Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Цели:актуализировать знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно ставить знаки препинания в конце предложений, передавать голосом интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Запишите слова в два столбика в зависимости от вида орфограммы. Обозначьте орфограммы.
С.езд, л..ют, об..явление, вороб..и, об..ём, обез..яна, под..езд, варен..е, бур..ян, объявление, поголов..е, п..ёт, под..ём, в..юга.
— Как вы определили, когда в слове нужно поставить твёрдый знак, а когда - мягкий знак? (Твёрдый знак пишется после приставки перед корнем, начинающимся на буквы е, ё, ю, я. Мягкий знак пишется в корне перед гласными и, е, ё, ю, я.)
— Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них орфограммы.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
— Можно мне? —
Спросила мышка.
— Что ты!
Ты ещё малышка.
Г. Сатир
— Назовите повествовательные предложения. (Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. Ты ещё малышка.)
— Назовите вопросительное предложение. (Можно мне?)
— Какие ещё предложения бывают по цели высказывания?(Побудительные.)
— Измените вопросительное предложение в стихотворении так, чтобы оно стало побудительным.
(Дайте мне мяч. Возьмите меня с собой играть. И т. д.)
— Назовите в стихотворении восклицательные и невосклицательные предложения. (Что ты!— восклицательное, остальные невосклицательные.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие бывают виды предложений по цели высказывания и по интонации, научиться составлять повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательные и невосклицательные предложения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте в рубрике «Вспомните!» (с. 14), какие бывают предложения по цели высказывания и как их отличить.
— Придумайте примеры вопросительных, повествовательных, побудительных предложений.
Упр. 15 (с. 14-15).
— Прочитайте текст.
— Прочитайте повествовательные предложения. С какой целью их употребил автор? (В них сообщаются сведения о растении чистотеле.)
— Прочитайте выразительно вопросительное предложение. С какой целью его употребил автор? (Автор предлагает задуматься и узнать ответ на вопрос.)
— Прочитайте выразительно побудительное предложение. Какова его цель? (В нём содержится совет, призыв.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка, взаимооценка.)
Упр. 16 (с. 15).
— Прочитайте предложения.
— Найдите среди них загадки. Какие это предложения по цели высказывания? (Вопросительные.)
— Ответьте на вопросы, назовите отгадки. Найдите отгадки на иллюстрации.
— Найдите среди предложений пословицы. Объясните ихсмысл.
— Определите, какие это предложения по цели высказывания. (Повествовательные и побудительные.)
— Прочитайте побудительные предложения. Какие советы они содержат?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— В каком предложении встретилось слово из словаря? Назовите это слово. (Хозяин.)
— Найдите значение этого слова в толковом словаре. Сколько значений имеет это слово? (Семь.)
— Составьте предложения с этим словом в разных значениях.
— В каком значении употреблено слово хозяин в поговорке? (Впереносном. Это значит, что человек сам распоряжается своими словами. Если ты дал слово, надо его держать.)
— Подберите однокоренные слова к слову хозяин. (Хозяйство, хозяйственный, хозяйка, хозяйничать.)
— Какие непроверяемые гласные в этих словах надо запомнить?
— Запишите в словарик слова хозяин, хозяйство, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 15.
— Прочитайте предложения выразительно.
— Приведите примеры восклицательных предложений, разных по цели высказывания.
— Придумайте невосклицательные предложения, разные по цели высказывания.
— Сделайте вывод: когда и какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Упр.17 (с. 16). (Устное выполнение.)
— Прочитайте.
— Объясните употребление знаков препинания в предложениях. Определите, какие это предложения по цели высказывания.
— Прочитайте предложения выразительно.
— Назовите невосклицательное предложение.
Упр.18 (с. 16).(Работа в парах. Проверка. Одна пара у доски отчитывается о своей работе, остальные оценивают.)
Дополнительное задание: составить свои пары предложений по аналогии.
VII. Рефлексия
— Определите виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
1) На плечах у них висят коньки. (Повествовательное, невосклицательное.)
