Файл: Подразделения патрульнопостовой службы полиции как субъекты правоохранительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Правовые основы, задачи и функции патрульно-постовой службы полиции в Российской Федерации



Сегодня патрульно-постовая служба полиции (далее – ППСП) является одной из самых многочисленных структур в органах внутренних дел, что несомненно говорит о важности и необходимости такого вида подразделений. Патрульно-постовые наряды выполняют основные задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений на улицах, вокзалах, аэропортах и иных общественных местах, в том числе при проведении различных массовых мероприятий.

Основные нормативные правовые акты в деятельности ППСП составляют:

– Конституция РФ;

– Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»;

– законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ;

– приказ МВД России от 28.06.2021 № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России»

- иные нормативно-правовые акты.

В 2021 году вступил в силу приказ МВД России № 495, который утвердил Наставление об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России (далее – Наставление).

В Наставлении в качестве нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции указано, что служба «при осуществлении своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России
, законами субъектов Российской Федерации по вопросам ООП и ООБ, изданными в пределах их компетенции»16.

Новое Наставление не в полной мере раскрывает сущностное содержание деятельности ППСП. Необходимо также отметить, что современная реальность характеризуется нехваткой кадров и сокращением сотрудников полиции, а также тем, что критерии отбора сотрудников строевых подразделений стали крайне лояльны. Мы считаем, что именно в связи с этим уровень подготовки будущих сотрудников полиции оставляет желать лучшего. Это касается как уяснения сотрудниками общих полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О полиции», так и специальных полномочий, которые определяются для каждого поста и маршрута патрулирования с учетом особенности территории, оперативной обстановки и других факторов. Новое Наставление не дает исчерпывающего перечня действий сотрудника ППСП в конкретной ситуации, как было в предыдущем приказе, теперь необходимо обращаться к Федеральному закону «О полиции» и иным источникам, регулирующим деятельность строевых подразделений17.

Сотрудники этой службы находятся в общественных местах в установленной форменной одежде, что является обязательным для строевых подразделений. На улице, при виде служебной машины или человека в форме, у добропорядочного гражданина возникает чувство безопасности, а у правонарушителя теряется интерес к совершению проступка, что является профилактической мерой и способствует улучшению оперативной обстановки в общественных местах.

Таким образом, патрульно-постовая служба полиции выполняет очень важную функцию в области общественного порядка и общественной безопасности, защиты законных прав и свобод гражданина, профилактики уличной преступности. Ни одно массовое мероприятие (спортивное, общественно-политическое, культурно-зрелищное и др.), проводимое на территории страны, не обходится без участия сотрудников этой службы18.

Наряды ППСП первыми сталкиваются с преступниками на улицах, первыми приходят на помощь к простым людям, т.е. находятся на передовой среди других подразделений19.

Перед тем как классифицировать нормативно-правовые акты, осуществляющие регулятивную функцию в сфере управления деятельностью патрульно-постовой службы полиции, необходимо пояснить, что в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ ст. 3,они представляются в виде иерархической последовательности, и имеют следующую структуру:


- Конституция РФ;

- общепризнанные принципы и нормы международного права;

- международные договоры Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы;

- Федеральный закон «О полиции»;

- другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел20.

К основополагающему законодательному акту, регулирующим деятельность подразделений патрульно-постовой службы можно отнести Приказ МВД от 28 июня2021 года № 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России». Даный нормативно-правовой акт, создан в целях преобразования деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции, возрастания их значимости в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности21. Патрульно-постовая служба полиции является одной из самых задолго образованных служб в правоохранительных органах, и одной из самых больших по количеству сотрудников.

В своей деятельности патрульно-постовая служба руководствуется не только нормами действующего законодательства, регулирующего данную сферу, но и реализует возложенные на нее задачи и функции, что существенным образом отражается на эффективности и качестве проведенных действий по обеспечению порядка и безопасности в обществе.

