Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упр. 32 (с. 18-19).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Можно ли сказать, что у вас получился текст? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть тема и основная мысль.)

(Один ученик читает текст вслух.)

— Объясните написание выделенных орфограмм.

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, выделите их.

Рыж., пёс, широк., поле, зимн.. день, последи., слово, добр., гном, грозов.. облако, громк.. голос, рани., утро, солнечн.. день.

(Взаимопроверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Всегда ли окончания прилагательных можно проверить во­просом?

Домашнее задание

Упр. 31 (с. 18).

Записать в словарик слово правительство.

_______________________________

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.

Цель:учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выде­ленным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка дейст­вий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение спосо­ба действия и его результата с заданным эталоном; оцениваниекачества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончания имён прилагательных.)

— Правописание каких слов из словаря вы повторили? (Рос­сия, правительство, автомобиль, завод, инженер, электри­чество, пассажир, хозяйство, животное, огород, растение.)

— Прочитайте предложение, которое вы составили.

III. Актуализация знаний

— Прочитайте отрывок из произведения СТ. Аксакова «Буран».

Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снеж­ных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого пол­дня к недалёкому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жёг всё живое. Но человек улаживается с яростью стихий: русский мужик не боится мороза...


— Какую картину нарисовал писатель? (Зимний морозный пол­день.)

— Какие слова говорят о силе мороза? (Жестокий мороз, сжи­мал, сковал, палил, жёг.)

— Выпишите из текста:

1) слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением (беловатом, (ни) малейшего, (к) недалёкому, жестокий, крещенский, сковал, живое, (не) боится);

2) слова из словаря (облака, (на) равнинах, мороз, человек, рус­ский);

3) имена существительные с безударными окончаниями ((на) небе, (на)равнинах, (с) яростью);

4) имена прилагательные с безударными окончаниями ((на)туманном беловатом (небе), ни малейшего (ветра), (на) снеж­ных (равнинах), красное, ясное (солнце), (с) невысокого (полдня), (к) недалёкому (закату), жестокий крещенский (мороз), русский (мужик)).

— Укажите падеж имён прилагательных.

IV. Самоопределение к деятельности.

— Прочитайте словосочетания

фруктов. сад глубок. озеро горяч. чай скрипуч. дерево

— По какому принципу они распределены по группам? (Породу имён существительных и имён прилагательных.)

— Назовите падеж имён прилагательных. (Именительный.)

— Назовите окончания имён прилагательных. Объясните их написание.

— Поставьте словосочетания в форму родительного падежа.

— Кто может записать словосочетания в родительном падеже? Что для этого нужно знать? (Какие окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном па­деже.)

— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания мо­гут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже, научиться правильно их писать.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.33 (с. 19).

(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)

Упр.34 (с. 19).

— Прочитайте стихи.

— Сформулируйте их основную мысль.

— Какие предложения по интонации здесь записаны? Как их нужно читать? Почему?

— Прочитайте стихотворные строки выразительно.

— Определите падеж выделенных имён прилагательных, на­зовите их окончания.

(Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику, самооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.35 (с. 19).

— Прочитайте текст.

— Какова его основная мысль?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Объясните написание слов с пропущенными буквами.

— Назовите падеж имён прилагательных с пропущенными окончаниями. Какие окончания вы дописали?


(Два ученика выполняют на доске разбор слов как частей речи. Самооценка.)

Упр.36 (с. 20).

— Прочитайте.

— Что означают эти фразы? Когда мы так говорим?

— Назовите орфограммы в словах, объясните их написание.

— Назовите имена прилагательные.

— В каком падеже они употреблены? Докажите.

(Работа в парах — составление диалогов. Проверка. Две-три пары выступают у доски.)

— Запишите в словарик слово аппетит, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Что означает это слово? Найдите его значение в толковом словаре.

— Образуйте от этого имени существительного имя прилага­тельное женского рода. (Аппетитная.)

— Выделите суффикс, с помощью которого образовано имя прилагательное. (Суффикс -и-.)

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)

VIII. Рефлексия

Выборочный диктант

— Выпишите словосочетания «прил. + сущ.» в родительном падеже. Выделите окончания имён прилагательных.

1) На башнях древнего Кремля всё ярче звёзды светят. 2) На солнеч­ном берегу Чёрного моря раскинулся оздоровительный лагерь. 3) При­рода сонно нежится в лучах весеннего солнышка. 4) Вокруг нового уче­ника собрались шумные дети. 5) У маленьких детей щёки раскраснелись от сильного мороза.

(Самопроверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что мы повторили?

— За что вы можете себя похвалить?

Домашнее задание

Упр. 37 (с. 20).

_____________________________


Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.

Цель:учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимойинформации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нор­мами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценива­ние качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-эти­ческое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личност­ных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют окончания имён прилагательных.)

— Какие слова вы разбирали по составу?

— С помощью каких суффиксов они образованы?

— Назовите другие имена прилагательные с таким же суффиксом.

III. Актуализация знаний

Предупредительный диктант

Кто как зиму встретил

Летучие мыши забрались в дупла старых деревьев и на чердаки домов. Ёжик прикрылся сухими листьями. Лягушки зарылись в мягкий мох. Медведь отъелся за лето и осень и сладко спит в берлоге. Белка смени­ла на зиму шубку, утеплила гнездо. Только бездомному волку холодно и голодно.

IV. Самоопределение к деятельности

— Как вы определили окончание имени прилагательного в по­следнем предложении? (По вопросу.)

— В каком роде и падеже употреблено это имя прилагатель­ное? (В мужском роде, в дательном падеже.)

— Поставьте в форму дательного падежа прилагательные ве­черний, синий.

— Какие окончания будут иметь эти прилагательные в датель­ном падеже? (Ответы детей.)

— Приведите примеры имён прилагательных среднего рода с разными окончаниями.


— Поставьте их в форму дательного падежа. Как определить окончания этих прилагательных в дательном падеже?

— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания мо­гут иметь имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже, научиться правильно их писать.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр.38 (с. 20).

(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)

Упр.39 (с. 21).

— Прочитайте стихотворные строки.

— Назовите орфограммы, которые встретились в предложе­нии. Объясните их написание.

— Чем интересны слова пораскинулась, понадвинулась? (Слова устаревшие, имеют две приставки.)

— Прочитайте строки нараспев.

(Письмо по памяти, выполнение заданий. Самопроверка но учебнику, самооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.40 (с. 21).

— Прочитайте предложения.

— Из каких сказок взяты эти строки? (1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 2. «По щучьему велению». 3. «Финист — Ясный сокол».)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите падеж и окончания имён прилагательных. (Один ученик выполняет на доске разбор слова (по) блюдечку

как части речи. Самооценка.)

VIII. Рефлексия

Тестовая работа

1. Окончания -ого, -его имеют имена прилагательные муж­ского рода в:

I)родительном падеже

2) именительном падеже

3) дательном падеже

2. Укажите строку, в которой все имена прилагательные в да­тельном падеже.

1) сильному ветру, синего моря, большого счастья

2) к школьному другу, на высокое дерево, близкому дому

3) к новому году, по журчащему ручью, любимому учителю

3. Укажите строку, в которой все прилагательные имеют оди­наковые окончания.

1) сильн.. дождь, син.. шар, больн.. друг

2) ледян.. катку, поярк.. солнцу, к весел., празднику

3) родн.. города, летн.. дня, по солнечн.. утру

4. В дательном падеже употреблено имя прилагательное:

1) каменный

2) сильному

3) морского (Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что мы повторили?

— За что вы можете себя похвалить?

Домашнее задание

Упр. 41(с. 21).

_______________________________

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.