Файл: Подразделения патрульнопостовой службы полиции как субъекты правоохранительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8.

Патрульно-постовая служба на сегодняшний день является одним из наиболее значимых подразделений и служб полиции, поскольку именно она реализовывает одно из важнейших направлений деятельности полиции – охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности. В этой связи, представляет интерес изучение истории становления и развития патрульно-постовой службы полиции.

Патрульно-постовая служба полиции – одна из давних служб по обеспечению общественного порядка. Юридическое закрепление деятельность охраны правопорядка получила в 1649 году, во введенном Алексеем Михайловичем Романовым «Наказе о градском благочинии», впоследствии распространившемся на крупные поселения Руси.

В период правления Алексея Михайловича общественные отношения, связанные с обеспечением общественной безопасности, приобретают правовое оформление. Как отмечает М.В. Сергеев: «В «Наказе о градском благочинии» царя Алексея Михайловича от 30 апреля 1649 года наряду с положениями о организации пожарной охраны были закреплены первые нормативные основы охраны общественного порядка»9. Предписывалось уже именно патрулировать улицы в круглосуточном режиме, по сути, были закреплены нормы, касающиеся как охраны общественного порядка, так и обеспечения общественной безопасности, при этом четкого разграничения наблюдать было нельзя, хотя конкретные направления деятельности закреплялись. Разумеется, что на указанном этапе развития отечественного государства, деятельность патрульно-постовой службы имела мало общего с современной патрульно-постовой службой10.

Дальнейшее ее развитие пришлось на годы правления Анны Иоанновны. В 1733 г. был издан законодательный акт «Об учреждении полиции в городах», который явился правовой основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе всей страны. Таким образом, к середине XVIII в. фактически произошло завершение процесса формирования общей регулярной городской полиции.

Для обеспечения общественного порядка необходим внутренний процессуальный порядок, который, в свою очередь, требует порядка структурно-институционального.

20 сентября 1802 года (по новому стилю) создание министерства внутренних дел (далее - МВД) было результатом реформы органов государственного управления Российской Империи. Министерства с персональной ответственностью самого Министра заменили введенные тогда еще Петром I «коллегии» - органы государственного управления, решения которых принималось коллективно. Специального центрального управления всей полицией Империи до образования Министерство внутренних дел (далее – МВД) не было.


Со дня своего учреждения Министерство внутренних дел и вплоть до 1917 года стало самым огромным и многофункциональным органом государственного управления.

Помимо руководства полицией и тюрьмами в ведении МВД находились и вопросы государственного хозяйства, это, обеспечение населения продовольствием, провизией, организация тушения пожаров, медицина, почтовая связь и многое другое. По объему выполняемых задач в системе государственного управления МВ Дявлялся самым авторитетным министерством, определяющим внутреннюю политику и обеспечивающим безопасность Российской Империи.

Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей (Родословное из малороссийского казацкого населения рода «Кочубеев»). Ближайшим помощником Кочубея стал известный правовед, видный государственный деятель автор многих реформ своего времени Михаил Михайлович Сперанский11. Далее, по мере развития российской государственности, многие их функции постепенно передавались из распоряжения МВД в другие государственные учреждения, но МВД так и оставалось ведущим органом системы государственного управления в России.

После восстания декабристов 1826 году на основе особой канцелярии министра внутренних дел был создан орган политической полиции и получил название – III Отделение Собственной Его Императорского величества Канцелярии, которому подчинялся корпус жандармов.

В 1880 году в МВД соединили и корпус жандармов. В связи с чем, на МВД возлагались не только борьба с преступностью и поддержание общественного порядка, но и обеспечение государственной безопасности России. Важнейшей задачей для МВД стала борьба с терроризмом. В этот период террористы убили троих министров внутренних дел Императорской России.

П.А. Столыпин возглавлял МВД в период с 1905 год по 1911 годы, являясь одновременно Председателем Совета Министров. Он также пытался провести существенную реформу системы МВД, полиции России. 6 июля 1908 года по его (П.А. Столыпина) инициативе был принят закон «Об организации сыскной части».

Сыскная полиция России в то время была признана одной из лучших во всем мире.

В 1917 году после революции (февральская революция) созданное временное правительство резко сократило МВД. Все высшие чиновники были уволены. Подверглись упразднению Департамент полиции, Отдельный корпус жандармов и выполнявшие цензурные функции Главное Управление печати МВД. Уволенных полицейских и жандармов не принимали на службу в создаваемую временным правительством милицию
12.

МВД временного правительства не имело возможности руководить процессом создания и деятельности милиции. Ослабление министерства внутренних дел, бывшего центральным звеном государственного механизма, стало важной причиной того, что Временное правительство не удержать власть в октябре 1917 года.

25 октября 1917 года в ходе октябрьской социалистической революции на 2 съезде Советов было создано новое правительство – Совет народных комиссаров. Народный комиссариат внутренних дел. (НКВД) РСФСР стал многофункциональным органом. В его распоряжение кроме руководства рабоче-крестьянской милицией, местами лишения свободы, пожарной службы, было размещение беженцев и коммунальное хозяйство.

