Файл: Евгений Павлович Ильин Психология взрослости.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Мастера психологии –

2012г.

Евгений Павлович Ильин

Психология взрослости

Введение

Раздел первый ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Глава 1 Зрелый возраст как вершина развития личности

Глава 2 Что такое зрелость человека

Глава 3 Социально‑психологические аспекты зрелого возраста

Глава 4 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность

Глава 5 Социальные функции взрослых: создание семьи и выполнение обязанностей мужа и жены

Глава 6 Выполнение обязанностей отцов и матерей [18]

Глава 7 Социальная функция взрослых: осуществление политических и гражданских прав и обязанностей

Раздел второй ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ, ИЛИ ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ

Глава 8 Старение как процесс

Глава 9 Здоровый образ жизни как профилактика старения

Раздел третий СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Глава 10 Характеристика старческого возраста

Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни

Глава 12 Социально‑психологические аспекты старости

Приложение

Методики определения психологического и социального возраста

Методики определения личностной зрелости

Методики определения склонности к той или иной профессии

Методики изучения семейных отношений

Литература



Священник Евлампий Кременский в одной из проповедей говорил: «Жизнь для каждого человека представляется величайшим благом. Даже страдальцу и узнику она весьма дорога. Каждому приятно смотреть свет Божий и сознавать себя живым». Страх смерти – это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно потому, что это человеческое чувство, оно и может быть преодолено.

Гипотеза о возможности «желаемой» смерти никогда не находила реального подтверждения. Как объяснил Боланд в «Мастере и Маргарите», человек не просто смертен, а всегда внезапно смертен. Смерти боятся не те, кто уходит, а те, кто остается. И это по‑человечески понятно. Смерть близкого человека, сколько бы лет ему ни было, тяжкое испытание. Привлекательно выглядит древний японский культ предков, они верили, а многие и поныне верят, что человек после смерти продолжает существовать через своих живущих потомков и только при отсутствии таковых окончательно умирает. Умершие предки продолжают считаться членами семьи «из» – «духами», которые могут наказать, и потому следует уважать живых предков – «будущих духов».

В. Д. Альперович,

1998.

Пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые («мы уже пожили, на наш век прожитого хватит»). Более легко относятся к смерти те люди среднего возраста, кто имеет ясную цель в жизни (Kastenbaum, 1998). Страх смерти чаще появляется у мужчин, чем у женщин (Lang et al., 1994).


Глава 11 От чего зависит продолжительность жизни



Предупреждение старения – древнейшая мечта человечества. Мифы и легенды о вечной молодости, долголетии и бессмертии создавались и поддерживались на протяжении всего развития человечества.

История полна примеров безрезультативного поиска эликсиров молодости, «живой воды», «молодильных яблок» и других омолаживающих способов.

Гиппократом, Аристотелем и другими философами рекомендовались диеты, умеренные физические упражнения, массаж, водные процедуры. Эти методы и сегодня, безусловно, полезны для поддержания активного долголетия.

Древние естествоиспытатели и философы видели многие истоки нездоровья, причины болезней и старения в характерах, темпераментах, поведении людей, их привычках и традициях, т. е. в условиях и образе их жизни. Англичанин Р. Бэкон считал, что короткая жизнь – не норма, а отклонение от нее. Основной причиной укорачивания жизни, по его мнению, был неправедный и неправильный образ жизни.

По мнению И. И. Мечникова (1961), главнейшей дисгармонией, ведущей к преждевременному старению, является толстый кишечник, первоначально служивший для переваривания грубой растительной пищи, а при изменении характера питания ставший своего рода инкубатором для гнилостных бактерий, продукты обмена которых отравляют организм, тем самым сокращая продолжительность жизни. В связи с этим для увеличения продолжительности жизни он предлагал употреблять кисломолочные продукты, улучшающие деятельность гнилостных бактерий.

