Файл: Лекция основы организации санитарногигиенического обеспечения в период чрезвычайных ситуаций. Гигиенические основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под генным контролем находится синтез всех гормонов и факторов, регулирующих рост белков, связывающих гормоны, а также клеточных рецепторов для разных гормонов и факторов.
Важнейшим проявлением генной регуляции является способность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под влиянием каких-либо внешних факторов (голодание, инфекции и др.).
Сл.19 Обусловленность роста и развития факторами среды
На процессы роста и развития детского организма оказывают влияние внешние факторы: загрязнение окружающей среды радионуклидами и ксенобиотиками; геохимическое неблагополучие территорий (дефицит йода в биосфере, избыток железа, фтора в воде и др.); характер питания детей (дефицит белка, йода, цинка и др.); социальные факторы; величина солнечной радиации и т.д.
Эпидемиологические исследования показывают, что в зонах экологического напряжения с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха, в частности, сероводородом, углеводородами, аммиаком, сернисто-фтористыми газами, этилацетатом, оксидом этилена, фенолом, ацетоном и другими вредными химическими веществами, наблюдается задержка процессов роста и развития детей. При повышенном содержании стабильного стронция в питьевой воде до 13 мг/л у детей наблюдается отставание в развитии костной ткани, тенденция к снижению массы и длины тела, окружности грудной клетки.
Сл.20 Индивидуальные особенности, отражающие биологический возраст
Границы возрастной периодизации в целом весьма условны. Они зависят от конкретных этнических, климатических, социальных и других факторов. «Актуальный» физиологический возраст часто не совпадает с календарным (паспортным) в связи с различиями темпов созревания организма и условий его развития. Поэтому для изучения функциональных и адаптивных возможностей детей разного возраста необходимо обращать внимание на оценку индивидуальных показателей зрелости. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов может обеспечить разработку адекватных гигиенических и педагогических мер, способствующих сохранению здоровья, устойчивому развитию организма и личности ребенка.
Сл.20 Хронологический возраст - период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу (день, месяц, год)
Биологический возраст - совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития
´ Основными критериями биологического возраста являются:
- уровень оссификации скелета
- сроки прорезывания и смены зубов
- появление вторичных половых признаков


- морфологические показатели физического развития (длина тела и ее
погодовые прибавки)
Степень информативности показателей уровня биологического развития определяется возрастом ребенка. От 6 до 12 лет основными показателями развития являются число постоянных зубов («зубной возраст») и длина тела. После 11 лет более информативны показатели годовой прибавки длины тела и степени выраженности вторичных половых признаков.
Выявление крайних вариантов в развитии детей и подростков способствует ранней диагностике заболеваний и донозологических нарушений, своевременной их коррекции.
Для учащихся с замедленным темпом уровня биологического развития характерны напряжение зрительного и двигательного анализаторов, отклонения со стороны опорнодвигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.
У школьников с ускоренным темпом индивидуального развития снижена работоспособность, показатели состояния иммунной системы, наблюдаются более высокие уровни общей заболеваемости, функциональные отклонения.
Биологический возраст оценивают так:
Соответствует хронологическому возрасту;
Опережает хронологический возраст – в случае, если равитие по основным критериям оценки биологического возраста имеет отклонения в сторону опережения более, чем на
12 месяцев;
Отстает от хронологического возраста – в случае, если равитие по основным критериям оценки биологического возраста имеет отклонения в сторону отставания более, чем на 12 месяцев.
Сл.22 Акселерация
Особенности роста и развития детского организма в современных условиях во многом связаны с таким явлением, как акселерация (от латинского acceleratio - ускорение).
Акселерация – это ускорение роста и полового созревания у человека по сравнению с предыдущими поколениями, стабилизацию их в более ранние сроки при абсолютном повышении конечных показателей. Акселерация затронула весь период роста и развития ребенка от его рождения до пубертатного возраста, но наиболее ярко проявлялась в подростковом периоде. В США и странах Европы в середине XX века длина тела детей в возрасте 13-15 лет в среднем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие. По данным наблюдений за развитием московских школьников пик акселерации был зафиксирован в середине 1970-х гг. и значительно превышал показатели развития детей и подростков сельской местности.
Антропометрические данные свидетельствуют о том, что в 1940-е гг. среди коренных жителей Европы и Северной Америки средние показатели роста в возрасте 17 лет у

