Файл: Формирование здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тематика последующих лет программы имеет целью закрепить, расширить и углубить знания, полученные учащимися начальной школы.

Содержание постоянно усложняется. Например, от беседы о критериях здорового образа жизни происходит плавный переход к решению проблемных ситуаций по сохранению собственного здоровья, далее участие в различных оздоровительных мероприятиях: от экскурсии в природу к походу выходного дня, и далее до спортивного маршрута третьей степени сложности, и, как правило, к самостоятельному планированию собственных оздоровительных мероприятий.

Занятия проводятся следующим образом: 4 раза в неделю по 1 часу каждое в неурочное время. Каждую неделю в выходной день организуется экскурсия, однодневный поход выходного дня, совместные туристские мероприятия с родителями учащихся. Один раз в месяц организуются 2-х-3-х дневные походы выходного дня, экспедиции, практические занятия на местности, участие в соревнованиях, конкурсах, выезды на детские туристские базы.

Программа предполагает групповую форму обучения.

Содержание программы построено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности детского оздоровительного объединения в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательные маршруты» должны проходить через такие образовательные области, как словесность, естествознание, искусство, физическая культура и оздоровительно-познавательный туризм, социальная практика, технология, психологическая культура.

Данная модифицированная программа составлена на основе типовой дополнительной образовательной программы «Юный турист» под редакцией Ю.С.Константинова.13 Внесенные изменения связаны с горно-климатическими особенностями города Сочи. Часы в типовой программе, отведенные на обучение детей хождению на лыжах были заменены на организацию походов выходного дня, экскурсий, усиленную общую и специальную физическую подготовку в связи с тем, что в условиях города Сочи – снег явление редкое. Расширена программа блоком «Работа с родителями».

Занятия носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводится в форме бесед. Программа составлена с учетом особенностей ландшафтно-климатических особенностей местности, что дает спектр возможностей для обучения детей начальным основам скалолазания, спелеотуризма, велотуризма.


Данная программа учитывает все психологические аспекты взаимоотношений в группе, факторы устойчивости детского коллектива и туристской группы, воспитание сознательной дисциплины, активную подготовку к походу всех участников (учителя, учащихся и их родителей), психологические тренинги.

Проведение степенных походов в летний период, организуемых вне сетки часов, осуществляется во время каникул в целях реализации городских целевых программ «Дети Сочи» и «Сочи-город туризма», разработанных Управлением по образованию и науке администрации города Сочи, а так же краевой целевой программы «Кубанский край- земля родная», разработанной Департаментом образования Краснодарского края. Данная программа будет способствовать повышению мотивации воспитанников на ведение здорового образа жизни, становлению их компетентности, самостоятельности, а в целом поможет их социальной адаптации, достижению следующих результатов:

• приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;

• формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху;

• приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.

В качестве подведения итогов реализации данной программы является «Дневник здоровья» каждого ученика и «Дневник здоровья класса», апробированный план традиционных классных оздоровительных мероприятий, присвоенные учащимся спортивные разряды по пешеходному туризму и звание «Юный турист России», положительная динамика в формировании ЗОЖ как у учащихся, так и у их родителей.

Механизмы оценки результатов деятельности воспитанников:

1. Каждые выход, поход, практическое занятие, экскурсия завершается подведением итогов, разбором, составлением фотоотчета.

2. В конце каждого раздела изучения проводится итоговая работа в виде соревнований, конкурсов, викторин, тестов и анкет, как учащихся, так и их родителей.

3. В конце 3 года обучения выполняется поход третьей степени сложности с присвоением учащимся 3 юношеского разряда по пешеходному туризму и звания «Юный турист России».

К концу обучения, мы предположили, что воспитанники должны

Владеть:

- основами краеведения;

- санитарно-гигиеническими и физкультурно-туристскими навыками;

- организацией туристского быта в полевых условиях;



- техникой преодоления естественных и искусственных препятствий

Знать :

- об особенностях укрепления здоровья и закаливания организма;

- основные правила поведения и обеспечения безопасности в природе и в горах;

- правила и приемы оказания доврачебной помощи;

- нормы на значок «Юный турист».