2) Куда они спешат? (Вопросительное, невосклицательное.)
3) Как светло на катке от цветных огней! (Повествовательное, восклицательное.)
4) Быстрее скользите, коньки, по льду! (Побудительное, восклицательное.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие бывают предложения по цели высказывания?
— В каких случаях в этих предложениях ставится восклицательный знак?
Домашнее задание
Упр. 19 (с. 16).
Учитель: Сулейманова И.М.
Тема: Диалог. Обращение
Цели:актуализировать знания о диалоге и обращении повторить правило употребления знаков препинания в предложении с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обращениями.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановке задачи; сличение способа действия и его результата с эталоном
; оценивание качества и уровня усвоения м; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого задания, обеспечивающее личностный моральный выбор социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания(Выразительное чтение диалогов.)
- Какие знаки препинания вы поставили в конце предложения? Почему?
(Один ученик выполняет на доске разбор слова по составу.)
III. Актуализация знаний
- Выпишите слова со стечением согласных, устно подберите к ним проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
А сегодня праздник в доме,
Пирожки капустные:
Петя выучил уроки,
Все — и даже устные!
И. Агеева
Грустный клоун - бегемот
грустным голосом поёт
песню грустную-прегрустную:
— Я люблю лягушку вкусную.
Г. Сатир
— В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные? (Когда есть сочетания нескольких согласных. Два или три согласных подряд очень трудно произносить, поэтому один из них мы не произносим.)
— В каких словах нет непроизносимых согласных?
— Какое слово нельзя проверить?
— Как вы проверили остальные слова?
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте отрывки из сказок А.С. Пушкина и назовите тех, к кому обращаются с речью.
• Что, Соколко, что с тобою? (Соколко.)
• Здравствуй, красная девица, — говорит он, — будь царица... (Красная девица.)
• Отпусти ты, старче, меня в море! (Старче.)
— Как называются слова, которые называют того, к кому обращаются? (Обращения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое обращение, какой частью речи оно обычно бывает выражено, повторить правила выделения обращений на письме, научиться правильно оформлять предложения с обращениями.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.20 (с. 17).
— Сделайте вывод: как выделяется обращение на письме? (Запятыми.)
— Как обращения выделяются в устной речи? (Они произносятся более высоким тоном и после них или перед ними делается пауза.)
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
— Назовите все обращения в предложениях. Словами какой части речи они выражены? (Именами существительными.)
Упр.21 (с. 17).— Прочитайте предложения и сравните их. (В предложениях говорится об одном и том же, одинаковыми словами, но обращение стоит в разных частях предложения.)
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в начале. Как обращение выделяется на письме?
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в середине. Как выделяется обращение в этом предложении?
— В каком предложении обращение стоит в конце? Как оно выделяется в письменной и устной речи?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр.22 (с. 18).— Прочитайте.
— Что такое диалог? (Разговор двухлиц.)
— Как оформляется диалог в письменной речи? (Слова каждого участника разговора пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)
— Прочитайте диалог выразительно в парах.
— Какие слова вы выделили интонацией? Почему? (Это обращения.)
— Объясните употребление знаков препинания в предложениях.
— В каких предложениях допущены ошибки?
— Определите вид предложений по цели высказывания.
Дополнительное задание: вспомнить и записать отрывки из литературных произведений, в которых встречаются обращения.
VIII. Рефлексия
Работа по карточкам
— Отметьте галочкой предложение с обращением
Вариант 1
1)О чём ты, заинька, плачешь?
2) Вокруг ёлочки скакали зайцы, белки.
Вариант 2
1) Как мне не плакать, петух?
2) В избушке жили петух, заяц.
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что такое обращение?
— Какой частью речи оно бывает выражено?
— Как обращение выделяется на письме, в устной речи?
Домашнее задание
Сделать карточку: придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце), знаки препинания пропустить.
Тема: Главные и второстепенныечлены предложения. Основа предложения.
