Файл: Педагогика и психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 380

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

284
Исполнительность – это волевое качество челове- ка, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений.
Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или пору- ченное ему дело.
Вопросы для самопроверки
1. Что в психологии понимают под эмоциями?
2. Каковы основные свойства эмоций?
3. Что относят к классу эмоций?
4. В чем проявляется воля человека?
5. Каковы особенности волевых действий?
6. Составьте схему структуры волевого действия.
7. Какие волевые качества необходимо формировать?
Практические задания
Задание № 1.Проанализируйте отрывки. О каких воле- вых качествах в них идет речь?
1. А. де Сент-Экзюпери писал о своем товарище Гийо- ме: «Его величие — в чувстве ответственности. Он в ответе за самого себя, за почту, за товарищей, которые надеются на его возвращение. Он в ответе за судьбы человечества — ведь они зависят и от его труда... Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе».
2. «Мир станет поистине подлинным только после того, как я его переделаю» (Ален Боске).
3. «Ничто не делает жизнь так легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели» (Шиллер ).
Задание № 2. Определите, какие волевые качества
(возбудимость волевого усилия, длительность волевого

285
усилия, энергичность, подавление действия или способ- ность к задержке) проявились в каждой из описанных си- туаций.
1. Согласно преданию, греческий воин, пробежав бо- лее 40 км из местечка Марафон в Афины и сообщив весть о победе греков над персами, упал мертвым на городской площади.
2. Конструктор А., учась в школе, плохо чертил и решил совершенствовать свои умения. Для начала он стал заниматься в чертежной группе. Поскольку заня- тия проводились по понедельникам, ему приходилось каждое воскресенье проводить за чертежами. Много раз ему хотелось бросить, но он чертил, переделывал каждую работу по 5—6 раз. Через два года занятий учи- тель черчения назвал его чертежи лучшими в школе.
3. Десятиклассник Б., возвращаясь из школы вдоль берега замерзшей реки, услышал слабые крики о помощи и увидел двух барахтающихся в обломках льда ребятишек. Юноша сбросил обувь, пальто и прыгнул в ледяную воду.
4. Шестиклассник В., чтобы развить волю, часто при- бегал к такому приему: прерывал чтение интересной кни- ги на самом захватывающем месте и не прикасался к ней
2—3 дня.
5. Героиня романа Р. Мерля «Под стеклом», чтобы преодолеть робость, застенчивость и слабоволие, писа- ла себе жестокие приказы и развешивала их на стенах комнаты , снимая только тогда, когда приказ был вы- полнен.
Задание № 3. Подготовьте информационный проект
«Формирование чувств и управление эмоциональным со- стоянием учащихся в учебном процессе».


286
Типовые задания и иные материалы
для текущего контроля по разделу
Примерный Тест. Типовые вопросы
1. Нервные пути, проводящие нервное возбужде- ние от периферии к центру, называют...
а) эфферентными; б) афферентными; в) рефлек- торными; г) функциональными.
2. К числу процессов памяти не относятся: а) запо- минание; б) сохранение; в) кодирование; г) воспроиз- ведение.
3. Восприятие — это психический процесс, с помощью которого происходит отражение...
а) предметов и явлений в виде целостного образа;
Б) отдельных свойств предметов; в) связей и отношений между предметами и явлени ями; г) субъективного отно- шения человека к дейст вительности.
4. К числу экстероцептивных ощущений отно- сятся:
а) органические; б) болевые; в) вестибулярные; г) зрительные.
5. Свойство восприятия, характеризуемое как способ- ность воспринимать объекты относительно стабильны- ми, — это ...
а) осмысленность; б) целостность; в) избирательность; г) константность.
6. Зависимость восприятия от особенностей лич- ности называется:
а) аккомодацией; б) пластичностью; в) апперцеп- цией; г) агглютинацией.
7. Мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на части, — это ...
а) абстрагирование; б) анализ; в) аналогия; г) обоб- щение.

