Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 273
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение).
Цели:актуализировать знания об одушевлённых и неодушевлённых, собственных и нарицательных именах существительных; развивать умения распознавать части речи и определять их признаки.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания(Учащиеся по цепочке называют части речи в предложениях.)
III. Актуализация знаний
Распределительный диктант
— Запишите имена существительные в три столбика: мужского рода, женского рода, среднего рода.
Глушь, солнце, плащ, молодёжь, окно, ночь, борщ, молоко, товарищ, здоровье, мелочь, помощь.
(Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)
— Подчеркните орфограммы в словах.
— Какие орфограммы вы подчеркнули в именах существительных женского и мужского рода?
— Придумайте ещё по одному слову с такими же орфограммами.
— Выполните звуко-буквенный разбор слова молодёжь.
— Разберите по составу слово здоровье.
(Два ученика выполняют грамматические разборы на откидной доске.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите таблицу на с. 69 учебника.
— Прочитайте грамматический признак в первой строке. К какой части речи он относится?
— Прочитайте грамматический признак в следующей строке. Какие части речи могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?
— Какие части речи могут изменяться по числам?
— Какие части речи могут изменяться по падежам?
— Как определить падеж?
— Какие части речи изменяются по родам?
— Изменяются ли по родам имена существительные? (Нет, имя существительное имеет постоянную форму рода.)
— Изменяются ли по родам имена прилагательные? (Да.)
— В какой форме изменяются по родам глаголы? (В форме прошедшего времени.)
— Какие местоимения изменяются по родам? (Личные местоимения 3-го лица.)
— Какие части речи имеют признак времени?
— Какие части речи имеют категорию лица? (Местоимения, глаголы.)
— Изменяются ли эти части речи по лицам или лицо — постоянный признак?
— Какую синтаксическую роль может выполнять в предложении имя существительное?
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить грамматические признаки изученных частей речи, научиться их определять.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 116(с. 70).
— Прочитайте.
— Какая часть речи помогает перечислить предметы и явления окружающего мира? Приведите примеры. (Имя существительное.)
— Какая часть речи помогла автору выразить своё отношение к увиденному? (Чудная картина. Чудная — имя прилагательное.)
— Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, перечислите их признаки.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)
Упр. 117(с. 70).
— Прочитайте.
— Составьте пословицы. Объясните их смысл.
— Приведите примеры изученных частей речи в этих предложениях.
— Назовите в каждой пословице словосочетания, в которых имя существительное является главным словом.
— От чего зависят род, число, падеж имён прилагательных?
— Какой грамматический признак можно определить у имён числительных? Как его определить?
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова бьёт. Самопроверка, самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 119 (с. 71) — программный уровень.
— Прочитайте.
— Найдите в предложении имена прилагательные.
— С какой частью речи они связаны в предложений?
— От чего зависят род, число и падеж имён прилагательных?
— Выполните письменные задания к упражнению.
Упр. 118 (с. 70) — уровень повышенной сложности.
— Прочитайте предложения.
— Назовите слова, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.
— Спишите предложения. Над выделенными словами напишите, к какой части речи они относятся.(Коллективная проверка, самооценка.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Подберите к каждому имени прилагательному подходящее существительное, составьте словосочетания и запишите их. Укажите число и род имён прилагательных, выделите в них окончания.
Крупный, огромный (зёрна, озеро); старый, пожилой (возраст, газета); ценный, дорогой (совет, вещь); дружеский, дружный (совет, команда).(Коллективная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие грамматические признаки можно определить у имён существительных и прилагательных?
— Что надо знать о написании родовых окончаний имён прилагательных?
— Что общего в формах изменения имён прилагательных и имён существительных?
Домашнее задание
Упр. 120 (с. 71).
_______________________
Тема: Части речи: глагол, имя числительное.
