Файл: Формирование здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В заключении можно отметить, что здоровый образ жизни – это особый план мероприятий, подобранный индивидуально для каждого человека, включающий в себя описанные выше критерии и учитывающий физиологию и психологию определённого человека, желающего повысить уровень своего здоровья. Принципы ЗОЖ может выполнять каждый человек, для этого не требуется иметь специальную подготовку, а поддержания отличного уровня здоровья и всей жизни в целом доступно всем. Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая культура, спорт, активны отдых постоянными, надёжными спутниками жизни нового поколения?

Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей должно ставить воспитание физически здорового ребёнка. Для этого в каждой школе необходимо определять исходный уровень здоровья с первого класса, знакомить детей с базовыми понятиями здорового образа жизни. В режиме дня школьника должно быть отведено время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить здоровье ребёнка.

2.1. Туристская деятельность как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.

В предыдущей главе мы уже отмечали, что одними из главных факторов риска, объясняющих рост заболеваемости младших школьников, является гиподинамия.

В апреле 2010 года специалисты всемирной организации здравоохранения (World Health Organisation — WHO) заявили, что ежегодно два миллиона человек умирают от болезней, связанных с недостаточной физической активностью и рекомендует всем заниматься физическими упражнениями по полчаса в день, не курить и питаться более качественно.

В.Н.Вуколов в своей статье « Формирование здорового образа жизни средствами туризма» говорит о том, что городской житель проводит в помещении почти 80% своего времени. Сам выход человека из жилых (или офисных) помещений на наружный воздух уже является оздоровительным фактором. Нейтрализовать вредное влияние на здоровье человека двух выше указанных причин наиболее эффективно возможно средствами туризма. При рациональной организации туризма, по мнению ученых можно снизить общую заболеваемость населения на 30 %.
11

Современная роль туризма в конечном счете определяется эффективностью воздействия на качество и продолжительность жизни людей. Данной проблемой достаточно давно занимаются специалисты академии спорта и туризма. Сотрудниками научно-исследовательской лаборатории «Высокогорье и спорт» под руководством профессора А.С.Иванова установлено следующее. Однодневные походы в горы хребта Заилийский Алатау в режиме «Один воскресный поход в неделю» (не менее 4 походов в течение месяца) позволяют получить эффект повышения физической работоспособности и функциональных возможностей организма человека сопоставимый с эффектом похода первой категории сложности в течение шести дней подряд. При этом очень важны два обстоятельства: во-первых, указанные походы не требуют значительных материальных затрат; во вторых, они обеспечивают компенсацию дефицита двигательной активностью и вредного воздействия городской окружающей среды, что особенно важно для современных детей.12

Активные виды туризма отличаются от других видов спорта своей двигательной техникой. Ведь в настоящее время стоит задача сохранения генетической целостности и физических возможностей человека, иначе гиподинамия и неблагоприятная среда может его уничтожить как биологический вид. Вспомним, что с момента выделения человека из животной среды его передвижение сводилось в основном к длительной ходьбе, бегу (в процессе охоты и собирательства) и переноске на себе добытой пищи. Особенно трудоемкой эта двигательная техника стала после наступления на Земле великого оледенения. Ведь тогда охотиться приходилось на таких крупных животных, как мамонты.

Именно благодаря ходьбе, переноске тяжестей, езде на лошади, верблюде или осле, плаванию на гребных и парусных судах человек успешно развивался как биологический вид. И лишь после промышленного переворота и появления паровоза, парохода, автомобиля, самолета, крупной промышленности, загрязняющих человеческую среду обитания, началась физическая деградация человека. И в настоящее время гиподинамия и проблемы экологии серьезно угрожают существованию человека.

Из вышесказанного можно сделать два предварительных вывода. Во-первых, физическая реабилитация человека как биологического вида по оптимальному пути возможна через его древние двигательные технологии и в экологически чистой среде, т.е. через активные туристские путешествия. Во-вторых, медико-физиологическая эффективность туризма первична по сравнению с эффективностью экономической, так как она имеет важное значение для сохранения человека как биологического вида и социального существа.


Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы российских людей.

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

Учебно-воспитательный процесс, в среде которого находится обучающийся начальной школы, требует от него в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную деятельность (в том числе физическую) и непосредственное познание окружающего мира. Так туризм становится благодатной формой воспитания и формирования здорового образа жизни в современных условиях жизни. Ведь, как уже говорилось выше, укрепление здоровья младших школьников, формирование здорового образа жизни становятся важнейшей педагогической задачей. В выполнении этой задачи неоценим самодеятельный туризм. Сильнее, здоровее, умнее и совершеннее тот, кто охотно отдает себя во власть движения.

