Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Назовите ещё слова с таким суффиксом.
III. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Все меня топчут, а я всё лучше. (Тропинка.)
Невзрачен, кругл и невелик,
У дверей он жить привык.
Чуть нажмёшь — подымет крик.
Все поймут его язык. (Звонок.) .
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окно.)
- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударный гласный в корне, проверяемый ударением.)
- Какие буквы вы написали на месте безударных гласных? Назовите проверочные слова.
IV. Самоопределение к деятельности
- Подберите к каждому слову-отгадке по два имени прилагательных. Запишите словосочетания, поставив вопрос от существительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.
- Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечающие на вопросы какая ? какой ? какое ?
- Какого они рода? Как вы это определили?
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как связаны существительное и прилагательное, поупражняться в определении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 7).
(Коллективная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
- Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе? (Нет, род имён прилагательных определяется только в единственном числе.)
Маленький страус из стран очень жарких
Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.
Но его не обидели, честное слово,
ДобрЫЕ дяденьки рода мужского.
Гулять выводили в любую погоду
ДобрЫЕ тётеньки женского рода.
Страус письмо своей маме послал.
«ДобрЫЕ очень!..» — он в нём написал.
Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,
Не знает, кто же добрЫЕ: тёти или дяди.
Как же мог бедный страус забыть:
У прилагательных во множественном числе
Род нельзя определить!
Упр.9 (с. 7).
— Прочитайте текст.
— Какова тема текста? (На кормушке зимой можно увидеть разных птиц.)
— Определите главную мысль текста. (Зимующие птицы очень красивы. Сделай кормушку для зимующих птиц и сможешь любоваться их красотой.)
— Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте
, определите их число.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик читает словосочетания и называет
окончания имён прилагательных, остальные проверяют с помощью ленты «Светофор»: правильно — зелёный сигнал, ошибка — красный. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова грудки.)
— Запишите в словарик слово семена, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Найдите значение этого слова в толковом словаре.
— Составьте предложение со словом семена.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
Упр.10 (с. 8).
— Прочитайте задание.
— Определите род и число прилагательных. (Все прилагательные в единственном числе. Вопрос какая? и окончания -ая, -яя — показатели женского рода. Вопрос какой? и окончания -ой, -ый, -ий — показатели мужского рода. Вопрос какое? и окончания -ое, -ее — показатели среднего рода.)
— Приведите примеры таких прилагательных. Составьте с ними словосочетания, запишите.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр.11 (с. 8).
— Прочитайте задание.
— Какое умение мы будем отрабатывать при выполнении упражнения? (Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными вроде и числе.)
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют число и в единственном числе — род имён прилагательных. Четыре ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
VIII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр.12 (с. 8).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— За что вы можете похвалить себя?
— Что осталось для вас непонятным?
Домашнее задание
Упр. 13 (с. 9).
Записать в словарик слова электростанция, электоровоз, электричество, электрический, составить с ними предложения.
______________________________
Тема: Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».
Цели:учить составлять текст — описание игрушки; развивать речь.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы записали.
— Какие словосочетания можно составить с невыбранными прилагательными? (Болотная трава, стеклянный кувшин, искусственный мех, злой пёс, праздный интерес, грецкий орех.)
— Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.
— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихи. Назовите в них имена прилагательные.
Малютка мышка
Сейчас я расскажу вам — вы будете смеяться —
Мою малышку мышку даже коты боятся!
Мою малютку мышку
В зелёненьких штанишках!
Боятся львы и тигры, пантеры и гориллы,
Боятся бегемоты и злые крокодилы.
Мою малютку мышку
В зелёненьких штанишках!
Поэтому считаю себя я смелой очень.
Я с мышкою читаю и сплю с ней, между прочим!
С моей малюткой мышкой
В зелёненьких штанишках!
К. Иванова
Лечу куклу
В белом халате
Я у кровати.
Мне не до сна:
Кукла больна.
Кашель у Лины,
В горлышке хрип.
Может, ангина?
Может быть, грипп?
Чаем с малиной
Куклу пою.
Вылечу Лину,
Куклу мою.
П. Образцов
— Что объединяет эти стихи? (Они о любимых игрушках детей.)
— А какие у вас любимые игрушки?
— Что мы будем делать сегодня на уроке? (Описывать свои любимые игрушки.)
— Какие знания и умения нам понадобятся?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 14 (с. 9).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. (Описание.)
— Назовите тему текста. (Игрушечный мишка.)
— Какова его основная мысль? (Старые, невзрачные на вид игрушки часто бывают любимы детьми.)
— Слова какой части речи помогли вам представить медвежонка?
— Расскажите, какой медвежонок.
— Красивый ли был медвежонок?
— Почему же девочка прижимала его к себе?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Далее самостоятельное выполнение грамматических разборов. Три ученика работают у доски.)
— Запишите в словарик слово сейчас, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Что означает это слово? Найдите его значение в толковом словаре.
— Составьте предложение со словом сейчас.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 15 (с. 9).
— Прочитайте задание.
