Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Контрольный диктант № 2 по теме «Падежные окончания имён существительных »
Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличениеспособа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
Как мужик убрал камень
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)
По Л. Толстому
Слова для справок: его, тысяч, предложил.
Грамматическое задание
1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть.
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — (за) выдумку, вариант 2 — инженеров.
4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.
1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.
2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
3) Радость, шаг, один, печаль.
(Можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: контрольные диктанты (с. 186—187).)
III. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
— В написании каких слов вы сомневались?
____________________
Тема: Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и сочинении. Морфологический разбор имени существительного как части речи.
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные к контрольном диктанте; упражнять в определении падежей имён существительных, правописании безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых пополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Учащиеся работают по индивидуальным карточкам в зависимости от вида ошибок, допущенных в диктанте.)
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ—ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ
— Запишите слова в два столбика. Подчеркните буквосочетания жи — ши, ча — ща. Подберите и запишите в каждый столбик по три слова на эту орфограмму.
Площ..ди, ч..сти, муж..к, пустош.., предложил.
Правописание парных согласных в корне слова
— Выпишите слово, в котором допустили ошибку. Подберите проверочное слово по образцу, запишите. В проверяемом слове вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограмму.
Выносить — внести,... — вывели.
— Подберите и запишите ещё три слова на эту орфограмму.
Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука
— Выпишите слова, в которых допустили ошибку, подчеркните орфограмму.
Убрат.., разбит.., восем.., бол..шой, свалит.., шест.., камен...
- Подберите и запишите ещё три слова на эту орфограмму.
Правописание безударных гласных в корне слова
- Выпишите слова, в которых допустили ошибку. Подберите проверочное слово по образцу, запишите. В проверяемом слове вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограмму.
Площадка - площ..ди, ... - л..жал, ... - лош..ди, ... - попр..сили,
... — ПОМ..ЩИ, ... - ВЫВ..ЗТИ, ... — ПОДВ..СТИ, ... - б.ЛЬШОЙ, ... — М..ШЭЛ,
... — к..ток,... — вык..пать,... — св..лить,... — зар..внять.
— Проверьте написание слов по словарю, вставьте пропущенные буквы.
Гор..де, ..громный, пор..хом, вос.мь, ..нж..неров.
- Подберите и запишите по три слова на каждую из этих орфограмм.
Правописание безударных гласных в приставках
— Выпишите слова, в которых допустили ошибку, в два столбика: с буквой а в приставке и с гласной о в приставке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в словах, подчеркните орфограмму, выделите приставки.
З..нимал, пр..езду, з..просил, п..двести, з..ровнять, п..просили.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
— Выпишите слова, в которых допустили ошибку. Подберите проверочное слово с ударным окончанием, запишите. В проверяемом слове вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограмму. Укажите падеж и склонение существительных.
На площади (на печй)-3-е скл., П. п., в город.. (...), на лошад.. (...), помощ.. (...), в уборк.. (...), на пустош.. (...), по стоимост.. (...).
III. Физкультминутка
IV. Повторение
Работа по карточкам самоконтроля
Инструкция
1. Возьмите закладку и закройте ею текст до первой горизонтальной линии.
2. Выполните задание.
3. Передвиньте закладку до следующей горизонтальной линии, проверьте, правильно ли выполнено задание (ответы даны слева от вертикальной линии).
4. Если допущена ошибка, вернитесь к заданию, перечитайте его и исправьте ошибку.
5. При проверке ответов будьте внимательны, не оставляйте неисправленных ошибок.
V. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Зачем нужно выполнять работу над ошибками?
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Выписать из учебника литературного чтения одну строфу стихотворения с именами существительными с безударными падежными окончаниями, определить падеж и склонение имён существительных.
_______________________
Тема: Склонение имён существительных во множественном числе
Цель: познакомить с изменением имён существительных по падежам во множественном числе.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворную строфу, которую вы выбрали.
— Как называется это стихотворение? Кто его автор?
— Объясните написание падежных окончаний имён существительных, встретившихся в выписанных вами строках.
III. Актуализация знаний
Запись под диктовку
(Учащиеся по очереди работают на откидной доске. После записи каждого предложения проводится коллективная проверка, ученик у доски объясняет написание слов с орфограммами, остальные подчёркивают орфограммы в тетрадях.)
За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем. Над прудом склоняли свои ветви ивы. Рыбаки ранним утром сидели с удочкой. Днём местные ребятишки купались в тёплой водице. А вечером сельчане собирались полюбоваться пейзажем.
- Разберите слово ветви как часть речи.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова местные. (Два ученика работают у доски. Коллективная проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте слова.
школа школы
школы школ
школе школам
школу школы
школой школами
о школе о школах
- Что общего у слов первого столбика?
