Файл: Подразделения патрульнопостовой службы полиции как субъекты правоохранительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»

Юридический факультет

Кафедра публичного права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Подразделения патрульно-постовой службы полиции как субъекты правоохранительной деятельности»


Выполнил:

Студент группы ЗЮ-42-19

Специальности 40.05.02

Правоохранительная деятельность

Елисеев Алексей Петрович
Руководитель выпускной

квалификационной работы:

Доктор исторических наук, доцент

Вязовская Татьяна Николаевна




Чебоксары 2023
Оглавление

Кроме того, Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (вместе с Уставом патрульно-постовой службы полиции)», утративший более конкретизированную информацию относительно организации деятельности ПППС. Например: требование о проведении ежедневного инструктажа, включая полные обязанности инструктирующего, а также порядок обращения к нему, что позволяло сотрудникам ППСП не только понимать, что именно проводится на этом этапе, но самое главное четко осознавать необходимость его проведения. 51


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Современная система МВД России выполняет ряд важнейших задач, касающихся повышения качества работы на всем направления, которые находятся в его компетенции, также ведутся работы по оптимизации состава полиции на основе качественных и количественных характеристик, а также внедряются в профессиональную деятельность сотрудников комплекс современных средств: технических, информационных, методических.

Правовое обеспечение в сфере управления деятельностью патрульно-постовой службы полиции реализуется в соответствии с рядом нормативно-правовых актов, а они в свою очередь, регламентируют порядок создания
, формы и методы несения службы данными правоохранительными органами и многое другое1.

Актуальность обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, как одной из приоритетных задач МВД России и наиболее важных для государства в целом в современное время становиться наиболее острой. Сотрудники патрульно-постовой службы в силу своего предназначения, участвуя в патрулировании улиц городов и районов, пресекают совершение правонарушений и преступлений на стадии их подготовки, что в свою очередь несет гораздо меньшую общественную опасность по сравнению с уже оконченным преступлением. Также уровень доверия граждан к правоохранительным органам также в немалой степени формируется благодаря деятельности патрульно-постовой службы полиции.

Охрана и обеспечение общественного порядка, безопасность и защита жизни, здоровья граждан, обеспечение прав и свобод человека и гражданина обуславливают необходимость четкого и всестороннего обеспечения нормативно-правовой базы регламентирующей деятельность патрульно-постовой службы.

Степень научной изученности. Вопросы регулирования правового статуса патрульно-постовой службы и ее участия в правоохранительной деятельности рассмотрена в трудах таких ученых,как Ю.Е. Аврутина, И.А. Адмираловой, А.Ю. Афанасьева, С.И. Барсукова, А.Н. Борисова, С.П. Булавина, А.В. Коркина, А.В. Куракина, Р.Н. Самойлюк, Ю.П.. Соловей, Ю.Н. Старилова, В.В. Черникова, С.В. Шевченко и др.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с деятельностью подразделений патрульно-постовой службы полиции

Предмет исследования – нормативные правовые акты, регулирующие деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции как субъектов правоохранительной деятельности.

Цель исследования – совершенствование действующего законодательства в области регулирования административно-правовой деятельности патрульно-постовой службы полиции.

Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

– дать общую характеристику патрульно-постовой службы полиции в Российской Федерации;

– проанализировать деятельность подразделений патрульно-постовой службы полиции с другими правоохранительными органами;

– выявить проблемы подразделений патрульно-постовой службы полиции и пути их решения.


Теоретическая и практическая значимость. В работе обобщены и систематизированы данные о правовом статусе подразделений патрульно-постовой службы полиции в качестве субъекта правоохранительной деятельности, сформулированы ключевые направления деятельности, обеспечивающие реализацию возложенных функций. Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию законодательства в указанной сфере.

Методы исследования. В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы методы научного познания, среди которых анализ, синтез, формально-логический метод, а также сравнительно-правовой и статистический. Названные методы научного познания позволили выявить аспекты, которые не позволяют эффективно реализовывать деятельность подразделений патрульно-постовой службы.

Научная новизна работы. В работе выделены ключевые проблемы участия подразделениями патрульно-постовой службы в качестве субъекта правоохранительной деятельности, предложены рекомендации по совершенствованию законодательства, что позволит повысить эффективность реализуемых мероприятий.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Патрульно-постовая служба полиции: понятие, история



Органы внутренних дел России в формировании системы и структуры прошли длительный путь, характеризующийся сменой общественно-экономических формаций, самых фундаментальных подходов к пониманию самой их сущности. Вместе с тем, именно прообразы патрульно-постовой службы нам представляются наиболее типичными в деле понимания процесса становления органов внутренних дел в современном их понимании с учетом телеологии и аксиологических представлений.

Большинство современных авторов термин «патрульно-постовая служба» рассматривают в двух значениях: как вид деятельности специальных нарядов полиции по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и борьбе с преступностью и как совокупность аппаратов, частей и подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Оба эти значения с разных сторон раскрывают содержание патрульно-постовой службы полиции2.

Используются и иные, более узкие формулировки, например: патрульно-постовая служба – это специальные наряды полиции с участием военнослужащих внутренних войск (патруль, патрульные группы и т.д.) и других специальных подразделений, обеспечивающие общественный порядок на закрепленной территории, в том числе на объектах транспорта и в других общественных местах3.

Д.Н. Бахрах полагает, что слово «служба» многогранно: «под ним понимается вид деятельности людей; ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД); самостоятельное ведомство (федеральная служба судебных приставов, федеральная налоговая служба)»4.

Согласно словарю В. Даля, служба – это деятельность; жизнь для других; полезное дело5. В Словаре С.И. Ожегова служба определяется как «работа, занятие служащего, а также место его работы; специальная область работы; исполнение воинских обязанностей»6
.

Сложное прилагательное «патрульно-постовая» указывает на форму (внешнее проявление) или направление деятельности службы. Применительно к патрульно-постовой службе – это исторически сложившееся указание на основной способ ее осуществления, а именно посредством выставления патрулей и постов.

Несомненно, что организационно весь личный состав полиции, участвующий в охране общественного порядка, включается в наряды, подразделения и группы. В перечень нарядов, формируемых в составе комплексных сил полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на основании ведомственных нормативных актов, кроме традиционных (патруль и пост), входят патрульная группа, стационарный пост полиции, группа немедленного реагирования, группа задержания, наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, заслон, стационарный пост ДПС ГИБДД и другие наряды, формируемые в случае изменения оперативной обстановки или служебной необходимости7, при этом патруль и пост в связи со своей универсальностью остаются наиболее часто применяемыми видами нарядов.

Это мы объясняем значительной их (тех самых прообразов) универсальностью, гибкостью как в определении для них задач, так и путей их решения, а также тесными как «оперативными», так и текущими, стратегическими отношениями с населением. Обеспечение безопасности требовалось человеческому обществу всегда. Вероятно, чем дальше шло развитие - тем более актуальной становилась и повестка общественного порядка как в узком его понимании (установление и соблюдение процедур), так в более широком (нормальное функционирование жизни общества). С течением времени формировался соответствующий аппарат, который, опять же, по указанным выше причинам, отличался существенным разнообразием. Охрана общественного порядка уже в Древней Руси была весьма важным и значимым делом, потому этим могли заниматься как князья, так и слуги.

Проблема, связанная с обеспечением общественного порядка, значительно актуализировалась в период феодальной раздробленности. В этот период отмечается тенденция развития различных структур, отвечающих за безопасность на соответствующей территории отечественного государства.

Чем больше сфер охватывает юридический процесс - тем большие требования предъявляются и к процессуальному порядку, к правовым ограничениям