Файл: Подразделения патрульнопостовой службы полиции как субъекты правоохранительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Взаимодействие подразделений патрульно-постовой службы полиции с другими правоохранительными органами и общественностью



Взаимодействие и маневр нарядами подразделений ППСП, в том числе с другими нарядами комплексных сил, организуется начальником территориального органа МВД России на районном уровне в соответствии с Наставлением патрульно-постовой службы полиции и соответствующими нормативными актами МВД России30.

Взаимодействие заключается в согласованных по цели, месту и времени усилиях, а также во взаимной помощи всех подразделений, нарядов и других сил при выполнении ими задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Оно обеспечивается единым пониманием всеми субъектами взаимодействия задачи и способов её выполнения, твердым знанием оперативной обстановки и особенностей соответствующей территории, наличие бесперебойной связи и правильным применением установленных сигналов, непрерывным руководством взаимодействующими силами и средствами, контролем за их деятельностью.

Оказание взаимной помощи в решении служебных задач. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» одним из основных принципов деятельности полиции называет взаимодействие и сотрудничество (ст. 10), которые раскрываются в следующем:

– во-первых, полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;

– во-вторых, полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ;

– в-третьих, полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка;

– в-четвертых, государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.


Взаимодействие полиции с другими субъектами правоохранительной системы и негосударственными формированиями в сфере обеспечения безопасности есть осуществляемые совместные действия полиции с другими государственными структурами правоохранительного назначения по созданию благоприятных условий, способствующих достижению состояния защищенности личности, общества и государства от всевозможных угроз на территории муниципального образования.

Основными формами взаимодействия являются31.

1. Взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование других нарядов о совершенных преступлениях и иных правонарушениях

2. Участие сотрудников других подразделений территориальных органов в проведении инструктажей и занятий с личным составом подразделений ППСП по обучению их приемам и методам предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения нарушений Правил дорожного движения в пределах полномочий, тактике и методике охраны места происшествия и других задач полиции.

3. Оказание взаимной помощи в решении служебных задач, совместное проведение комплексных оперативно-профилактических операций, оперативно-профилактических мероприятий и обмен опытом работы.

4. Участие в пределах своей компетенции в осуществлении иных мероприятий по противодействию правонарушениям, в том числе в соответствии с планом действий территориального органа при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций).

5. Проведение совместных с подразделениями соседних территориальных органов и (или) структурными подразделениями органа внутренних дел, в состав которого входит подразделение ППСП, тактико­специальных занятий по пресечению возможных нарушений общественного порядка и общественной безопасности, в том числе террористических актов, массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка, противоправных посягательств на объекты жизнеобеспечения, объекты транспорта и транспортной инфраструктуры и другие важные объекты, поиску и задержанию лиц, пытающихся совершить или совершивших нарушение правопорядка.

Ежедневно на разводах суточного наряда представители от каждой службы проводят инструктажи суточного наряда по проблемным вопросам, возникающим в процессе исполнения служебных обязанностей. Так отдел дознания проводит занятие с нарядом, заступающим на службу по охране общественного порядка, по правовым вопросам. Разъясняет составы преступлений предусмотренных уголовным и административным законодательством. При этом обращает их внимание на установление обстоятельств, способствующих раскрытию преступлений или правонарушений, а так же на правильное составление рапортов (в юридическом отношении), протоколов об административных правонарушениях, при задержании, досмотре и изъятии, а также при совершении других административно-процессуальных действий
32.

Охрана общественного порядка обуславливает необходимость взаимодействия не только сил тех служб, которые участвуют в этой работе в соответствии с планом комплексного использования сил и средств (единая дислокация), но и взаимодействия этих сил с другими службами органов внутренних дел: уголовным розыском, ОЭБ и ПК, ОПДН, участковыми уполномоченными полиции.

Ведущими видами взаимодействия считаются:

1) двусторонний обмен информацией об оперативной обстановке, ориентация нарядов ППСП о совершенных преступлениях и других правонарушениях;

2) участие сотрудников других подразделений органов внутренних дел и Национальной гвардии в инструктировании и занятий с личным составом строевых подразделений ППСП по учебе их, в частности, приемам и способам предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, пресечения нарушений ПДД в пределах их полномочий, тактике и методам охраны места происшествия и прочих задач полиции;

3) оказание взаимной помощи при решении должностных задач, общее выполнение оперативно-розыскных и профилактических мероприятий;

4) участие в пределах своей компетенции в исполнении других мероприятий по борьбе с правонарушениями, в том числе и при чрезвычайных ситуациях;

5) проведение совместных с подразделениями соседних регионов органов МВД России на районном уровне и структурными подразделениями органа внутренних дел тренировочных занятий, тактико-специальных, командно-штабных и оперативно-тактических учений по пресечению вероятных нарушений общественного порядка, в том числе и террористических актов, массовых беспорядков, противоправных посягательств на объекты жизнеобеспечения и иные особо важные объекты, розыску и задержанию лиц, которые пытаются со-вершить или уже совершили подобные посягательства.

