Файл: Профессиональные компетенции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

89
прежде всего из иерархии по важности и времени задач, стоящих перед руководителем.
Часть рабочего плана секретаря совершенно от него не зависит, так как связана с режимом работы руководителя - обслуживание совещания, прием посетителей, оформление документов для руководителя, их подписание и т.д.
Но в обязанности секретаря входит и его повседневная работа, которую он должен выполнить: ежедневный утренний прием корреспонденции, ее обработка, ведение контрольной картотеки, раскладка документов в дела и т.д. Вот эти регулярно повторяющиеся ежедневно, еженедельно и ежемесячно виды работ и войдут в основу плана личной работы секретаря.
Составляя план конкретного рабочего дня, сначала записывают повторяющиеся мероприятия, например:
1. приведение в порядок рабочего места руководителя;
2. подготовка к работе своего рабочего места;
3. обработка поступивших факсов, электронной почты и другой корреспонденции;
4. просмотр контрольной картотеки;
5. доклад руководителю о текущих делах, уточнение его рабочего плана.
Далее план рабочего дня секретаря зависит от плана рабочего дня руководителя. Например, руководитель проводит совещание в 12:30,
следовательно, у секретаря в плане будет стоять подготовка совещания
(напоминания, размножение материалов, подготовка помещения), ведение протокола. Если руководитель должен уехать на совещание в 13ч., то у секретаря в плане будет стоять на 12:50 - напоминание руководителю, вызов машины, подготовка необходимых документов и т.д. В перечне работ на день надо указать, с кем и во сколько надо соединить руководителя по телефону,
какие документы предстоит перепечатать и т.д.
Лучше, если будет согласовано с руководителем ежедневное определенное время для подписания документов, приема им сотрудников

90
учреждения и т.д. Это не только упорядочит работу руководителя, но и облегчит планирование рабочего дня секретаря. Планируя текущий день,
необходимо учесть время и на подготовку предстоящих в другие дни мероприятий.
В работе секретаря много непредвиденных ситуаций - внезапных заданий руководителя, телефонных звонков, случайных посетителей. Эти факторы трудно поддаются регулированию, поэтому в плане рабочего дня всегда должно быть резервное время.
В конце дня секретарь обрабатывает и отправляет исходящую корреспонденцию и, заканчивая рабочий день, намечает мероприятия на завтра.
В том случае, если руководитель остается работать после окончания рабочего дня, секретарь по договоренности с ним может уйти только после того, как обеспечит руководителя всей необходимой информацией.
Перед уходом секретарь обязан убрать все документы, закрыть на ключ сейф и шкафы и привести в порядок свое рабочее место. Необходимо выключить из сети технические средства, за исключением осуществляющих прием и передачу информации в дежурном режиме (автоответчик, факс,
модем и т.п.).
Секретарю нужно знать как выполнять ту или иную работу, а также необходимо еще иметь представление о нормах времени или выработки,
существующих на эти виды работ.
Центральным бюро нормативов по труду разработано достаточно большое количество нормативных документов, содержащих нормы времени на работы, выполняемые работниками управленческого аппарата. Работу с документами отражают:
1. Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти


91
(утверждены постановлением Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 26 марта 2002 г. № 23);
2. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления (утверждены постановлением
Министерства труда Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 72);
3. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления
(утверждены постановлением Министерства труда Российской Федерации от
10 сентября 1993 г. №152);
4. Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в объединенных архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций, предприятий (утверждены постановлением
Минтруда России от 18 декабря 1992 г. № 57);
5. Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы
(утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от
19 июня 1984 г. №189/11-64).
В настоящее время наиболее актуальными являются Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур в федеральных органах исполнительной власти, которые включают нормы времени на работы по набору текста на персональном компьютере,
оформлению документов, документированию деятельности коллегиальных органов, обработке и учету документов, регистрации, справочно- аналитической работе, контролю за исполнением документов, составлению и ведению номенклатуры дел, хранению и поиску документов.
Кроме того, в норматив включен раздел, содержащий секретарско- референтские работы, в числе которых работы по получению и передаче информации, организации и ведению телефонных переговоров (включая заказ пропусков, вызов участников совещаний, организацию связи руководителя с необходимыми лицами).

92
Хотя нормы времени и предназначены для управленческих структур в федеральных органах исполнительной власти, указанные виды работ проводятся в организациях различной организационно-правовой формы и,
следовательно, могут быть использованы в работе любых подразделений и работников, занимающихся документированием и делопроизводственным обслуживанием, а также в работе секретарей.
Нормы времени являются чрезвычайно важным документом для руководителей делопроизводственной службы, т.к. позволяют решить многие проблемы, связанные с организацией ее работы. Например, они могут быть использованы при аттестации для установления категории специалиста, при специализации работников делопроизводственной службы.
Режимы труда и отдыха работников, занятых обслуживанием ПЭВМ и видеодисплейных терминалов, устанавливаются исходя из распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных (трудоемких) из них в первой половине дня, когда у работников отмечается более высокая устойчивая работоспособность.
Режимы труда и отдыха работников, занятых обслуживанием ПЭВМ и
ВДТ, должны устанавливаться в зависимости от вида и категории их трудовой деятельности.
Виды трудовой деятельности работников, занятых обслуживанием
ПЭВМ и ВДТ, разделяются на 3 группы:
группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ с предварительным запросом;
группа Б - работа по вводу информации в ПЭВМ;
группа В - творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.
При выполнении в течение рабочего дня работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочего дня.