Задачи патрульно-постовой службы имеют свое закрепление не только в нормативных актах, но и в актах, изданных руководством соответствующего подразделения. При помощи анализа действующей криминогенной обстановки на определенной территории, а также определения эффективности результатов за предыдущий квартал, руководством выставляется ряд задач для обязательного выполнения в ходе реализации патрульно-постовой службой своей деятельности.

Разрешение таких задач необходимо для снижения уровня преступности, повышения уровня безопасности и обеспечения комфортных условий для проживания населения на обусловленной территории.


Задачи и функции патрульно-постовой службы законодательно определены в Наставлении патрульно-постовой службы полиции, утвержденным приказом МВД России от 28 июня 2021 N 49522.

Несомненно, реализация приведенных задач и функций возможна лишь при помощи применения заранее спланированных мероприятий, должной подготовке кадров, изучения инструктажа, и т.д. Именно первоначальный этап подготовки является одним из важнейших при определении результатов деятельности определенного подразделения. Этап подготовки и обучения закладывает первоначальные основы любой деятельности, именно на данном этапе важно прохождение не только теоретической, но и практической подготовки.

Деятельность патрульно-постовой службы полиции в рамках реализации поставленных передней целей и задач осуществляет свои должностные полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ, а также в рамках интереса с политической и общественной точки зрения.

В рамках рассмотрения задач патрульно-постовой службы следует отметить, что данные подразделения отличаются возможностью своевременным реагированием на выявленные нарушения и осуществлением пресечения возможных преступных деяний23. Благодаря структурированным подразделениям, которые локализируются на определенных территориях, патрульно-постовая служба получает преимущество в предупреждении и пресечении правонарушений и преступлений.

Наставление определяет функции, которые необходимы для выполнения патрульно-постовой службой. Определение таких функций связано с должностными обязанностями, возложенными на данное подразделение. Также определяются основные положения, затрагивающие защиту жизни и здоровья личности, что определяется еще в Конституции Российской Федерации. Установление таких функций определяется как законодательным элементом, так и проистекает из их основных полномочий24.

Приведенные функции также свидетельствуют о необходимости взаимодействия органов патрульно-постовой службы с иными подразделениями в рамках разрешения поставленных перед ней задач. Кроме того, важнейшей составляющей является реализация защитных механизмов, позволяющих наиболее полно разрешить вопрос относительно поддержания уровня общественного порядка и создания условий для общественной безопасности.


Рассмотрев вопрос о задачах и функциях патрульно-постовой службы более подробно, стоит установить, что в общей сложности, патрульно-постовая служба в целях осуществления безопасности и поддержания общественного порядка осуществляет надзор за всеми лицами, передвигающимися и находящимися на территории патрулирования определенного подразделения25.

Деятельность патрульно-постовой службы является незаменимой, поскольку позволяет выявить правонарушения и преступления на ранних стадиях их совершения, так как именно надзор за соблюдением безопасности на определенной территории служит определенным гарантом создания комфортных условий для проживания и безопасности граждан.

Осуществление задач и функций позволяет не только получить эффективный результат относительно проделанной работы патрульно-постовой службы, но и позволяет повысить уровень безопасности на определенной территории, а также обеспечить гражданам комфортное проживание.

Основными задачами и функциями патрульно-постовой службы является сохранение порядка в общественных местах и обеспечение безопасности личности, что может быть достигнуто путем извлечения источника опасности, то есть пресекая преступные деяния или задержание лиц, совершивших преступления или административные правонарушения.

Так, в процессе своей деятельности нарядами патрульно-постовой службы решаются следующие задачи, которые могут быть непосредственным образом связаны с несовершеннолетними:

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение административных правонарушений, доставление правонарушителей. В ходе осуществления названной задачи нарядами патрульно-постовой службы пресекается большое количество правонарушений несовершеннолетних, которые доставляются в территориальные органы внутренних дел;

- содействие иным службам и подразделениям. Наряды патрульно-постовой службы могут выполнять необходимые задачи, связанные с предупреждением и пресечением правонарушений несовершеннолетних, во взаимодействии с участковыми уполномоченными, а также инспекторами по делам несовершеннолетних.