Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рефлексия
(Учитель читает существительные во множественном числе, учащиеся определяют и записывают склонение.)
Узоры, лошади, деревья, рощи, помидоры, мыши, сады, ежи, ночи, тучи, корни, сапоги.
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как распознать имена существительные во множественном числе?
— Как определить склонение имени существительного во множественном числе?
Домашнее задание
Упр. 252 (с. 132).
___________________________
Тема: Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже.
Цели:познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа; развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе, правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в именительном падеже.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите падеж существительного метели в каждом случае. Докажите.
— В каком предложении это слово употреблено в переносном значении? (В предложении 4.)
— Назовите синоним слова метели. (Вьюга.)
(Два ученика выполняют на доске разбор предложений по членам.)
III. Актуализация знаний
Зрительно-слуховой диктант
Нет, грибные имена непонятны для меня! Ведь не хрюкают свинушки, не волнуются волнушки, не кричат «опять» опята, не бодаются козлята, у лисичек нету шубки. Как узнать, чьи это шутки?
Ю. Леонтьев
(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.)
— Разберите по составу слова, обозначающие названия грибов.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте группы слов.
— Что общего у всех этих слов? (Это существительные в форме множественного числа.)
— Чем отличаются слова каждого столбика? (В первом столбике записаны существительные 1-го склонения, во втором — 2-го склонения, в третьем — 3-го склонения.)
— Как вы определили склонение? (Поставили имена существительные в форму единственного числа.)
— На какой вопрос отвечают слова? (Кто?что?)
— В каком падеже имена существительные могут отвечать на вопрос кто! (В именительном.)
— В каких падежах имена существительные могут отвечать на вопрос что? (В именительном и винительном.)
— Какие окончания имеют существительные 1, 2 и 3-го склонения в именительном падеже?
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже, узнать, какие окончания имеют имена существительные множественного числа в именительном падеже, научиться распознавать имена существительные множественного числа в именительном падеже.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 253(с. 133).
— Рассмотрите таблицу.
— Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в именительном падеже?
(Учащиеся называют склонение, читают слова и определяют окончания существительных в именительном падеже.)
— Какие из данных имён существительных будут иметь такие же окончания и в винительном падеже? (Неодушевлённые имена существительные.)
— Подберите в каждую группу по два слова с такими же окончаниями.
(Работа в парах. Проверка. Одна пара называет свои примеры.)
Упр. 254 (с. 133).(Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их лексическое значение, при необходимости обращаются к толковому словарю.)
— Запишите слово директор в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Что означает это слово? (Руководитель предприятия, школы.)
— Составьте и запишите предложение со словом директора.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 255 (с. 134).
— Прочитайте текст.
— Сколько в нём предложений?
— Прочитайте текст ещё раз, выделяя интонацией начало и конец каждого предложения.
— Поставьте вопросы к выделенным именам существительным. Определите их падеж.
— Все ли эти существительные стоят в одном падеже? (Нет, существительное богатыри стоит в именительном падеже, остальные — в винительном падеже.)
— Как вы определили падеж? (Если существительное — главный член предложения, то оно стоит в именительном падеже, если второстепенный — то в винительном падеже.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают предложения, называют главные члены предложения, падеж имён существительных. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы. Самооценка.)
VIII. Рефлексия
— Образуйте от данных существительных форму множественного числа, запишите. Поставьте ударение в словах, выделите окончания.
Доктор, сторож, директор, век, трактор, инженер, торт, договор, шофёр, герб.
(Самопроверка по образцу на с. 133 учебника.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в именительном падеже?
- Как различить именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа?
Домашнее задание
Упр. 254 (с. 133) — списать слова, поставить ударение, запомнить произношение.
__________________________
Тема: Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже.
Цели: познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в родительном падеже.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учитель называет слова в форме единственного числа, учащиеся по цепочке называют форму множественного числа. Класс проверяет. Если форма названа неправильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
III. Актуализация знаний
Письмо по памяти
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи, стрижи, щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся...
Что сделаешь - птенцы!
Б. Заходер
(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.)
— Подчеркните имена существительные во множественном числе, укажите их падеж, выделите окончания.
— Разберите слово детвора по составу.