93
Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей ПЭВМ и ВДТ на протяжении рабочего дня должны устанавливаться регламентированные перерывы.
Время регламентированных перерывов в течение рабочего дня следует устанавливать в зависимости от его продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.
Продолжительность непрерывной работы на ВДТ и ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
При 8-часовом рабочем дне и работе на ВДТ и ПЭВМ
регламентированные перерывы следует устанавливать:
для I группы работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 2
часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
для II группы работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5 -
2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
для III группы работ - через 1,5 - 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.
С использованием норм времени определяется трудоемкость работ по документационному обеспечению деятельности управленческих структур федеральных органов исполнительной власти за год и рассчитывается нормативная численность работников, выполняющих эти виды работ.
Набор текста на персональном компьютере осуществляется с оригинала, который в Нормах времени подразделяется на три группы:
I группа - печатный или разборчивый рукописный оригинал;
II группа - печатный или рукописный оригинал с поправками и вставками, затрудняющими прочтение, до 50% текста;
III группа - неразборчивый рукописный оригинал с большим количеством поправок, превышающих 50% текста, мелкий типографский или компьютерный текст.

94
Нормы времени на творческий вид деятельности по составлению документов можно взять из разделов, посвященных разработке текстов управленческих документов.
Например:
• на служебное письмо (инициативное) - 1,25 часа;
• на служебное письмо (ответное) - 1,2 часа;
• на письмо-извещение - 0,45 часа;
• на сопроводительное письмо - 0,1 часа;
• на объяснительную записку - 0,15 часа и др.
При подготовке совещания любого коллегиального органа секретарю необходимо ознакомиться с разделом "Нормы времени на работы по подготовке и проведению заседания коллегии".
Фотография рабочего дня секретаря представлена в приложении 17.


95
1   2   3   4   5   6   7   8   9

4. Дать характеристику и указать особенности оформления документов о
направлении в командировку.
Для выполнения этого задания необходимо проанализировать
документы, которые оформляются в организации при направлении
сотрудников в командировку.
В отчете необходимо отразить следующее:
- виды документов, оформляемые при направлении сотрудника в
командировку;
- особенности оформления документов;
- соответствие оформляемых документов, требованиям нормативных
документов.
В приложении необходимо представить копию приказа о направлении в
командировку.
Виды документов, оформляемые при направлении сотрудника в командировку:
приказ – этот документ закрепляет сам факт командировки, содержит следующую информацию:
• полное наименование организации;
• ФИО сотрудника, его должность и код подразделения;
• место назначения;
• длительность командировки;
• цель поездки и ее основание (служебное задание);
• Служебное задание
Служебное задание – его подписывает руководитель сотрудника, в документе содержится информация о целях поездки и задачах командированного (эти данные можно внести в приказ и не заполнять отдельное задание);
Для этого документа существует унифицированная форма Т-10а.
Заполнять ее нужно в два этапа. Первый из них осуществляется еще до старта

96
командировки: в документ вносится информация об организации, бланку присваивается порядковый номер, данные о работнике и его отделе,
параметры командировки. Обычно всю эту информацию заполняет сам сотрудник.
После его возвращения из поездки уже его руководитель завершает заполнение служебного задания. Он перечисляет выполненные в ходе поездки задачи и вносит резюме об итогах в специальную графу.
Расходный кассовый ордер – на основании приказа работник получает аванс для покрытия расходов, эту выплату нужно оформить. В расходном кассовом ордере должна содержаться информация об операции (строка
«Основание») и список прилагаемых документов (строка «Приложение»).
Также в документе должны быть данные компании (код по ОКПО), дата ордера, подписи главного бухгалтера и сотрудника, получающего аванс.
Согласие на работу в выходные – если вы знаете, что сотрудник будет выполнять служебное задание в том числе и в выходные, понадобится его письменное согласие (если работа будет идти в обычное время, эта бумага не нужна);
Авансовый отчет – по возвращению работника из командировки он должен сдать авансовый отчет, к которому прикладываются все документы,
подтверждающие затраты.
Для авансового отчета существует унифицированная форма N АО-1.
Этот документ должен содержать следующие сведения:
• название компании;
• дату и номер отчета;
• отдел и должность командированного сотрудника;
• причину поездки;
• сумму аванса.
К документы прикладываются различные подтверждения затрат.
Для составления приказа на командировку можно использовать форму
Т-9, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ № 1, или разработать