Цели:актуализировать знания об имени числительном и о глаголе; развивать умение изменять глаголы по временам; повторить правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не сглаголами.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. – инициативноесотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Назовите имена собственные, которые встретились в тексте. (Далее учащиеся по цепочке объясняют написание слов с орфограммами.)
- О каких памятниках нашего города вы хотели бы рассказать? (Заслушиваются несколько рассказов.)
III. Актуализация знаний
Запись под диктовку
Ручка, ночь, точка, большой, веточка, мелочь, ночной, мальчик, вечность, вещь, мощный, подарочный, пеньки, пальчики, пончик, речь, млечный.
- Какие орфограммы встретились в словах?
- Подчеркните буквосочетания чк, чн, щн, нч.
IV. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки. Назовите слова, которые помогли определить отгадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево) (Веселит, холодит, питает, согревает.)
Не ест, не пьёт,
А говорит и поёт. (Радио.) (Не ест, не пьёт, говорит, поёт.)
Быстро грызёт, Мелко жуёт,
А сама не глотает. (Пила.) (Грызёт, жуёт, не глотает.)
- Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы.)
- Что они обозначают? (Действие предмета.)
— Какие грамматические признаки имеют глаголы? (Время, число, род в прошедшем времени, лицо.)
— Какую роль играют глаголы в предложении? (Они являются сказуемыми.)
— С какой частью речи связан глагол в предложении? (С именем существительным.)
— Отгадайте следующие загадки.
Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)
Одна нога, три глаза. (Светофор.)
Много рук, нога одна. (Дерево.)
— Что общего в этих загадках? (Во всех загадках встречаются имена числительные.)
— Расскажите, что вам известно об этой части речи.
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить то, что нам известно о глаголах и именах числительных, научиться распознавать эти части речи и определять их грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении.)
V. Работа по теме урока 1. Работа со схемой
— Рассмотрите схему. Что на ней показано?
— Какая часть речи называется глаголом?
— Какая форма для глаголов является начальной?
— Как определить время глагола?
— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
— Как образуются глаголы будущего времени?
2.
Работа по учебнику Упр. 121 (с. 71).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Какие слова в предложениях являются многозначными? (Часы идут, бегут, торопятся, остановились)
— Найдите в толковом словаре примеры употребления слова идут в разных значениях. (Идёт человек. Идёт поезд. Идёт к цели. Идёт весна. Идёт время. И т. д.)
— Объясните по словарю значение словосочетания часы идут. (О механизме: быть в действии.)
— Объясните значение словосочетания часы бегут. (Часы спешат.) (Аналогично разбираются многозначные глаголы торопиться,остановиться.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Коллективная проверка. Один ученик выполняет на доскеразбор слова идут как части речи. Самооценка.)
— Посмотрите, как правильно произносятся числительные, на с. 72.
3. Словарная работа
(Учащиеся по цепочке записывают числительные на доске с комментированием.)
Двенадцать, шестнадцать, восемнадцать, семнадцать, четыре, двадцать, одиннадцать.
— На какой вопрос отвечают эти слова? (Сколько?)
— Образуйте от этих слов слова, отвечающие на вопрос который? (Двенадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый и т. д.)
— Докажите, что все записанные вами слова являются именами числительными.
4. Работа по учебнику Упр. 123(с. 72).
(Работа в парах. Повторение правил правописания и образования числительных.)
— Вспомните, как образовались числительные одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать. (Числительные от одиннадцати до девятнадцати образовались от слияния слов один на десять, два на десять, три на десятьи т. д.)
— Почему в числительном одиннадцать пишутся две буквы я? Числительное одиннадцать возникло в результате сращенияи последующего фонетического изменения словосочетания один на десять, т. е. один сверх (свыше) десяти. Этим объясняется написание двух н.
— Расскажите правила правописания числительных. (Числительные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до двадцати и числительное тридцатьпишутся с мягким знакомна конце. Числительное одиннадцатьпишется с двумя буквами н.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Цели:актуализировать знания об одушевлённых и неодушевлённых, собственных и нарицательных именах существительных; развивать умения распознавать части речи и определять их признаки.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания(Учащиеся по цепочке называют части речи в предложениях.)
III. Актуализация знаний
Распределительный диктант
— Запишите имена существительные в три столбика: мужского рода, женского рода, среднего рода.
Глушь, солнце, плащ, молодёжь, окно, ночь, борщ, молоко, товарищ, здоровье, мелочь, помощь.
(Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)
— Подчеркните орфограммы в словах.
— Какие орфограммы вы подчеркнули в именах существительных женского и мужского рода?
— Придумайте ещё по одному слову с такими же орфограммами.
— Выполните звуко-буквенный разбор слова молодёжь.
— Разберите по составу слово здоровье.
(Два ученика выполняют грамматические разборы на откидной доске.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите таблицу на с. 69 учебника.
— Прочитайте грамматический признак в первой строке. К какой части речи он относится?
— Прочитайте грамматический признак в следующей строке. Какие части речи могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?
— Какие части речи могут изменяться по числам?
— Какие части речи могут изменяться по падежам?
— Как определить падеж?
— Какие части речи изменяются по родам?
— Изменяются ли по родам имена существительные? (Нет, имя существительное имеет постоянную форму рода.)
— Изменяются ли по родам имена прилагательные? (Да.)
— В какой форме изменяются по родам глаголы? (В форме прошедшего времени.)
— Какие местоимения изменяются по родам? (Личные местоимения 3-го лица.)
— Какие части речи имеют признак времени?
— Какие части речи имеют категорию лица? (Местоимения, глаголы.)
— Изменяются ли эти части речи по лицам или лицо — постоянный признак?
— Какую синтаксическую роль может выполнять в предложении имя существительное?
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить грамматические признаки изученных частей речи, научиться их определять.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 116(с. 70).
— Прочитайте.
— Какая часть речи помогает перечислить предметы и явления окружающего мира? Приведите примеры. (Имя существительное.)
— Какая часть речи помогла автору выразить своё отношение к увиденному? (Чудная картина. Чудная — имя прилагательное.)
— Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, перечислите их признаки.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)
Упр. 117(с. 70).
— Прочитайте.
— Составьте пословицы. Объясните их смысл.
— Приведите примеры изученных частей речи в этих предложениях.
— Назовите в каждой пословице словосочетания, в которых имя существительное является главным словом.
— От чего зависят род, число, падеж имён прилагательных?
— Какой грамматический признак можно определить у имён числительных? Как его определить?
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова бьёт. Самопроверка, самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 119 (с. 71) — программный уровень.
— Прочитайте.
— Найдите в предложении имена прилагательные.
— С какой частью речи они связаны в предложений?
— От чего зависят род, число и падеж имён прилагательных?
— Выполните письменные задания к упражнению.
Упр. 118 (с. 70) — уровень повышенной сложности.
— Прочитайте предложения.
— Назовите слова, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.
— Спишите предложения. Над выделенными словами напишите, к какой части речи они относятся.(Коллективная проверка, самооценка.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Подберите к каждому имени прилагательному подходящее существительное, составьте словосочетания и запишите их. Укажите число и род имён прилагательных, выделите в них окончания.
Крупный, огромный (зёрна, озеро); старый, пожилой (возраст, газета); ценный, дорогой (совет, вещь); дружеский, дружный (совет, команда).(Коллективная проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какие грамматические признаки можно определить у имён существительных и прилагательных?
— Что надо знать о написании родовых окончаний имён прилагательных?
— Что общего в формах изменения имён прилагательных и имён существительных?
Домашнее задание
Упр. 120 (с. 71).
_______________________
Тема: Части речи: глагол, имя числительное.