девушек составляли 160 см, у юношей – 170 см, а в конце 1990-х гг. – соответственно 168-
170 см и 177-180 см.
Акселерация - у детей от 3 до 6-7 лет проявляется укрупнением размеров тела и более ранней сменой молочных зубов на постоянные;
- у школьников - укрупнением размеров тела, ускорение процессов оссификации, более раннему половому созреванию.
В более раннем возрасте происходит половое созревание: у юношей – в 15-16 лет (50 лет назад – в 17-18 лет), у девушек – в 12-13 лет (ранее – в 14-15 лет). Завершение процессов роста происходит в более короткий срок.
Феномен акселерации чаще наблюдается в странах с высоким уровнем жизни и благоприятным состоянием окружающей среды. Следствием ускоренного развития детей и подростков явл-ся достижение ими более высоких показателей физического развития.
Сл.23 Теории акселерации
Было предложено множество всевозможных теорий: космическая, гелиогенная, урбанистическая, генетическая, питания и изменения режима двигательной активности, стрессовая и др. Ни одна из имеющихся теорий не смогла исчерпывающе объяснить природу данного явления. Вероятно, акселерация является проявлением воздействия целого комплекса факторов. Это – глобальный процес.
Для объяснения причин акселерации выдвинуто множество гипотез. Некоторые ученые связывали эти процессы с общим повышением уровня жизни и благосостояния населения
Земли, которое нарастало более высокими темпами в тех странах, где акселерация началась раньше и была ярче выражена. Другая распространенная точка зрения - информационная гипотеза, согласно которой огромный поток информации способствует длительному возбуждению коры головного мозга и подкорки, следствием чего является повышение продукции гонадотропных гормонов гипофиза и андрогенов надпочечников.
К эндогенным причинам акселерации относят, в том числе, изменения наследственности, в частности учащение браков между ранее изолированными группами населения (теория
гетерозиса). Отмечено влияние геомагнитной активности на процессы роста и созревания. У детей, родившихся в годы повышенной солнечной активности, процесс полового созревания замедлен, наступает позже, относительная длина ног меньше, а обхват грудной клетки больше по сравнению с подростками, родившимися в период нормальной солнечной активности.
До настоящего времени ни одна из теорий акселерации не получила всеобщего признания. Все большее число ученых склоняется к выводу о совокупности воздействия на растущий организм множества факторов, приведших к резкому ускорению физического развития детей во второй половине XX столетия.
Теории акселерации
1. Физико-химические:
- гелиогенная (влияние солнечной радиации)


- радиоволновая, магнитная (влияние магнитного поля)
- влияние космической радиации
- повышенной концентрации углекислого газа, вызванной ростом производства
2. Теории отдельных факторов условий жизни
- алиментарная
- нутритивная
- повышенной информационной нагрузки
3. Генетические
- циклических биологических изменений
- гетерозиса (смешения популяций)
4. Теории комплекса факторов условий жизни
- урбанического влияния
- комплекса социально-биологических факторов
Сл. 24 Гигиенические проблемы акселерации
Акселерация стала причиной целого ряда медицинских и социальных проблем:
1. “Омоложение” ряда болезней.
2. Несоответствие роста всего тела и отдельных органов и систем. Как следствие, появление ряда нозологических форм в период интенсивного увеличения роста, например, нейроциркуляторные дистонии, нарушения рефракции (глаз).
3. Увеличение размеров плода, и, как следствие, увеличение количества родовых травм.
4. Необходимость пересмотра стандартов физического развития, мебели и оборудования, нормативов питания, проектов школ и детских дошкольных учреждений.
5. Снижение уровня физической силы и выносливости по сравнению с предшествующими поколениями.
6. Снижение уровня сопротивляемости воздействиям факторов внешней среды.
Изменение ряда показателей функционального состояния из-за несоответствия роста классическим анатомическим особенностям отдельных систем. Например, среди людей высокого роста чаще встречаются сердечно-сосудистые заболевания, по сравнению с людьми, имеющими средний или невысокий рост.