Другим направлением продления жизни было использование экстрактов половых желез. Оно основывалось на очевидной связи между здоровьем и половой активностью, т. е. считалось, что стимуляция половой функции может привести к улучшению жизни. Известный французский физиолог Ш. Броун‑Секар, вводивший себе инъекции вытяжки из половых органов животных, утверждал, что он помолодел на 30 лет. Популярный в дореволюционной России журнал «Нива» был заполнен рекламой использования вытяжек из половых органов.

Еще более был известен в прошлом метод «клеточной терапии» швейцарского врача П. Ниханса, использовавшего тканевые экстракты для омоложения десятков тысяч людей, включая достаточно известных (У. Черчиль, Ш. де Голль, К. Аденауэр).


И. И. Мечников в начале XX в. утверждал, что при естественной смерти человек может дожить до 150 лет, т. е. биологический «запас прочности» у человека превышает в 2 раза действительную продолжительность жизни. Но для этого человек должен рационально использовать этот ресурс. В настоящее время с этим утверждением И. И. Мечникова многие ученые не согласны. Люди, которые перешагнули возраст в 100 лет, – скорее исключение, чем правило, и для такого долгожительства требуются определенные географические и климатические условия.

Однако увеличение продолжительности жизни – не самоцель. Важно, чтобы долгая жизнь была полноценной. К. Юнг считал, что закат человеческой жизни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи с этим К. Юнг считал непоправимой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Успешность, адаптивность старения и продолжительность жизни определяются тем, насколько человек оказывается подготовленным к вступлению в новую фазу жизни, к тем задачам, которые несет с собой поздний возраст.

Вообще геронтологи считают, что продолжительность жизни и здоровья на 50 % зависят от образа жизни, который человек создает себе сам, на 20 – от наследственно обусловленных биологических факторов, еще на 20 – от внешних экологических факторов и лишь на 10 % – от усилий медицины.

11.1. Роль генетического фактора

Необходимость наличия здорового образа жизни для долгожительства опровергнуть трудно, хотя некоторые биографии заставляют задуматься, а только ли в нем дело. Известно, что не каждый человек, ведущий здоровый образ жизни, доживает до старости. С другой стороны, не так редки случаи, когда человек, пренебрегающий этим, живет долго. Например, премьер‑министр Великобритании Уинстон Черчилль на протяжении большей части жизни имел избыточный вес, много курил и пил, страдал сердечно‑сосудистым заболеванием, а его работа постоянно была связана с психическим и эмоциональным напряжением. Однако он прожил больше 90 лет. Очевидно, что продолжительность жизни в какой‑то степени определяется и генетической наследственностью. Доказательством этому служит тот факт, что потомки долгожителей тоже живут долго (Murphy, 1978). Данные, полученные на монозиготных близнецах, стареющих практически одинаково, свидетельствуют о сильном генетическом влиянии на смертность и подверженность многим заболеваниям (Iachine et al., 1998; Korpelainen, 1999). Имеются данные, что люди небольшого роста живут дольше высоких (Samaras, Elrick, 1999).


Но есть и другие скрытые от наших глаз неочевидные психологические факторы, влияющие на продолжительность жизни, о которых пойдет речь ниже.

11.2. Экология места проживания

При исследовании феномена долгожительства ученые указывают на особое значение высокогорья, поскольку именно в горных районах долгожители встречаются наиболее часто. Известны три таких района: Кавказ, Вилькамбамба в Южной

Америке и Хунза в Гималаях (Пакистан). Отмечается значение морфологических и физиологических особенностей долгожителей: это, как правило, худые активные люди, любители свежего воздуха, не имеющие старческих недугов. У них жизнь завершается естественным образом.


...

Старение оказывается единственно доступным способом жить долго.

Даниэль Франсуа Эсприт Обер
...

Большинство людей смотрит на старость как на погоду, о которой можно говорить, но ничего нельзя сделать.

Н. Шок,

американский геронтолог

Известно, что сельские жители живут в среднем на пять лет дольше городских (Джонс, 1959).