А.И. Рыков был назначен и стал первым наркомом внутренних дел, он подписал 10 ноября 1917 года распоряжение о создании рабоче-крестьянской милиции. Однако спустя неделю вышел из состава правительства из-за несогласия проводимой политикой, Центральным комитетом партии большевиков. А.И. Рыков в 1924 году после кончины В.И. Ленина возглавил советское правительство.

В 1919 году в состав НКВД так же были присоединены войска внутренней охраны и наркомом был назначен Ф.Э. Дзержинский (Сын мелкопоместного польского дворянина- шляхтича, владельца хутора Дзержиново). В результате вышеуказанных реформ оказалось разрушено кадровое ядро и структура ведущей правоохранительной службы страны.

В послереволюционный период было утверждено Положение о милиции, где впервые упомянуты отряды милиции, осуществляющие патрулирование на улицах, а затем временный Устав Рабоче-крестьянской милиции, определивший права и обязанности работников милиции по охране общественного порядка и общественной безопасности13.

2 сентября 1923 года приказом Центрального административного управления НКВД РСФСР № 4 утверждена «Инструкция постовому милиционеру». Эту дату принято считать днем образования патрульно-постовой службы, основной задачей которой является охрана общественного порядка. Увеличение роста уличных преступлений и разделений постов (участков) патрульно-постовой службы 20 октября 1930 года приводит к реорганизации районных административных отделений милиции в Управления рабоче-крестьянской милиции и уголовного розыска. Таким образом, патрульно-постовая служба и служба уголовного розыска получили схожие задачи, что оказало негативное влияние на распределение функций.


В феврале 1941 года органы госбезопасности были выведены из состава НКВД и был образован Народный комиссариат госбезопасности. В его составе так же было создано главное управление войск по охране тыла действующей армии, которые обязаны были бороться с диверсантами, шпионами, обеспечивать охрану средств связи икоммуникаций. 15 общевойсковых дивизий и отдельная 70-ая Армия были переданы извойск НКВД в Красную Армию. В первые месяцы Великой отечественной войны были сформированы 1755 истребительных батальона с целью борьбы с фашистским диверсантом и организацией помощи партизанскому движению. В первые же годы войны добровольцами ушли на фронт более четверть личного состава милиции. Несмотря на нехватку личного состава милиция обеспечивала общественный порядок, боролась с преступностью в тылу и на освобожденных от врагов территориях СССР.

После окончания в 1946 году Народные комиссариаты переименованы в министерства.

Приказом Министерства Государственной Безопасности СССР от 16 апреля 1952года утвержден и введен в действие Устав постовой и патрульной службы милиции. В марте 1953 года Министерство государственной безопасности вливается в состав МВД, и уже в июле 1954 года управление органами безопасности выводятся из состава МВД и соединяются в Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР.

В 1960-ые годы в ходе новой реформы системы государственного управления упраздняется МВД СССР и управление органами внутренних дел передается в распоряжение республиканских министров.

В 1962 году Министерства внутренних дел республик союза переименовываются в Министерства охраны общественного порядка. Децентрализация управления органов внутренних дел существенно снизила эффективность их деятельности. В 1966 году была вновь восстановлена общесоюзное Министерство охраны общественного порядка(МООП СССР). В 1968 году оно снова переименовывается в МВД, таким образом, за несколько лет претерпело переименования и слияние структур.

12 июля 1990 года принятием Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», МВД РСФСР, образованное в октябре 1989 года, выводится из подчинения МВДСССР.

В декабре 1991 года – МВД России центральный орган отраслевого управления суверенного государства.

День образования патрульно-постовой службой принято считать 2 сентября 1923 года, поскольку в этот день была принята инструкции для постового милиционера
, регламентировавшая обязанности и права постовых милиционеров.

18 января 1993 г. Был подписан приказ МВД РФ № 17 «О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции (вместе с«Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации»). На сегодняшний день патрульно-постовая служба полиции руководствуется в своей деятельности новым приказом от 28 июня 2021 года № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России»14.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, во-первых, на различных исторических этапах основными задачами патрульно-постовой службы являлись охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и пресечение правонарушений; во-вторых, к патрульно-постовой службе относились:

1) подразделения патрульно-постовой службы, которыми являлись объединенные подразделения наружной службы, строевые подразделения милиции;

2) подразделения вневедомственной охраны;

3) подразделения дорожно-патрульной службы;

4) специальные подразделения, такие как воинские части внутренних войск МВД России; оперативные и моторизированные части милиции; экипажи медицинских вытрезвителей и приемников-распределителей15.

Кроме того, историко-правовой анализ показывает, что понятие «патрульно-постовая служба» является более широким (родовым) по отношению к более узкому (видовому) понятию «строевые подразделения патрульно-постовой службы», характеризующему лишь один из видов подразделений, осуществляющих патрульно-постовую службу.