уметь:

- составлять свой план «Режим дня»;

- разрабатывать маршрут согласно своим физиологическим возможностям;

- фиксировать наблюдения за своим здоровьем в «Дневнике здоровья»;

- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных признаков;

- делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;

- ставить палатку, разводить костер, готовить, пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.

Содержание данной программы мы свели в единую таблицу:

№ темы

Тема обучающего раздела

Содержание

1

Здоровый образ жизни.

Теория: Критерии здорового образа жизни. Оздоровительная роль туризма. Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях. Правила поведения юных туристов. Знакомство с кодексом юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле - здоровый дух», «Чистота - залог здоровья». Юные туристы - хорошие товарищи и коллективисты «После тебя должно стать лучше, чем было до тебя».

Практические занятия: Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы. Оформление впечатления о прогулках под руководством педагога (родителей) в рисунках, поделках. Тесты и анкетирование.

2

Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста

Теория: Основы безопасности в природной среде. Основы безопасности дома и в школе. Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда; личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Требования к продуктам для перекуса (здоровая пища). Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Установка палатки. Бивуак. Бивуачные работы. Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.

Практические занятия: Игры на темы: «Действия в чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке», «Правила перехода улицы». Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям. Походы выходного дня, экскурсии. Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии). Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки). Планирование места организации бивака по плану (карте) местности. Планирование и организация бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ.

Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.

Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке или в парке).


3

Основы краеведения

Теория: Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники. Изучение истории школы. Природа родного края. Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года. Географическое положение и туристские возможности края: реки, озёра, рельеф почвы, полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир. Административное деление города. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные объекты. Знакомство с национальностями, проживающими в своей местности. Народные обычаи, обряды, народные игры, музыка, танцы, характерные для данного региона. Фольклор. Народные промыслы.

Практические занятия: Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы: «Моя семья», «Дом, в котором я живу». Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, экскурсионным объектам. Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц. Проведение краеведческих викторин. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, частушек. Знакомство с народными промыслами. Походы выходного дня.

4

Азбука топографии

Теория: Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане. Условные знаки. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности.

Практические занятия: Рисовка плана стола (парты), класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.

Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки или похода выходного дня. Составление легенды движения группы условными знаками. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

5

Личная гигиена и первая доврачебная помощь

Теория: Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара туристской группы. Профилактика заболеваний и травматизма. Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм. Необходимая помощь. Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов. Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений. Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание первой помощи при тошноте, рвоте. Причины теплового и солнечного удара. Закаливание организма юного туриста.

Практические занятия: Выполнение правил личной гигиены на привале, при организации перекуса. Работа санитара туристской группы. Обсуждение правил личной гигиены с организацией чаепития. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему. Закаливающие процедуры на свежем воздухе во время прогулок, походов выходного дня.

6

Азбука спортивно-оздоровительного туризма

Теория: Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы в лесу по слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы). Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности. Комплекс утренней физкультурной зарядки. Гигиена при занятиях физическими упражнениями. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся.

Практические занятия: Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития учащихся. Подвижные игры на свежем воздухе. Веселые эстафеты, велосипедная езда, катание на роликах и коньках. Преодоление препятствий в природе: различные переправы (параллельная, навесная, маятник, бревно, кочки и т.п.)

7

Работа с родителями

Анкетирование и тестирование на предмет ЗОЖ, родительские собрания и лектории с приглашением медицинских работников, мероприятия по организации семейного досуга: соревнования «Папа, мама, я- туристская семья», совместные экскурсии, походы выходного дня, дни здоровья, праздники на природе.


Таблица5. Содержание программы «Юные туристы».