Туризм является не только самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, не только одним из самых важных средств воспитания, он характеризуется многими положительными свойствами:

А) Во-первых, туристические маршруты выводят нас на свежий воздух. Ни для кого не секрет, что свежий воздух очень богат отрицательными ионами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристский поход - это движение, физическая нагрузка, которые самым благотворным образом воздействуют на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная.

Б) Во-вторых, тишина леса, простор полей, аромат и краски леса - все многообразие красот родной природы заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.

В) В-третьих, поход-это и организация здорового питания: в меню туриста всегда утренняя молочная каша, горячий обед, сваренный на костре без вредных пассировок, это овощи и фрукты, это ледниковая чистейшая вода, а учитывая региональный компонент- минеральная вода из источников. В нашем городе, только по маршруту на озеро Кардывач на Энгельмановой поляне обнаружено более 100 выходов минеральных источников.

Г) В–четвертых, любой педагогически спланированный маршрут (поход) включает в себя и работу по гигиене юного туриста, а так же мероприятия по закаливанию организма детей.


Д) В-пятых, занятия туризмом- это мощное средство по борьбе с вредными привычками. Когда надо много двигаться по пересеченной местности, ни о каком курении или распитии спиртных напитков речи не может и быть! В противном случае- это пагубно будет влиять на органы дыхания и сердечно-сосудистую систему.

Е) В-шестых, туризм-замечательная форма работы не только по сплочению детского коллектива, но коллектива родителей.

Ж) Наконец, туризм является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.

Полученные нами результаты исследований, о них мы говорили в предыдущей главе, указали на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ путем использования различных форм и методов развития этих знаний. Нами была выбрана туристская деятельность как средство формирования здорового образа жизни младших школьников. В декабре 2009 года нами была разработана программа «Юный турист».

Цель программы:– формирование здорового образа жизни младших школьников средствами спортивно-туристской и экскурсионно-краеведческой деятельности.

Задачи:

1. Показать значимость туризма для формирования здорового образа жизни;

2. Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.

3. Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.

4. Формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

5. Формировать и развивать способности младших школьников адаптироваться в сложных условиях как природной, так и социальной среды, умений быстро и грамотно действовать в экстремальных ситуациях;

6. Развивать творческий потенциал учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;

7. Вовлекать учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма;

8. Укрепление здоровья младших школьников и выполнение нормативов спортивных разрядов по пешеходному туризму по видам «Дистанция», «Маршрут»;

9. Формирование прочных трудовых навыков и навыков по самообслуживанию
;

10. Привитие воспитанникам экологических навыков и бережного отношения к природе.

Основными принципами туристской деятельности являются:

• создание постоянного коллектива учащихся и их родителей – единомышленников по формированию здорового образа жизни, посредством привлечения их к экскурсиям и экспедициям, к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам выходного дня и спортивным туристским маршрутам;

• внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления группы в условиях автономного прохождения спортивных маршрутов и маршрутов выходного дня в ненаселённой местности с помощью туристской должностной инструментовки;

  • Формирование ряда традиционных туристских классных мероприятий.

Задачи данной программы многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению младших школьников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание учащихся с их техническим обучением. Особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни путём непосредственного и эмоционального соприкосновения с природой окружающей нас. Природный ландшафт, памятники и достопримечательности великой истории и культуры России, непосредственное общение с природой Краснодарского края и города Сочи, включённость младших школьников совместно с их родителями в творческий процесс интенсивного становления своей личности, приобретения разнообразных, необходимых в жизни знаний, навыков (в первую очередь по ведению здорового образа жизни), формирования уз дружбы и товарищества путём совместного преодоления реальных трудностей в ходе подготовки и прохождения пешеходных маршрутов – вот реальные рычаги воспитания духовности и формирования ЗОЖ.

В основе программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей, педагога дополнительного образования имеющего специальную туристскую подготовку, учителя и родителей учащихся. Стержневой линией программы выступает коллективная туристская деятельность учащихся.

Срок реализации программы рассчитан на 3года. Программа каждого года обучения включает теоретические занятия, практические занятия в помещении и на местности, внеклассные мероприятия, совместные мероприятия с родителями учащихся.

Первый год обучения включает формирование первоначальных сведений о пешеходном туризме и о здоровом образе жизни: критерии здорового образа жизни, о значимости туризма для формирования здорового образа жизни, организационные вопросы подготовки и проведения различных походов (выходного дня и спортивных маршрутов), основные сведения о своем крае, элементарные понятия об ориентировании на местности, знания основ гигиены туриста, оказание первой доврачебной помощи при травмах и заболеваниях.