287 8. К числу свойств восприятия не относится:
а) целостность; б) модальность; в) избирательность; г) константность.
9. Относительно завершенный элемент деятельности, направлен ный на достижение промежуточной цели, назы- вают — ...
а) действием; б) операцией; в) алгоритмом; г) резуль- татом.
10. Процесс перехода внешней предметной деятельно- сти во внутрен ний план, называют...
а) ингибицией; б) интериоризацией; в) социализаци- ей; г) воспитанием.
11. К числу базовых мотивов, по А. Маслоу, не отно- сится:
а) потребность в познании; б) потребность в безопас- ности; в) потребность в уважении; г) потребность в при- нятии.
12. К числу признаков сильного типа нервной системы не относится: а) высокая стрессоустойчивость; б) низкая чувствительность; в) способность длительно поддерживать однообразную деятельность; г) высокая работоспособность в экстремальных условиях.
13. К числу особенностей нервной системы, оп ре- деляющих темперамент, согласно теории И.П. Павлова не относится:
а) сила нервной системы; б) подвижность нервных процессов; в) уравновешенность нервных процессов; г) нейротизм.
14. Задатки как анатомо-физиологические предпо- сылки развития способностей...
а) являются врожденными; б) формируются при- жизненно; в) однозначны; г) направлены на содержание конкретной деятельности.


288 15. Перечислите игры и упражнения, которые спо- собствуют развитию наглядно-действенного мышления у детей.
16. Перечислите игры и упражнения, которые спо- собствуют развитию воображения у детей.
17. Кейс-задача. На консультацию к педагогу при- шла мама одного из учащихся 5-го класса. Ее сын очень неусидчив, подвижен, делает все очень быстро, но часто не доводит начатое до конца. На замечания со стороны взрослых отвечает протестом, в ответ на повторяющие- ся требования демонстрирует импульсивные проявле- ния негативизма. В среде сверстников он «заводила», но близких друзей нет.
Охарактеризуйте темперамент мальчика по осно- в ным признакам (по И.П. Павлову и Г.Ю. Айзен ку ).
Какие сильные черты свойственны людям с данным темпераментом?
Как должен строить педагог свое взаимодействие с ребенком, чтобы активизировать его учебную деятель- ность, оптимизировать общение со сверстниками?
Индивидуальные задания
Задание № 1. Определите, относительно каких мето- дов справедливо данное высказывание.
И.П. Павлов писал о методе так: «Метод — самая пер- вая, основная вещь. От метода, от способа действия за- висит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый че- ловек может сделать много. А при плохом методе и гени- альный человек будет работать впустую и не получит цен- ных, точных данных».

289
Задача № 2. Определите структуру следующих форм деятельности.
Письмо, игра в прятки, езда на велосипеде, обучение в школе, научное изобретение, шитье.
Задание № 3. Какие особенности внимания иллюстри- руют приведенные ниже примеры из жизни выдающихся людей? От чего зависит их внимание?
1. А. Фурье до 30-летнего возраста отличался необу- зданно резвым характером и неспособностью к прилежа- нию, но, познакомившись с началами математики, стал другим человеком, а впоследствии — ученым.
2. Б. Мальбранш случайно и против своего желания начал читать трактат Декарта о человеке, но чтение это так возбуждающе подействовало на него, что вызвало сильнейшее сердцебиение, из-за которого ему постоянно приходилось откладывать книгу в сторону, чтобы вздох- нуть свободно; в итоге он стал картезианцем.
3. Когда мысль И. Ньютона наталкивалась на какую- нибудь научную задачу, он находился во власти постоянно- го возбуждения, не дающего ему ни минуты покоя.
Задание № 4. Прокомментируйте приведенные ниже ситуации. В чем причины рассеянности? Гениальность делает людей невнимательными или внимание делает из них гениев?
1. Однажды И. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.
2. Известна история, когда Н. Е. Жуковский пришел к себе домой, позвонил; из-за двери спросили: «Вам кого?»
Он в ответ: «Скажите, дома ли хозяин?» — «Нет». — «А хо- зяйка?» — «Нет и хозяйки. А что передать?» — «Скажите, что приходил Жуковский».
3. Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После прихода одного из гостей мадам