— О чём вы будете писать?
— Из каких частей состоит любой текст? (Из вступления, основной части и заключения.)
— Что вы напишете во вступлении? (Какая игрушка моя самая любимая, как она появилась у меня.)
— На какой вопрос вы будете отвечать в основной части? (Как выглядит игрушка ?)
— Для чего нужно заключение? (Чтобы подвести итог.)
— Составьте небольшой устный рассказ о любимой игрушке. (Заслушиваются три-четыре рассказа. Далее написание сочинения. Самопроверка.)
VII. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке? (Описывать предметы.)
— Какая часть речи нам помогает составлять текст-описание? (Имя прилагательное.)
- Что вам вспомнилось, когда вы описывали любимые игрушки?
- Что бы вы сказали сейчас своей игрушке?
Домашнее задание
Оформить сочинение на листе для выставки.
_____________________________
Тема: Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного.
Цель:учить определять падеж имён прилагательных, изменять прилагательные по падежам.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по вьщеленным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование;
к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Оформление выставки сочинений.)
III. Актуализация знаний
Запись под диктовку
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А. Фет
- Какую картину вы представили?
(Проверка. Учащиеся объясняют написание слов с орфограммами.)
— Разберите слова стекло, душистым по составу.
(Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Найдите в стихотворении, которое вы только что записали, имена существительные. Определите их падеж. (Капли — И. п., (в) стекло — В. п., (от) лип — Р. п., мёдом — Т. п., (к) саду — Д. п., (по)листьям —Д. п.)
- Волнистой линией подчеркните имена прилагательные. От каких слов они зависят?
- В каком падеже стоят имена прилагательные? Как можно это определить? (Ответы детей.)
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять падеж имён прилагательных.)
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над связью имён прилагательных и имён существительных
- Что такое имя прилагательное?
Имя прилагательное «прилагается» к существительному, следует за ним, полностью ему подчиняется.
- Определите род и число существительных и прилагательных в данных словосочетаниях.
Красный мяч, красная лента, красное яблоко, красные маки.
- Сделайте вывод. (Прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное.)
- Какое предположение мы можем сделать? (Падеж имени прилагательного тоже нужно определять по имени существительному.)
2. Работа по учебнику
- Пользуясь таблицей на с. 10, определите падеж имён прилагательных в стихотворении А.А. Фета. (Прилагательные стоят в творительном падеже.)
- В каком падеже стоят существительные, к которым они относятся? (В творительном.)
- Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте вывод.
III. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Все меня топчут, а я всё лучше. (Тропинка.)
Невзрачен, кругл и невелик,
У дверей он жить привык.
Чуть нажмёшь — подымет крик.
Все поймут его язык. (Звонок.) .
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окно.)
- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударный гласный в корне, проверяемый ударением.)
- Какие буквы вы написали на месте безударных гласных? Назовите проверочные слова.
IV. Самоопределение к деятельности
- Подберите к каждому слову-отгадке по два имени прилагательных. Запишите словосочетания, поставив вопрос от существительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.
- Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечающие на вопросы какая ? какой ? какое ?
- Какого они рода? Как вы это определили?
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как связаны существительное и прилагательное, поупражняться в определении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 7).
(Коллективная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
- Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе? (Нет, род имён прилагательных определяется только в единственном числе.)
Маленький страус из стран очень жарких
Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.
Но его не обидели, честное слово,
ДобрЫЕ дяденьки рода мужского.
Гулять выводили в любую погоду
ДобрЫЕ тётеньки женского рода.
Страус письмо своей маме послал.
«ДобрЫЕ очень!..» — он в нём написал.
Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,
Не знает, кто же добрЫЕ: тёти или дяди.
Как же мог бедный страус забыть:
У прилагательных во множественном числе
Род нельзя определить!
Упр.9 (с. 7).
— Прочитайте текст.
— Какова тема текста? (На кормушке зимой можно увидеть разных птиц.)
— Определите главную мысль текста. (Зимующие птицы очень красивы. Сделай кормушку для зимующих птиц и сможешь любоваться их красотой.)
— Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте
, определите их число.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик читает словосочетания и называет
окончания имён прилагательных, остальные проверяют с помощью ленты «Светофор»: правильно — зелёный сигнал, ошибка — красный. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова грудки.)
— Запишите в словарик слово семена, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Найдите значение этого слова в толковом словаре.
— Составьте предложение со словом семена.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
Упр.10 (с. 8).
— Прочитайте задание.
— Определите род и число прилагательных. (Все прилагательные в единственном числе. Вопрос какая? и окончания -ая, -яя — показатели женского рода. Вопрос какой? и окончания -ой, -ый, -ий — показатели мужского рода. Вопрос какое? и окончания -ое, -ее — показатели среднего рода.)
— Приведите примеры таких прилагательных. Составьте с ними словосочетания, запишите.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр.11 (с. 8).
— Прочитайте задание.
— Какое умение мы будем отрабатывать при выполнении упражнения? (Умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными вроде и числе.)
