ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнительный анализ существующего программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов предметной области «Здравохранение»



Рынок российских медицинских информационных систем переживает период бурного развития. Начало реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" вызвало всплеск интереса к внедрению ИТ в отечественных ЛПУ и, несмотря на то, что, по оценкам специалистов, сегодняшнего уровня финансирования по-прежнему недостаточно для проведения масштабной реорганизации отрасли, разработчики МИС находятся в боевой готовности.

В настоящее время на рынке МИС, по данным Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), ежегодно обновляющей каталог компаний-разработчиков, представлено 290 фирм. Среди них 83% составляют коммерческие структуры, 14% - государственные организации и 3% - некоммерческие структуры (некоммерческие партнерства, ассоциации, фонды и т.п.). Значительная часть разработчиков (68%) находится в Москве и Московской области, 11% - в Санкт-Петербурге и 21% - в других регионах России.

В исследовании, проведенном CNews Analytics в августе 2008 года, приняли участие 125 компаний, расположенных во всех регионах нашей страны. 19% из них - это государственные организации, а 81% - коммерческие структуры, что в целом отражает структуру рынка МИС, обозначенную АРМИТ.

В процессе проведения исследования было принято решение разделить все множество предлагаемых на рынке медицинских информационных систем на несколько категорий в соответствии с предоставляемыми ими функциональными возможностями.
Таблица 1

Категории решений, представленных в исследовании CNews Analytics

Категория решений

Описание решений, входящих в категорию

Общая медицинская информация

Технологии хранения медицинской информации на пластиковых картах пациентов

Порталы медицинских учреждений

Решения по разработке интернет-порталов медицинских учреждений

Обмен медицинскими данными

Решения по созданию систем обмена медицинской информацией между отделениями/учреждениями/регионами, по созданию регистров

Хранение изображений

Системы хранения и обработки фото- и видео-данных, изображений

Управление процессом медпомощи

Системы, включающие модули: регистратура, учет оказанной помощи, подготовка данных отчетности и т.п.

Управление законченными случаями

Системы, применяемые в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п.

Совместная работа персонала

Медицинские информационные системы, включающие модули для основного персонала: электронная медицинская карта, ведение учета лабораторной диагностики, управление применением медикаментов и т.п.

АХО

Системы, автоматизирующие склад, логистику и т.п.

Аналитика

Медстатистика, системы обработки и анализа данных, анализа заболеваемости, системы по расчету показателя толерантности, оценке качества оказания медпомощи, управлению качеством медицинской помощи и т.п.

Поддержка принятия решений

Системы поддержки принятия решений

Управление взаимодействием с пациентом

Системы планирования и учета медицинских услуг, взаиморасчетов со страховыми компаниями

Управление ресурсами

Системы, автоматизирующие управление коечным фондом, планирование загрузки коек, управление процессом закупки оборудования и материалов, управление загрузкой врачей и другого медперсонала

Мониторинг заболеваний

Системы мониторинга заболеваемости населения

Мобильные решения

Специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств

Инфраструктурные решения

Решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение основной нормативно-справочной информации, централизованное распространение прикладного ПО

Лабораторные информационные системы (ЛИС)

Системы, автоматизирующие деятельность лаборатории


Источник: CNews Analytics, 2009
Около половины разработчиков предлагают системы, автоматизирующие склад, логистику (52,8%), решения, обеспечивающие сбор, консолидацию, хранение данных (в т.ч. от разных медучреждений), централизованное ведение и распространение основной нормативно-справочной информации и прикладного ПО (52,0%), системы мониторинга заболеваемости населения (51,2%). Первые две категории решений часто являются составными частями единой медицинской информационной системы.

22% опрошенных компаний занимаются разработкой узкоспециализированного программного обеспечения, предназначенного для автоматизации определенных направлений деятельности, например, созданием лабораторных информационных систем (ЛИС), систем мониторинга заболеваемости населения, решений, применяемых в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., а также систем анализа данных и поддержки принятия решений. Около 42% респондентов указали, что их компании автоматизируют медицинские учреждения лишь в нескольких, чаще всего смежных, областях.