290
Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправи- лась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его крепко спящим в постели. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать.
4. Аббат Беккария, занятый своими опытами, во вре- мя служения обедни произнес, забывшись: «А все-таки опыт есть факт!»
5. Дени Дидро, нанимая извозчиков, забывал отпу- скать их, из-за чего ему приходилось платить им за целые дни, которые они напрасно простаивали у его дома.
Задание № 5. Определите, кто самый внимательный.
Ответ аргументируйте.
Как-то завязался спор, кто самый внимательный. Один из спорящих утверждал, что это Иван Иванович: «Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничто его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание погло- щено тем, что он делает в данный момент». Другой спо- рящий считал самым внимательным Павла Николаевича:
«С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, что он весь поглощен рассказом), все же ни одна деталь пове- дения учащихся в классе не ускользает от его внимания.
Он видит и слышит все, что творится вокруг». Третий счи- тал, что внимательнее всех Николай Васильевич: «Однаж- ды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу погас свет от электрического фонарика.
Мы успели лишь едва заметить фигуру мужчины, а Нико- лай Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчи- ну, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже увидел красную звездочку на фуражке. Оказалось, что он все заметил правильно. Нам повстречался пограничник».

291
Задание 6. Дайте психологическое объяснение следу- ющих фактов:
а) Почему в начальной школе не следует давать до- машнее задание со звонком с урока?
б) Почему на уроках в начальной школе следует ис- пользовать динамическую наглядность?
в) Почему в 1-м классе текст задачи, задания к упраж- нению целесообразнее читать учителю?
Задание 7. Объясните описанные ниже факты:
1. Учащимся предложили для запоминания два рас- сказа и предупредили, что один из них должен быть рас- сказан на следующий день, а второй следует запомнить
«навсегда». Через несколько недель при помощи прове- денного опроса учащихся было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят лучше.
2. Актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился,
«словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно.
3. Однажды Шеришевскому в большой аудитории для запоминания зачитали длинный список слов и попросили воспроизвести. Он сделал это безукоризненно. Затем его спросили, было ли в ряду слово, обозначающее инфекци- онное заболевание. Вся аудитория мгновенно вспомнила это слово – «тиф», а Шеришевскому потребовалось для этого целых две минуты, поскольку он действовал перебо- ром в уме по порядку слов из списка.
Задание 8. Объясните с психологической точки зре- ния почему так происходит:
1) световая реклама устроена так, что свет то загора- ется, то гаснет;


292 2) летчики не могут одновременно низко вести само- лет и отыскивать на земле мелкие предметы;
3) находясь в гостях и будучи полностью поглощен- ным разговором с собеседником, вы моментально реаги- руете на свое имя, негромко произнесенное в другой груп- пе гостей («феномен вечеринки»);
4) живой, но поверхностный ум французы определя- ют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания;
5) во многих спортивных соревнованиях звучит пред- варительная команда;
6) вода в чайнике, которую вы ждете, никак не за- кипает.
Задание 9. Проанализируйте отрывки. О каких воле- вых качествах в них идет речь?
1. А. де Сент-Экзюпери писал о своем товарище Гийо- ме: «Его величие — в чувстве ответственности. Он в ответе за самого себя, за почту, за товарищей, которые надеются на его возвращение. Он в ответе за судьбы человечества — ведь они зависят и от его труда... Быть человеком — это и значит чувствовать, что ты за все в ответе».
2. «Мир станет поистине подлинным только после того, как я его переделаю» (Ален Боске).
3. «Ничто не делает жизнь так легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели» (Шиллер).

293
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17