Цели: актуализировать знания о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях; развивать умение разбирать предложения по членам.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
Цели:актуализировать знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно ставить знаки препинания в конце предложений, передавать голосом интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Запишите слова в два столбика в зависимости от вида орфограммы. Обозначьте орфограммы.
С.езд, л..ют, об..явление, вороб..и, об..ём, обез..яна, под..езд, варен..е, бур..ян, объявление, поголов..е, п..ёт, под..ём, в..юга.
— Как вы определили, когда в слове нужно поставить твёрдый знак, а когда - мягкий знак? (Твёрдый знак пишется после приставки перед корнем, начинающимся на буквы е, ё, ю, я. Мягкий знак пишется в корне перед гласными и, е, ё, ю, я.)
— Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них орфограммы.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
— Можно мне? —
Спросила мышка.
— Что ты!
Ты ещё малышка.
Г. Сатир
— Назовите повествовательные предложения. (Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. Ты ещё малышка.)
— Назовите вопросительное предложение. (Можно мне?)
— Какие ещё предложения бывают по цели высказывания?(Побудительные.)
— Измените вопросительное предложение в стихотворении так, чтобы оно стало побудительным.
(Дайте мне мяч. Возьмите меня с собой играть. И т. д.)
— Назовите в стихотворении восклицательные и невосклицательные предложения. (Что ты!— восклицательное, остальные невосклицательные.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие бывают виды предложений по цели высказывания и по интонации, научиться составлять повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательные и невосклицательные предложения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте в рубрике «Вспомните!» (с. 14), какие бывают предложения по цели высказывания и как их отличить.
— Придумайте примеры вопросительных, повествовательных, побудительных предложений.
Упр. 15 (с. 14-15).
— Прочитайте текст.
— Прочитайте повествовательные предложения. С какой целью их употребил автор? (В них сообщаются сведения о растении чистотеле.)
— Прочитайте выразительно вопросительное предложение. С какой целью его употребил автор? (Автор предлагает задуматься и узнать ответ на вопрос.)
— Прочитайте выразительно побудительное предложение. Какова его цель? (В нём содержится совет, призыв.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка, взаимооценка.)
Упр. 16 (с. 15).
— Прочитайте предложения.
— Найдите среди них загадки. Какие это предложения по цели высказывания? (Вопросительные.)
— Ответьте на вопросы, назовите отгадки. Найдите отгадки на иллюстрации.
— Найдите среди предложений пословицы. Объясните ихсмысл.
— Определите, какие это предложения по цели высказывания. (Повествовательные и побудительные.)
— Прочитайте побудительные предложения. Какие советы они содержат?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— В каком предложении встретилось слово из словаря? Назовите это слово. (Хозяин.)
— Найдите значение этого слова в толковом словаре. Сколько значений имеет это слово? (Семь.)
— Составьте предложения с этим словом в разных значениях.
— В каком значении употреблено слово хозяин в поговорке? (Впереносном. Это значит, что человек сам распоряжается своими словами. Если ты дал слово, надо его держать.)
— Подберите однокоренные слова к слову хозяин. (Хозяйство, хозяйственный, хозяйка, хозяйничать.)
— Какие непроверяемые гласные в этих словах надо запомнить?
— Запишите в словарик слова хозяин, хозяйство, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 15.
— Прочитайте предложения выразительно.
— Приведите примеры восклицательных предложений, разных по цели высказывания.
— Придумайте невосклицательные предложения, разные по цели высказывания.
— Сделайте вывод: когда и какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Упр.17 (с. 16). (Устное выполнение.)
— Прочитайте.
— Объясните употребление знаков препинания в предложениях. Определите, какие это предложения по цели высказывания.
— Прочитайте предложения выразительно.
— Назовите невосклицательное предложение.
Упр.18 (с. 16).(Работа в парах. Проверка. Одна пара у доски отчитывается о своей работе, остальные оценивают.)
Дополнительное задание: составить свои пары предложений по аналогии.
VII. Рефлексия
— Определите виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
1) На плечах у них висят коньки. (Повествовательное, невосклицательное.)