Сл.25 Эпохальная тенденция и цикличность процессов роста и развития детской
популяции
Установлено, что темпы роста и уровень физического развития людей в различные исторические эпохи не были одинаковыми.
В биологии человека последних десятилетий, помимо ускорения развития, произошли изменения, которые не могут быть объяснены акселерацией: удлинение продолжительности жизни, изменилась структура заболеваемости, увеличился репродуктивный период и окончательные размеры тела. Изменения, происходящие в течение всей жизни человека, получили название «секулярный тренд» (англ. secular trend - вековая тенденция). «Секулярный тренд» – это изменения, охватывающие весь период жизни человека. В этой общей вековой тенденции акселерация роста и развития является составной частью и охватывает лишь этап созревания
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Сл.26 Ретардация
Исследования последних десятилетий, проведенные в странах Европы, Америки и России, показали, что процессы акселерации на популяционном уровне приостановились.
Постепенно набирает силу противоположный процесс - ретардация, т.е. замедление процессов роста и развития. Это обстоятельство свидетельствует более всего в пользу циклической теории «акселерация - ретардация развития».
Ретардация (от лат. retardacio – замедление, задержка) – понятие, обратное акселерации.
Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.
Изменения в темпах физического развития детей и подростков ставят много практических вопросов. Прежде всего важно установить, как процессы акселерации и
ретардации отражаются на умственном и психическом развитии ребенка, наступлении его функциональной зрелости, готовности к обучению и в соответствии с этим корректировать учебные программы для оптимального соответствия возрастным возможностям учащихся.
3. Принципы оценки индивидуального и коллективного здоровья детей
Сл.27 Закономерности роста и развития детей – основа гигиенического
нормирования
Знание особенностей роста и развития детского организма позволяет врачу понять и объяснить деятельность отдельных органов и систем, их взаимосвязь, функционирование целостного организма ребенка в разные возрастные периоды и его единство с внешней средой.
Закономерности роста и развития детской популяции являются теоретической основой гигиенического нормирования факторов среды обитания детей и подростков, имеющего следующие особенности:
специфичность норм - развивающийся организм более чувствителен к факторам среды обитания;

непостоянство (сменяемость) норм - нормы сохраняют свое значение в определенном возрастном интервале и по его окончании заменяются новыми;
развивающая, тренирующая направленность норм - гигиенические нормативы должны способствовать оптимальному развитию детей и подростков;
дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.
Таким образом, на каждом возрастном этапе организм оказывается созревшим, подготовленным лишь к определенным параметрам воздействия факторов, и именно эти параметры должны считаться нормальными для данного возраста.
4. Критерии комплексной оценки индивидуального здоровья детей и подростков.
Сл.28 Критерии определения групп здоровья
Здоровье детей и подростков рассматривается как «состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков осуществляется с
использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков МЗ
СССР. Определяющие признаки здоровья детей и подростков:
1. Наличие или отсутствие хронических заболеваний в момент обследования. Определяется при обследованиях с привлечением врачей-специалистов.
Здоровым расценивается ребенок с
• отсутствие на момент обследования какой бы то ни было болезни;
2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности
Здоровым расценивается ребенок с
• гармоничное и соответствующее возрасту физическое и психическое развитие;
3. Уровень функционирования основных органов и систем. Определяется клиническими методами с использованием, в случае необходимости, функциональных проб.
Здоровым расценивается ребенок с
• нормальный уровень функций;
4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям. Определяется с учетом подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству перенесенных заболеваний (острых заболеваний и обострений хронических заболеваний) за