Системы, применяемые в таких узких областях как скорая помощь, медицина катастроф и т.п., предлагают 16% разработчиков. 14,4% готовы заняться разработкой порталов медицинских учреждений, 8,8% имеют специализированные решения, позволяющие получать доступ к медицинским данным при помощи мобильных устройств.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Анализ входных данных и предложения по разработке структуры интерфейса пользователя


Входные данные определяются реквизитами входного документа:

- номер поликлиники;

- адрес поликлиники;

- телефон поликлиники;

- год отчетности;

- ФИО гл. врача;

- ИНН;

- количество специалистов с высшим образова-нием;

- количество специалистов со средним специ-альным образованием;

- количество вспомогательного персонала;

- район города;

- численность жителей района;

- ФИО пациента;

- адрес пациента;

- год рождения;

- номер медицинской карты;

- код заболевания;

- название страховой медицинской компании;

- наименование заболевания.

К условно постоянной информации относятся сведения о личности пациентов, болезни, а к переменной информации сведения о датах движения больных.

Рассмотрим структурную схему интерфейса разрабатываемой конфигурации:



Рисунок 1 – Структура интерфейса

Далее рассмотрим анализ выходных данных, которые используются для разработки конфигурации.

    1. Анализ выходных данных


К основным функциональным обязанностям работника приемного отделения в больнице относятся:
- Прием и регистрация больных;
- Заполнение медицинской документации;
- Ежедневная и ежемесячная сводка движения больных;
-Транспортировка больных в лечебные отделения больницы;
- Проведение частичной санитарной обработки госпитализируемых больных.
Анализ основных функциональных обязанностей работника приемного покоя (отделения) больницы позволяет
отнести к выходной информации данные из следующих отчетов:

  • Сведения о поступивших больных в больницу за определенный период;

  • Сведения о прохождении лечения пациентов.



      1. Анализ и предложения по разработке печатных форм отчетной документации

Таблица 2

Печатная форма


Ведомость обращений пациентов







Месяц 1
















ФИО пациента

Врач

Оказанная услуга

Количество

Месяц 2
















ФИО пациента

Врач

Оказанная услуга

Количество











Месяц n
















ФИО пациента

Врач

Оказанная услуга

Количество



Указанная печатная форма даст возможность качественно отобразить информацию, котрая касается приема пациентов в поиклинике.

      1. Анализ и предложения по разработке экранных форм отчетной документации



Для каждого документа и справочника должны быть созданы формы пользователя для ввода и просмотра информации. Рассмотрим объекты БД, для которых должны быть разработаны формы:

– справочник Пациенты;

– справочник Оказанные услуги;

– документ Медицинская карта пациента.

Определим требования к формам:

– качественный интерфейс «пользователь - система»;

– применение инструментов для контроля ввода информации в стправочники и документы:

  • выпадающие списки;

  • маски ввода и другие.

Для формирования отчетной документации нужно руководствоваться такими требованиями:

- информация о накладных на данного получателя;

- информация по получателю.

    1. Анализ и выбор бизнес-процесса предметной области для автоматизации


Для описания бизнес-процессов использовался программный продукт AllFusion Process Modeler r7. Он позволяет проводить описание, анализ и моделирование бизнес-процессов.

Главным бизнес-процессом проектируемой системы является процесс автоматизации регистратуры стоматологической клиники.

На вход поступают следующие данные:

  • БД заявок.

  • БД режима работы дежурного врача.

  • БД услуг и цен клиники.

  • Картинка с кодом (для защиты от автоматического доступа)

Регламентирующим документом для данного процесса является:

  • Сервер БД.

Механизмами исполнения процесса являются:

  • Клиенты.

  • Система.

Выходными данными рассматриваемого бизнес-процесса являются:

  • Номер заявки.

  • Прайс лист

  • Изменённая БД.

Диаграмма верхнего уровня на основе методологии IDEF0 «Автоматизация регистратуры стоматологической клиники» представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Диаграмма верхнего уровня на основе методологии IDEF0 «Автоматизация регистратуры стоматологической клиники»