Для внедрения блока «Работа с родителями» мы разработали

А) тематику родительских собраний (таблица 6):

1

сентябрь

Семья и здоровый образ жизни

2

ноябрь

Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников

3

январь

Приоритеты здорового образа жизни

4

март

Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни

5

май

Наш туристский класс. Итоги учебного года. «Классный дневник здоровья».

Таблица 6. Планирование родительских собраний по теме «Формирование ЗОЖ младших школьников».

Б) Планирование мероприятий семейного досуга (таблица 7):

1

сентябрь

В гости к золотой рыбке.

Познавательная поездка на форелеводческое хозяйство. Мини поход по тропе здоровья вдоль каньона «Тещин язык» к Ахштырской пещере. Посещение пещеры.

2

октябрь




Красная поляна (вольерный комплекс); прогулка у подножия горы Ачишхо к дольменам.

3

ноябрь

День здоровья

Поход выходного дня ст.Мацеста- Орлинные скалы-Агурские поляны-водопады реки Агура-мтц. «Спутник»

4

декабрь

Встречаем Новый год по-туристски!

2 дня на детской туристской базе. Игры на свежем воздухе, конкурсы, бал-маскарад с Дедом Морозом и Снегурочкой, поход за елкой на гору Серентх.

5

январь

Рождество на Красной поляне.

Красная поляна, туркомплекс «Горная карусель», подвижные игры на снегу, катание на санках, переезд на реку Чвижепсе, посещение минерального бювета, пикник у реки.

6

февраль

Встречаем Масленицу.

Чайные домики в Уч-Дере: экскурсия, чаепитие, фольклорная программа (русские народные песни и пляски), сжигание чучела.

7

март

Васильев день. Весна пришла!

Змейковские водопады. Игры на свежем воздухе, пение веснянок, «заплетание кос» на иве, хороводы.

8

апрель

Дарьин день. День всеобщего веселья и шуток.

Водопады «Берендево царство», экскурсионная поездка с походом по тропе здоровья вдоль каньона с водопадами. Шуточные розыгрыши.

9

май

Егорий вешний. День Георгия Победоносца.

Каньоны реки Псахо- село Лесное; викторины и игры на свежем воздухе. Посещение храма Георгия Победоносца. Изучение традиций греческих поселенцев села Лесное.

10

июнь

День Ивана Купала.

Поход выходного дня на реку Западная Хоста. Народные игры, купание в реке, закаливающие процедуры, пикник, веселые старты.


Таблица 7. Планирование мероприятий семейного досуга по формированию ЗОЖ посредством туристской деятельности.

Таким образом, мы считаем, что эффективность формирования навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста значительно повысится при активном взаимодействии семьи и школы в организации и проведении воспитательно-образовательной работы с включением туристской деятельности. Совместную работу педагога и родителей мы строим так, чтобы она была направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих младшему школьнику развитие двигательных и интеллектуальных способностей, на сохранение и укрепление его здоровья.

2.2…………………..

Исследование проводилось на базе МОБУ СОШ №3 Хостинского района города Сочи в 4 «А» (экспериментальный) и 4 «Б» (контрольный ) классах и включало два этапа: констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент.

В процессе констатирующего эксперимента мы осуществили теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, выделили его научный аппарат, в том числе, сформулировали гипотезу исследования. Целью констатирующего эксперимента являлась разработка системы учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников посредством туристской деятельности.

Разработанная нами система учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников посредством туристской деятельности выглядит следующим образом:

…………

Рисунок 2. Система учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников посредством туристской деятельности.

При завершении констатирующего эксперимента (2009год) нами были проведены беседы с учениками экспериментального класса 2 «А» (на 2012 год -4 «А» класс) и контрольного класса 2 «Б» (на 2012 год-4 «Б») по выявлению у них представлений, связанных со здоровым образом жизни. Нас интересовали знания понятий, норм, а также наличие элементов здорового образа в повседневной жизни детей.