Таким образом, для исполнения возложенных задач и функций подразделения патрульно-постовая служба полиции взаимодействуют с другими подразделениями МВД и Росгвардии РФ.

Особое место среди сотрудников органов внутренних дел, взаимодействующих с нарядами полиции, занимают участковые уполномоченные, которые в пределах своей компетенции отвечают за состояние охраны общественного порядка на обслуживаемом участке и принимают непосредственное участие в организации и контроле за несением патрульно-постовой службы на его территории.


Они постоянно взаимодействуют с нарядами в поддержании общественного порядка на участке, контролируют их деятельность, периодически осуществляют совместное патрулирование с ними, проводят обход дворов, подъездов, домов, осмотр чердачных и подвальных помещений, отселенных и подлежащих сносу строений в целях выявления нарушителей паспортных правил, бродяг, попрошаек, разыскиваемых лиц, другого антиобщественного элемента, а также обучают полицейских методам работы, информируют их об оперативной обстановки на обслуживаемом участке, о лицах с антиобщественным поведением, в том числе состоящих на учете у участковых уполномоченных полиции, о приметах разыскиваемых преступников и похищенных вещах, местах и времени возможного пребывания и размещения иностранных граждан. Участковый уполномоченный проверяет на участке несение нарядами полиции службы по охране общественного порядка, оказывает им помощь в успешном выполнении поставленных задач33.

Взаимодействие ППСП с иными отрядами и службами органов внутренних дел и Федеральной службы войск национальной гвардии при обеспечении общественного порядка происходит:

– при подготовке и проведении комплексных и массовых мероприятий, процесс совместного патрулирования;

– способом изучения оперативным и инспекторским составом патрульно-постовых нарядов видам и способам работы, обучения их важных профессиональных умений и навыков (например, личного сыска);

– в ходе взаимного обмена информацией о состоянии и изменении оперативной обстановки на участках несения службы.

Помимо этого, сотрудники иных отраслевых служб полиции принимают участие при контроле несения службы патрульно-постовыми нарядами, а также в нужных случаях помогают им задерживать и доставлять правонарушителей.

Сотрудники патрульно-постовой службы полиции, ГИБДД, вневедомственной охраны, участковые уполномоченные полиции, представители иных служб и подразделений, выполняющие обязанности и функции по охране общественного порядка в сфере противодействия экстремизму, по утверждению А. Е. Юрицина, «обязаны уведомить оперативного дежурного по территориальному органу внутренних дел о проведении массовых публичных акций, принимать меры по установлению состава участников и организаторов мероприятий, законности их проведения, внимательно наблюдать за поведением участников массовых акций, шествий, митингов»34.

Сотрудники ППСП, в свою очередь, принимают прямое участие:


– в обучении дружинников добровольных народных дружин и иной общественности;

– в подготовке и проведении совместных профилактических и иных мероприятий, направленных на охрану общественного порядка;

– в обеспечении их (в пределах своей компетенции) необходимой информацией35.

Со своей стороны патрульно-постовая служба сообщает работникам уголовного розыска, ОЭБ и ПК, ОПДН и участковым уполномоченным полиции полученную ими информацию о готовящихся преступлениях, о появлении лиц, которые интересуют работников этих служб, выявляют причины и условия, способствующие совершению правонарушений, оказывают содействие данным службам в проведении мероприятий по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

При организации охраны общественного порядка на патрулируемом участке взаимодействие обеспечивается тем, что закрепленный за участком личный состав различных служб легче находит взаимные контакты в интересах успешной охраны общественного порядка через участковых уполномоченных полиции, который является начальником патрульного участка. Наряды ППСП должны выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики, оказывать содействие оперативным подразделениям в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических веществ, совершивших другие преступления36.

Кроме того, в рамках взаимодействия с ОПДН осуществляют деятельность по выявлению заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, доставляют таких несовершеннолетних к месту жительства и передают родителям или лицам, их заменяющим, либо в подразделение по делам несовершеннолетних, а в необходимых случаях в дежурную часть ОМВД. Принимают меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации, докладывают о них дежурному, а также информируют участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних.

Сотрудники ППСП должны знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы условно и с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, о всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних. Выявляют взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, и должны докладывать о них дежурному, а также информировать работника уголовного розыска, участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних.