Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упр. 92 (с. 58).(Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)

— Чем интересно стихотворение Я. Козловского? (Оно по­строено на игре слов. Слово такса повторяется, но имеет разное значение.)

— Как называются выделенные слова? (Омонимы.)

— Прочитайте словарную статью из словаря омонимов нас. 156.

— Выполните звуко-буквенный разбор слова такси. (Один ученик работает у доски.)

VIII. Рефлексия Запись под диктовку

Белка в лодке

Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой местные луга. Рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка. На одном из кустов в редких ветвях рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел и прыгнул прямо в рыбачью лодку.

Дивным грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довёз рыжую пассажирку до берега. Зверёк выпрыгнул на сушу и убежал в лес­ную чащу.

По В. Бианки

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Из каких значимых частей состоят слова?— Какие орфограммы могут быть в корнях слов? Как их найти?— Как проверить слово с орфограммой в корне?— Чем сходны между собой три правила правописания глас­ных и согласных в корнях слов? Чем они отличаются?

Домашнее задание

Упр. 93 (с. 58): программный уровень - подобрать провероч­ные слова, подчеркнуть орфограммы; уровень повышенной слож­ности — написать к каждому слову однокоренное слово, от кото­рого оно образовалось.

_____________________

Тема: Правописаниегласных и согласных в корне слова

Цель:совершенствовать умения проверять написание безудар­ных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизноси­мых согласных в корнях слов, правильно произносить и писать слова с двойными согласными.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение не­обходимой информации; выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учи­телем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. —нравственно-эти­ческое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и лич­ностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке объясняют написание сдои. Те, кто выполнял задание повышенной сложности, называют пары однокоренных слов, корни с чередованием.)

III. Актуализация знаний

Распределительный диктант

- Запишите слова в три столбика: с проверяемыми безудар­ными гласными, с парными по глухости-звонкости соглас­ными, с непроизносимыми согласными.

Холода, звёздный, грядка, солнце, лестница, голосок, хрустнул, помогать, узкий, колесо, тяжёлый, укладка, далеко, садовник, ловкий, древесина.

Дополнительное задание: дописать в каждую группу по одному слову.

(Взаимопроверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте слова.

резкий больно пожитки кормовой льёт меч

близкий тень чудак корабль семья вещь

дрозд мыльница мощный пробегал въезд мышь

- По какому признаку слова распределили по группам? (По виду орфограмм.)

- Какие орфограммы можно проверить? Как это сделать?

- Какие орфограммы надо запомнить? (Орфограммы после шипящих согласных?)

— Как определить, когда в слове пишется разделительный мягкий знак, а когда - разделительный твёрдый знак?

— Объясните написание слов в последнем столбике.

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить изученные орфо­граммы и способы их проверки, поупражняться в написании слов с орфограммами.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 59).

— Прочитайте.

— Назовите слова с корневыми орфограммами, подберите проверочные слова.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)

Упр. 95 (с. 59).(Работа в парах - распределение слов по группам (устно). Коллективная проверка.)

— Сколько групп орфограмм у вас получилось? (Восемь.)

— Какое слово проиллюстрировал художник? Объясните зна­чение этого слова.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы. Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику


Упр. 97(с. 60).(Коллективная работа с орфографическим и толковым слова­рями. Можно использовать школьные словарики: орфографиче­ский, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка. Составление и запись предложений с данными словами.)

Упр. 98 (с. 60).

— Прочитайте слова.

— Какая орфограмма их объединяет?

— Объясните значение слов по толковому словарю.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(На данном этапе урока можно использовать школьный тол­ково-этимологический словарик.)

VIII. Рефлексия

Запись под диктовку

Сорока

Чудесное раннее утро. На лесной полянке группа куропаток. К ним медленно ползёт рысь. А куропатки корм ищут и не чувствуют опасности.

Подлетела к птицам сорока. Интересно ей, что это курочки клюют. Чует, хрустнуло в кустах. Взлетела сорока на верхушку сосны. Зорко осмотрела окрестности. Заметила ужасную хищницу. Яростно затрещала сорока. Куры услыхали, поняли вестника. На крыло поднялись. Рысь резко прыг­нула к птицам. Но никого не ухватила.

По Е. Чарушину

(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие орфограммы мы повторили на уроке?

— С какими новыми словами вы познакомились?

— Какими словарями учились пользоваться?

Домашнее задание

Упр. 99 (с. 60).

Дополнительное задание: прочитать материал рубрики «Стра­ничка для любознательных» (с. 61).

________________________

Тема: Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах.

Цели:актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение необхо­димой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за­дачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Какова его тема, главная мысль?

— Объясните написание слов с орфограммами.

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова поля.)

III. Актуализация знаний

— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Наш, собрал, мета..олома, то..у, кла... На, было, па..ажиров, много, пеоне. По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.

— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?

— Запишите ещё три слова на это правило. (Коллективная проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

По.хкочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка, догадл..вый.

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфо­граммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)

— Какие орфограммы в приставках вы знаете?

— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие орфограм­мы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распо­знавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 100 (с. 61).

— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суф­фиксах?

— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о право­писании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с кор­нем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)

— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в при­ставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от- и т. д.? (Они пи­шутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)

Упр. 101 (с. 61).(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор си­нонимов и антонимов, работа со словарями. Учитель обращаетвнимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с при­ставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: не­богатый — бедный, неаккуратный — неряшливый, небольшой — ма­ленький, недалеко близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)

Упр. 102 (с. 62).

— Рассмотрите схему.

— Как определить, какой суффикс надо писать в слове —
ик или -ек! (Надо изменить форму слова и посмотреть, что про­исходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суф­фикс -ек, а если не выпадает — суффикс -ик.)

— Когда в суффиксе существительного после шипящего пи­шется о? (Под ударением.)

— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, под­черкните орфограмму.

— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

Упр. 103 (с. 62).

— Прочитайте.

— Как образовалось слово дружочек! (От слова дружок с по­мощью суффикса -ек.)

— Почему в этом слове пишется суффикс -ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек дружочка!)

— А как образовалось слово дружок! (От слова друг с помощью суффикса -ок.)

— Почему в суффиксе надо писать о? (Буква о пишется в суф­фиксах существительных после шипящих под ударением.)

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Коллективная проверка, самооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 104 (с. 63).

— Прочитайте.

— В какой части слов пропущены буквы? (В суффиксе.)

— Какие правила надо применить, чтобы правильно написать слова?

— Написание каких суффиксов надо запомнить?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке объясняют правописание

слов, называют суффиксы. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова крючок. Самооценка.)

VIII. Рефлексия

Тестовая работа

1. Приставка — часть слова, которая стоит:

1) перед корнем 3) после окончания

2) после корня 4) после суффикса

2. Не существует приставки:

1)с- 3)з-

2) в- 4) о-

3. Укажите случай раздельного написания.

1) (про)студа 3) (про)долг

2) (про)мах 4) (про)дрог

4. Укажите слово с приставкой с-.

1) (з, с)делка 3) (з, с)десь

2) (з, с)дравие 4) (з, с)дание

5. Суффикс служит для:

1) связи слов в предложении