор в большинстве своем женщины несут ответственность за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей и именно поэтому не имеют достаточного времени или энергии для политической деятельности. Не случайно женщины, как правило, приходят в политику в более позднем возрасте по сравнению с мужчинами, а в среде «женской политической элиты» чаще встречаются одинокие, разведенные, вдовы.

Это не означает, что мужчины не испытывают конфликта между политической карьерой и семейной жизнью. Однако мужчины занимаются политикой, несмотря на такой конфликт, а женщины из‑за такого конфликта склонны отказываться от политической карьеры. Поданным некоторых исследований, женщины гораздо реже, чем мужчины, удовлетворяют свои политические намерения (Renzetti, 1992).

Кроме этих трех блоков факторов авторы указываются также на такие причины низкого политического участия женщин, как дискриминация, препятствующая их политической активности. Она проявляется как в нежелании предоставить женщинам ключевые политические посты, так и в нежелании избирателей голосовать за женщин. Подчеркивается, что в настоящее время и электорат, и мужчины‑политики становятся более лояльными по отношению к женщинам (Welch et al., 1985, Costantini, 1990).

A. Темкина,

2005.

Иначе обстоит дело в Западной Европе. В 1990‑х гг. доля женщин среди членов законодательных собраний в Скандинавских странах, а также Дании и Нидерландах составляла 30–40 %. Примерно на этом же уровне находится в этих странах представительство женщин в органах муниципальной власти и парламентов провинций. В Европейский парламент от 12 стран ЕС избрано 28 % женщин‑депутатов. Тем самым под сомнение был поставлен и «железный закон»: чем больше власти – тем меньше женщин.