2) Куда они спешат? (Вопросительное, невосклицательное.)
3) Как светло на катке от цветных огней! (Повествовательное, восклицательное.)
4) Быстрее скользите, коньки, по льду! (Побудительное, восклицательное.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие бывают предложения по цели высказывания?
— В каких случаях в этих предложениях ставится восклицательный знак?
Домашнее задание
Упр. 19 (с. 16).
Учитель: Сулейманова И.М.
Тема: Диалог. Обращение
Цели:актуализировать знания о диалоге и обращении повторить правило употребления знаков препинания в предложении с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обращениями.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - постановке задачи; сличение способа действия и его результата с эталоном
; оценивание качества и уровня усвоения м; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого задания, обеспечивающее личностный моральный выбор социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания(Выразительное чтение диалогов.)
- Какие знаки препинания вы поставили в конце предложения? Почему?
(Один ученик выполняет на доске разбор слова по составу.)
III. Актуализация знаний
- Выпишите слова со стечением согласных, устно подберите к ним проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
А сегодня праздник в доме,
Пирожки капустные:
Петя выучил уроки,
Все — и даже устные!
И. Агеева
Грустный клоун - бегемот
грустным голосом поёт
песню грустную-прегрустную:
— Я люблю лягушку вкусную.
Г. Сатир
— В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные? (Когда есть сочетания нескольких согласных. Два или три согласных подряд очень трудно произносить, поэтому один из них мы не произносим.)
— В каких словах нет непроизносимых согласных?
— Какое слово нельзя проверить?
— Как вы проверили остальные слова?
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте отрывки из сказок А.С. Пушкина и назовите тех, к кому обращаются с речью.
• Что, Соколко, что с тобою? (Соколко.)
• Здравствуй, красная девица, — говорит он, — будь царица... (Красная девица.)
• Отпусти ты, старче, меня в море! (Старче.)
— Как называются слова, которые называют того, к кому обращаются? (Обращения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое обращение, какой частью речи оно обычно бывает выражено, повторить правила выделения обращений на письме, научиться правильно оформлять предложения с обращениями.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.20 (с. 17).
— Сделайте вывод: как выделяется обращение на письме? (Запятыми.)
— Как обращения выделяются в устной речи? (Они произносятся более высоким тоном и после них или перед ними делается пауза.)
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
— Назовите все обращения в предложениях. Словами какой части речи они выражены? (Именами существительными.)
Упр.21 (с. 17).— Прочитайте предложения и сравните их. (В предложениях говорится об одном и том же, одинаковыми словами, но обращение стоит в разных частях предложения.)
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в начале. Как обращение выделяется на письме?
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в середине. Как выделяется обращение в этом предложении?
— В каком предложении обращение стоит в конце? Как оно выделяется в письменной и устной речи?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр.22 (с. 18).— Прочитайте.
— Что такое диалог? (Разговор двухлиц.)
— Как оформляется диалог в письменной речи? (Слова каждого участника разговора пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)
— Прочитайте диалог выразительно в парах.
— Какие слова вы выделили интонацией? Почему? (Это обращения.)
— Объясните употребление знаков препинания в предложениях.
— В каких предложениях допущены ошибки?
— Определите вид предложений по цели высказывания.
Дополнительное задание: вспомнить и записать отрывки из литературных произведений, в которых встречаются обращения.
VIII. Рефлексия
Работа по карточкам
— Отметьте галочкой предложение с обращением
Вариант 1
1)О чём ты, заинька, плачешь?
2) Вокруг ёлочки скакали зайцы, белки.
Вариант 2
1) Как мне не плакать, петух?
2) В избушке жили петух, заяц.
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что такое обращение?
— Какой частью речи оно бывает выражено?
— Как обращение выделяется на письме, в устной речи?
Домашнее задание
Сделать карточку: придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце), знаки препинания пропустить.
Тема: Главные и второстепенныечлены предложения. Основа предложения.
Цели: актуализировать знания о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях; развивать умение разбирать предложения по членам.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;