— Выполните звуко-буквенный разбор слова пять. (Три ученика работают на откидной доске.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
Крики птиц, мамы малышей, шум городов, стаи туч.
— Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж и число зависимых слов, назовите окончания.
— Что вы заметили? (Все имена существительные, являющиеся в словосочетаниях зависимыми словами, стоят в родительном падеже.)
- Сформулируйте задачи урока. (Примерный ответ. Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже, узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в родительном падеже, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имён существительных множественного числа.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.257 (с. 135).
- Рассмотрите таблицу.
- Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже множественного числа?
- Назовите окончания существительных 2-го склонения.
- Назовите окончания существительных 3-го склонения.
- Подберите в каждую группу по два слова с такими же окончаниями.
(Работа в парах. Проверка. Одна пара называет свои примеры.)
Упр. 258 (с. 135).
— Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.
— Как вы его понимаете?
— Найдите имена существительные в форме множественного числа. (Облаков, дождей, лесов, болот, рек, озёр, лугов, полей, цветов, трав, слов.)
— В каком падеже употреблены эти имена существительные? (В родительном.)
— Назовите их окончания.
— Назовите оставшиеся имена существительные. Определите их число. (Имена существительные воды, воздуха, неба употреблены в форме единственного числа.)
— Попробуйте образовать от этих существительных форму единственного числа. (Эти существительные не имеют формы множественного числа.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Один ученик выполняет на доске разбор слова (в) природе как части речи.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 259 (с. 136).
— Прочитайте группы слов.
— Назовите окончания существительных в каждой группе.
— Образуйте от них формы множественного числа по образцу.
— Запишите по три существительных из каждой группы в форме множественного числа, выделите окончания.
(Взаимопроверка.)
— Запишите в словарик слова килограмм, грамм, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Определите значение слов. (Это названия мер массы.)
— Как вы думаете, что обозначает часть слова кило- в слове килограмм! (Ответы детей.)
— Сравните слова километр и
(Учитель читает существительные во множественном числе, учащиеся определяют и записывают склонение.)
Узоры, лошади, деревья, рощи, помидоры, мыши, сады, ежи, ночи, тучи, корни, сапоги.
(Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как распознать имена существительные во множественном числе?
— Как определить склонение имени существительного во множественном числе?
Домашнее задание
Упр. 252 (с. 132).
___________________________
Тема: Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже.
Цели:познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа; развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе, правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в именительном падеже.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите падеж существительного метели в каждом случае. Докажите.
— В каком предложении это слово употреблено в переносном значении? (В предложении 4.)
— Назовите синоним слова метели. (Вьюга.)
(Два ученика выполняют на доске разбор предложений по членам.)
III. Актуализация знаний
Зрительно-слуховой диктант
Нет, грибные имена непонятны для меня! Ведь не хрюкают свинушки, не волнуются волнушки, не кричат «опять» опята, не бодаются козлята, у лисичек нету шубки. Как узнать, чьи это шутки?
Ю. Леонтьев
(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.)
— Разберите по составу слова, обозначающие названия грибов.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте группы слов.
земли | леса | ночи |
юноши | окна | вещи |
рощи | поля | кровати |
мамы | слоны | вести |
деды | дожди | площади |
— Что общего у всех этих слов? (Это существительные в форме множественного числа.)
— Чем отличаются слова каждого столбика? (В первом столбике записаны существительные 1-го склонения, во втором — 2-го склонения, в третьем — 3-го склонения.)
— Как вы определили склонение? (Поставили имена существительные в форму единственного числа.)
— На какой вопрос отвечают слова? (Кто?что?)
— В каком падеже имена существительные могут отвечать на вопрос кто! (В именительном.)
— В каких падежах имена существительные могут отвечать на вопрос что? (В именительном и винительном.)
— Какие окончания имеют существительные 1, 2 и 3-го склонения в именительном падеже?
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже, узнать, какие окончания имеют имена существительные множественного числа в именительном падеже, научиться распознавать имена существительные множественного числа в именительном падеже.)
V. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 253(с. 133).
— Рассмотрите таблицу.
— Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в именительном падеже?
(Учащиеся называют склонение, читают слова и определяют окончания существительных в именительном падеже.)