Цели:актуализировать знания об имени числительном и о глаголе; развивать умение изменять глаголы по временам; повторить правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не сглаголами.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. – инициативноесотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Назовите имена собственные, которые встретились в тексте. (Далее учащиеся по цепочке объясняют написание слов с орфограммами.)
- О каких памятниках нашего города вы хотели бы рассказать? (Заслушиваются несколько рассказов.)
III. Актуализация знаний
Запись под диктовку
Ручка, ночь, точка, большой, веточка, мелочь, ночной, мальчик, вечность, вещь, мощный, подарочный, пеньки, пальчики, пончик, речь, млечный.
- Какие орфограммы встретились в словах?
- Подчеркните буквосочетания чк, чн, щн, нч.
IV. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки. Назовите слова, которые помогли определить отгадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево) (Веселит, холодит, питает, согревает.)
Не ест, не пьёт,
А говорит и поёт. (Радио.) (Не ест, не пьёт, говорит, поёт.)
Быстро грызёт, Мелко жуёт,
А сама не глотает. (Пила.) (Грызёт, жуёт, не глотает.)
- Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы.)
- Что они обозначают? (Действие предмета.)
— Какие грамматические признаки имеют глаголы? (Время, число, род в прошедшем времени, лицо.)
— Какую роль играют глаголы в предложении? (Они являются сказуемыми.)
— С какой частью речи связан глагол в предложении? (С именем существительным.)
— Отгадайте следующие загадки.
Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)
Одна нога, три глаза. (Светофор.)
Много рук, нога одна. (Дерево.)
— Что общего в этих загадках? (Во всех загадках встречаются имена числительные.)
— Расскажите, что вам известно об этой части речи.
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить то, что нам известно о глаголах и именах числительных, научиться распознавать эти части речи и определять их грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении.)
V. Работа по теме урока 1. Работа со схемой
— Рассмотрите схему. Что на ней показано?
— Какая часть речи называется глаголом?
— Какая форма для глаголов является начальной?
— Как определить время глагола?
— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
— Как образуются глаголы будущего времени?
2.
Работа по учебнику Упр. 121 (с. 71).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Какие слова в предложениях являются многозначными? (Часы идут, бегут, торопятся, остановились)
— Найдите в толковом словаре примеры употребления слова идут в разных значениях. (Идёт человек. Идёт поезд. Идёт к цели. Идёт весна. Идёт время. И т. д.)
— Объясните по словарю значение словосочетания часы идут. (О механизме: быть в действии.)
— Объясните значение словосочетания часы бегут. (Часы спешат.) (Аналогично разбираются многозначные глаголы торопиться,остановиться.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Коллективная проверка. Один ученик выполняет на доскеразбор слова идут как части речи. Самооценка.)
— Посмотрите, как правильно произносятся числительные, на с. 72.
3. Словарная работа
(Учащиеся по цепочке записывают числительные на доске с комментированием.)
Двенадцать, шестнадцать, восемнадцать, семнадцать, четыре, двадцать, одиннадцать.
— На какой вопрос отвечают эти слова? (Сколько?)
— Образуйте от этих слов слова, отвечающие на вопрос который? (Двенадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый и т. д.)
— Докажите, что все записанные вами слова являются именами числительными.
4. Работа по учебнику Упр. 123(с. 72).
(Работа в парах. Повторение правил правописания и образования числительных.)
— Вспомните, как образовались числительные одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать. (Числительные от одиннадцати до девятнадцати образовались от слияния слов один на десять, два на десять, три на десятьи т. д.)
— Почему в числительном одиннадцать пишутся две буквы я? Числительное одиннадцать возникло в результате сращенияи последующего фонетического изменения словосочетания один на десять, т. е. один сверх (свыше) десяти. Этим объясняется написание двух н.
— Расскажите правила правописания числительных. (Числительные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до двадцати и числительное тридцатьпишутся с мягким знакомна конце. Числительное одиннадцатьпишется с двумя буквами н.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
-
Работа по учебнику