(Это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят в единственном числе.)
- Что общего у слов второго столбика? (Это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят во множественном числе.)
- Как слова расположены в строках? (В каждой строке записаны формы одного падежа.)
- Какое слово изменяется по падежам в первом столбике? (Школа.)
- А во втором столбике? (Школы.)
- Какая орфограмма есть в словах первого столбика? (Безударные падежные окончания имён существительных единственного числа.)
- Определите орфограмму в словах второго столбика. (Безударные падежные окончания имён существительных множественного числа.)
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться изменять по падежам имена существительные во множественном числе, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 248 (с. 131).
- Прочитайте стихотворение.
- Назовите имена существительные.
- В каком числе они употреблены? Докажите. (Письмо по памяти. Взаимопроверка, самооценка.)
Упр. 249 (с. 131).(Коллективное выполнение с комментированием.)
— Сделайте вывод: как определить склонение имён существительных во множественном числе?
— Проверьте свои выводы, прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 250 (с. 132).
— Прочитайте слова.
— По какому признаку они распределены по группам? (По типу склонения.)
— Назовите признаки каждого склонения.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка по словарю.)
— Запишите в словарик слова путешествие, путешественник, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Объясните значение слова путешествие с помощью толкового словаря.
— Как образовано это слово? Объясните его написание. (Слово образовано сложением двух корней с помощью соединительной е.)
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
Упр. 251 (с. 132).(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
VIII.
Цель:проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — сличениеспособа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
Как мужик убрал камень
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)
По Л. Толстому
Слова для справок: его, тысяч, предложил.
Грамматическое задание
1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть.
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — (за) выдумку, вариант 2 — инженеров.
4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.
1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.
2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
3) Радость, шаг, один, печаль.
(Можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: контрольные диктанты (с. 186—187).)
III. Подведение итогов урока
— Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?
— В написании каких слов вы сомневались?
____________________
Тема: Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и сочинении. Морфологический разбор имени существительного как части речи.
Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные к контрольном диктанте; упражнять в определении падежей имён существительных, правописании безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Формируемые УУД: п. — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых пополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта
(Учащиеся работают по индивидуальным карточкам в зависимости от вида ошибок, допущенных в диктанте.)
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ—ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ
— Запишите слова в два столбика. Подчеркните буквосочетания жи — ши, ча — ща. Подберите и запишите в каждый столбик по три слова на эту орфограмму.
Площ..ди, ч..сти, муж..к, пустош.., предложил.
Правописание парных согласных в корне слова
— Выпишите слово, в котором допустили ошибку. Подберите проверочное слово по образцу, запишите. В проверяемом слове вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограмму.
Выносить — внести,... — вывели.
— Подберите и запишите ещё три слова на эту орфограмму.
Правописание мягкого знака, обозначающего мягкость согласного звука
— Выпишите слова, в которых допустили ошибку, подчеркните орфограмму.
Убрат.., разбит.., восем.., бол..шой, свалит.., шест.., камен...
- Подберите и запишите ещё три слова на эту орфограмму.
Правописание безударных гласных в корне слова
- Выпишите слова, в которых допустили ошибку. Подберите проверочное слово по образцу, запишите. В проверяемом слове вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограмму.
Площадка - площ..ди, ... - л..жал, ... - лош..ди, ... - попр..сили,
... — ПОМ..ЩИ, ... - ВЫВ..ЗТИ, ... — ПОДВ..СТИ, ... - б.ЛЬШОЙ, ... — М..ШЭЛ,
... — к..ток,... — вык..пать,... — св..лить,... — зар..внять.
— Проверьте написание слов по словарю, вставьте пропущенные буквы.
Гор..де, ..громный, пор..хом, вос.мь, ..нж..неров.
- Подберите и запишите по три слова на каждую из этих орфограмм.
Правописание безударных гласных в приставках
— Выпишите слова, в которых допустили ошибку, в два столбика: с буквой а в приставке и с гласной о в приставке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в словах, подчеркните орфограмму, выделите приставки.
З..нимал, пр..езду, з..просил, п..двести, з..ровнять, п..просили.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
— Выпишите слова, в которых допустили ошибку. Подберите проверочное слово с ударным окончанием, запишите. В проверяемом слове вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограмму. Укажите падеж и склонение существительных.
На площади (на печй)-3-е скл., П. п., в город.. (...), на лошад.. (...), помощ.. (...), в уборк.. (...), на пустош.. (...), по стоимост.. (...).
III. Физкультминутка
IV. Повторение
Работа по карточкам самоконтроля
Инструкция
1. Возьмите закладку и закройте ею текст до первой горизонтальной линии.
2. Выполните задание.