— Какие из данных имён существительных будут иметь такие же окончания и в винительном падеже? (Неодушевлённые имена существительные.)
— Подберите в каждую группу по два слова с такими же окончаниями.
(Работа в парах. Проверка. Одна пара называет свои примеры.)
Упр. 254 (с. 133).(Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их лексическое значение, при необходимости обращаются к толковому словарю.)
— Запишите слово директор в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Что означает это слово? (Руководитель предприятия, школы.)
— Составьте и запишите предложение со словом директора.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 255 (с. 134).
— Прочитайте текст.
— Сколько в нём предложений?
— Прочитайте текст ещё раз, выделяя интонацией начало и конец каждого предложения.
— Поставьте вопросы к выделенным именам существительным. Определите их падеж.
— Все ли эти существительные стоят в одном падеже? (Нет, существительное богатыри стоит в именительном падеже, остальные — в винительном падеже.)
— Как вы определили падеж? (Если существительное — главный член предложения, то оно стоит в именительном падеже, если второстепенный — то в винительном падеже.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают предложения, называют главные члены предложения, падеж имён существительных. Два ученика выполняют на доске грамматические разборы. Самооценка.)
VIII. Рефлексия
— Образуйте от данных существительных форму множественного числа, запишите. Поставьте ударение в словах, выделите окончания.
Доктор, сторож, директор, век, трактор, инженер, торт, договор, шофёр, герб.
(Самопроверка по образцу на с. 133 учебника.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Какие окончания могут быть у имён существительных множественного числа в именительном падеже?
- Как различить именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа?
Домашнее задание
Упр. 254 (с. 133) — списать слова, поставить ударение, запомнить произношение.
__________________________
Тема: Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже.
Цели: познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имён существительных в родительном падеже.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учитель называет слова в форме единственного числа, учащиеся по цепочке называют форму множественного числа. Класс проверяет. Если форма названа неправильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
III. Актуализация знаний
Письмо по памяти
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи, стрижи, щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся...
Что сделаешь - птенцы!
Б. Заходер
(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.)
— Подчеркните имена существительные во множественном числе, укажите их падеж, выделите окончания.
— Разберите слово детвора по составу.
— Выполните звуко-буквенный разбор слова пять. (Три ученика работают на откидной доске.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
Крики птиц, мамы малышей, шум городов, стаи туч.
— Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж и число зависимых слов, назовите окончания.
— Что вы заметили? (Все имена существительные, являющиеся в словосочетаниях зависимыми словами, стоят в родительном падеже.)
- Сформулируйте задачи урока. (Примерный ответ. Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже, узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в родительном падеже, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имён существительных множественного числа.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр.257 (с. 135).
- Рассмотрите таблицу.
- Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже множественного числа?
- Назовите окончания существительных 2-го склонения.
- Назовите окончания существительных 3-го склонения.
- Подберите в каждую группу по два слова с такими же окончаниями.
(Работа в парах. Проверка. Одна пара называет свои примеры.)
Упр. 258 (с. 135).
— Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.
— Как вы его понимаете?
— Найдите имена существительные в форме множественного числа. (Облаков, дождей, лесов, болот, рек, озёр, лугов, полей, цветов, трав, слов.)
— В каком падеже употреблены эти имена существительные? (В родительном.)
— Назовите их окончания.
— Назовите оставшиеся имена существительные. Определите их число. (Имена существительные воды, воздуха, неба употреблены в форме единственного числа.)
— Попробуйте образовать от этих существительных форму единственного числа. (Эти существительные не имеют формы множественного числа.)
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Один ученик выполняет на доске разбор слова (в) природе как части речи.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 259 (с. 136).
— Прочитайте группы слов.
— Назовите окончания существительных в каждой группе.
— Образуйте от них формы множественного числа по образцу.
— Запишите по три существительных из каждой группы в форме множественного числа, выделите окончания.
(Взаимопроверка.)
— Запишите в словарик слова килограмм, грамм, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Определите значение слов. (Это названия мер массы.)
— Как вы думаете, что обозначает часть слова кило- в слове килограмм! (Ответы детей.)
— Сравните слова километр и