11.3. Досуг и занятость

Важным фактором улучшения самочувствия и продления жизни является двигательная и интеллектуальная активность человека. В этом отношении нельзя сказать, что в нашем обществе все обстоит благополучно. По данным Л. В. Бороздиной и О. И. Молчановой (2004), пожилые люди отдают предпочтение пассивным формам проведения досуга: чтению, просмотру кино и телепередач, слушанию радио, посещению различных лекций. Активные формы проведения досуга упоминаются значительно реже (14 % мужчин и 26 % женщин). Женщины в качестве активных форм называют шитье, вязание, разведение цветов, прогулки, отдельные виды туризма, художественное творчество (живопись, музыка, поэзия). Мужчины отдают предпочтение чтению лекций, проведению бесед, спорту.

Л. Преснякова (2005) поинтересовалась, чем россияне хотели бы заниматься чаще. Люди в возрасте от 55 до 59 лет хотят в первую очередь ездить в путешествия и ходить в лес, на рыбалку (по 21 %), отдыхать, спать (16 %) и заниматься с детьми, внуками (15 %). А вот у респондентов более старшего возраста на первый план выходят иные приоритеты – они хотели бы больше времени уделять своему здоровью (24 % в группе от 60 до 70 лет и 26 % в группе старше 70 лет), отдыхать и спать (14 и 15 % соответственно), путешествовать и работать на даче (14 и 13 % в группе 60–69 лет). Люди старше 70 лет чаще прочих говорят, что уже ничем из перечисленного заниматься бы не хотели (12 %).


А чем пожилые россияне занимают свое время в действительности?

По данным Л. Пресняковой, с годами они чаще смотрят телевизор (этот показатель снижается лишь после 70 лет, вероятно, в связи с ухудшением у многих зрения). Начиная с 55 лет увеличивается число занимающихся домашним хозяйством (у мужчин – после 60 лет, т. е. с момента наступления пенсионного возраста). До 60 лет люди еще сравнительно активно работают на приусадебном участке, на даче, а также ходят в лес и ездят на рыбалку, а вот после 60 лет интенсивность этих занятий сокращается. Опрошенные возрастной группы от 55 до 60 лет довольно часто уделяют время воспитанию подрастающего поколения, но после 60 лет этот показатель снижается. В группе старше 70 лет на третьем месте после домашнего хозяйства и просмотра телепередач стоят сон и отдых. Чтение (книг и журналов) в старости не особенно популярно – чуть чаще прочих читают книги лишь представители возрастной группы 55–59 лет, а журналы – люди 60–70 лет. В самой старшей возрастной группе (от 70 лет) респонденты чаще, чем прочие, ходят в церковь, причем в основном это делают женщины.

А чем респонденты старшего возраста занимаются реже? По мере старения, сообщает Л. Преснякова, происходит постепенное уменьшение социальной активности: люди меньше встречаются с друзьями, ходят в гости, за покупками (в непродовольственные магазины), разговаривают по телефону, посещают кинотеатры, ездят в путешествия. Старики реже слушают музыку, реже занимаются каким‑то любимым делом. Даже гулять респонденты старшего возраста ходят не так часто, как можно было бы ожидать, хотя в возрасте от 60 лет респонденты могут позволить себе прогулки чуть чаще, чем люди от 55 до 60 лет.

Структура постоянных занятий для лиц старше 55 лет во многом определяется типом населенного пункта, где проживает респондент. Например, у москвичей в этом возрасте образ жизни наиболее разнообразен: они не только хлопочут по дому, смотрят телевизор, отдыхают и спят, но чаще прочих разговаривают по телефону, читают книги и газеты, слушают музыку, посещают церковь, ходят за покупками в непродовольственные магазины и занимаются любимым делом. Зато они реже трудятся на дачах. Жители других мегаполисов больше занимаются своим здоровьем, чаще ходят в лес и на рыбалку, но реже отдыхают и меньше уделяют внимания воспитанию подрастающего поколения. В крупных городах чаще, чем где‑либо, читают прессу и книги, ходят в гости, общаются по телефону. В малых городах чаще проводят время на приусадебных участках, в общении с детьми и внуками, а основные занятия в селах – это бытовые хлопоты (домашнее хозяйство и работа на участке).