3. Передвиньте закладку до следующей горизонтальной линии, проверьте, правильно ли выполнено задание (ответы даны слева от вертикальной линии).
4. Если допущена ошибка, вернитесь к заданию, перечитайте его и исправьте ошибку.
5. При проверке ответов будьте внимательны, не оставляйте неисправленных ошибок.
| 1. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по ..., или склонением. |
падежам | 2. В русском языке шесть падежей: И. п., Р. п.,... |
Д. п., В. п., Т. п., П. п. | 3. Чтобы определить падеж имени существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить вопрос И. п. (кто?что?), Р. п. (...?...?),... |
Р. п. (кого?чего?), Д. п. (кому? чему?), В. п. (кого?что?), Т. п. (кем?чем?), П. п. (о ком?о чём?) | 4. На берегу ручья лежит змея. (Кто?) змея (И. п.), лежит (где? на чём?) на берегу (П. п.), на берегу (чего?) ручья (Р. п.). Выпишите словосочетания, поставьте вопросы и определите падеж. Гладь озёр природа разукрасила кувшинками. |
(Что?) природа (И. п.), разукрасила (чем?) кувшинками (Т. п.), разукрасила (что?) гладь (В. п.), гладь (чего?) озёр (Р. п.) | 5. В предложении имя существительное в именительном падеже является .... Имена существительные в винительном падеже являются .... |
подлежащим второстепенными членами | 6. Рабочие построили новый дом. (Кто?) рабочие (подлеж., И. п.), (что?) дом (втор, чл., В. п.) Выпишите имена существительные, поставьте к ним вопросы, определите падеж, укажите, каким членом предложения они являются. Каждое утро мы ходим в школу. Начальная школа имеет отдельный вход. Там учатся младшие школьники в первую смену. |
(Что?) утро (втор, чл., В. п.), (во что?) в школу (втор, чл., В. п.), (что?) школа (подлеж., И. п.), (что?) вход (втор, чл., В. п.), (кто?) школьники (подлеж., И. п.), (во что?) в смену (втор, чл., В. п.) | |
V. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VI. Подведение итогов урока
— Зачем нужно выполнять работу над ошибками?
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Выписать из учебника литературного чтения одну строфу стихотворения с именами существительными с безударными падежными окончаниями, определить падеж и склонение имён существительных.
_______________________
Тема: Склонение имён существительных во множественном числе
Цель: познакомить с изменением имён существительных по падежам во множественном числе.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте стихотворную строфу, которую вы выбрали.
— Как называется это стихотворение? Кто его автор?
— Объясните написание падежных окончаний имён существительных, встретившихся в выписанных вами строках.
III. Актуализация знаний
Запись под диктовку
(Учащиеся по очереди работают на откидной доске. После записи каждого предложения проводится коллективная проверка, ученик у доски объясняет написание слов с орфограммами, остальные подчёркивают орфограммы в тетрадях.)
За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем. Над прудом склоняли свои ветви ивы. Рыбаки ранним утром сидели с удочкой. Днём местные ребятишки купались в тёплой водице. А вечером сельчане собирались полюбоваться пейзажем.
- Разберите слово ветви как часть речи.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова местные. (Два ученика работают у доски. Коллективная проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте слова.
школа школы
школы школ
школе школам
школу школы
школой школами
о школе о школах
- Что общего у слов первого столбика?
(Это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят в единственном числе.)
- Что общего у слов второго столбика? (Это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят во множественном числе.)
- Как слова расположены в строках? (В каждой строке записаны формы одного падежа.)
- Какое слово изменяется по падежам в первом столбике? (Школа.)
- А во втором столбике? (Школы.)
- Какая орфограмма есть в словах первого столбика? (Безударные падежные окончания имён существительных единственного числа.)
- Определите орфограмму в словах второго столбика. (Безударные падежные окончания имён существительных множественного числа.)
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться изменять по падежам имена существительные во множественном числе, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 248 (с. 131).
- Прочитайте стихотворение.
- Назовите имена существительные.
- В каком числе они употреблены? Докажите. (Письмо по памяти. Взаимопроверка, самооценка.)
Упр. 249 (с. 131).(Коллективное выполнение с комментированием.)
— Сделайте вывод: как определить склонение имён существительных во множественном числе?
— Проверьте свои выводы, прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 250 (с. 132).
— Прочитайте слова.
— По какому признаку они распределены по группам? (По типу склонения.)
— Назовите признаки каждого склонения.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка по словарю.)
— Запишите в словарик слова путешествие, путешественник, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Объясните значение слова путешествие с помощью толкового словаря.
— Как образовано это слово? Объясните его написание. (Слово образовано сложением двух корней с помощью соединительной е.)
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
Упр. 251 (с. 132).(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
VIII.