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют число и в единственном числе — род имён прилагательных. Четыре ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
VIII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр.12 (с. 8).
(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— За что вы можете похвалить себя?
— Что осталось для вас непонятным?
Домашнее задание
Упр. 13 (с. 9).
Записать в словарик слова электростанция, электоровоз, электричество, электрический, составить с ними предложения.
______________________________
Тема: Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».
Цели:учить составлять текст — описание игрушки; развивать речь.
Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания, которые вы записали.
— Какие словосочетания можно составить с невыбранными прилагательными? (Болотная трава, стеклянный кувшин, искусственный мех, злой пёс, праздный интерес, грецкий орех.)
— Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.
— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихи. Назовите в них имена прилагательные.
Малютка мышка
Сейчас я расскажу вам — вы будете смеяться —
Мою малышку мышку даже коты боятся!
Мою малютку мышку
В зелёненьких штанишках!
Боятся львы и тигры, пантеры и гориллы,
Боятся бегемоты и злые крокодилы.
Мою малютку мышку
В зелёненьких штанишках!
Поэтому считаю себя я смелой очень.
Я с мышкою читаю и сплю с ней, между прочим!
С моей малюткой мышкой
В зелёненьких штанишках!
К. Иванова
Лечу куклу
В белом халате
Я у кровати.
Мне не до сна:
Кукла больна.
Кашель у Лины,
В горлышке хрип.
Может, ангина?
Может быть, грипп?
Чаем с малиной
Куклу пою.
Вылечу Лину,
Куклу мою.
П. Образцов
— Что объединяет эти стихи? (Они о любимых игрушках детей.)
— А какие у вас любимые игрушки?
— Что мы будем делать сегодня на уроке? (Описывать свои любимые игрушки.)
— Какие знания и умения нам понадобятся?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 14 (с. 9).
— Прочитайте текст.
— Определите тип текста. (Описание.)
— Назовите тему текста. (Игрушечный мишка.)
— Какова его основная мысль? (Старые, невзрачные на вид игрушки часто бывают любимы детьми.)
— Слова какой части речи помогли вам представить медвежонка?
— Расскажите, какой медвежонок.
— Красивый ли был медвежонок?
— Почему же девочка прижимала его к себе?
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Далее самостоятельное выполнение грамматических разборов. Три ученика работают у доски.)
— Запишите в словарик слово сейчас, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Что означает это слово? Найдите его значение в толковом словаре.
— Составьте предложение со словом сейчас.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр. 15 (с. 9).
— Прочитайте задание.
— О чём вы будете писать?
— Из каких частей состоит любой текст? (Из вступления, основной части и заключения.)
— Что вы напишете во вступлении? (Какая игрушка моя самая любимая, как она появилась у меня.)
— На какой вопрос вы будете отвечать в основной части? (Как выглядит игрушка ?)
— Для чего нужно заключение? (Чтобы подвести итог.)
— Составьте небольшой устный рассказ о любимой игрушке. (Заслушиваются три-четыре рассказа. Далее написание сочинения. Самопроверка.)
VII. Рефлексия
(Чтение и анализ нескольких сочинений.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы учились на уроке? (Описывать предметы.)
— Какая часть речи нам помогает составлять текст-описание? (Имя прилагательное.)
- Что вам вспомнилось, когда вы описывали любимые игрушки?
- Что бы вы сказали сейчас своей игрушке?
Домашнее задание
Оформить сочинение на листе для выставки.
_____________________________
Тема: Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного.
Цель:учить определять падеж имён прилагательных, изменять прилагательные по падежам.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по вьщеленным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование;
к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Оформление выставки сочинений.)
III. Актуализация знаний
Запись под диктовку
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А. Фет
- Какую картину вы представили?
(Проверка. Учащиеся объясняют написание слов с орфограммами.)
— Разберите слова стекло, душистым по составу.
(Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
- Найдите в стихотворении, которое вы только что записали, имена существительные. Определите их падеж. (Капли — И. п., (в) стекло — В. п., (от) лип — Р. п., мёдом — Т. п., (к) саду — Д. п., (по)листьям —Д. п.)
- Волнистой линией подчеркните имена прилагательные. От каких слов они зависят?
- В каком падеже стоят имена прилагательные? Как можно это определить? (Ответы детей.)
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять падеж имён прилагательных.)
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над связью имён прилагательных и имён существительных
- Что такое имя прилагательное?
Имя прилагательное «прилагается» к существительному, следует за ним, полностью ему подчиняется.
- Определите род и число существительных и прилагательных в данных словосочетаниях.
Красный мяч, красная лента, красное яблоко, красные маки.
- Сделайте вывод. (Прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное.)
- Какое предположение мы можем сделать? (Падеж имени прилагательного тоже нужно определять по имени существительному.)
2. Работа по учебнику
- Пользуясь таблицей на с. 10, определите падеж имён прилагательных в стихотворении А.А. Фета. (Прилагательные стоят в творительном падеже.)
- В каком падеже стоят существительные, к которым они относятся? (В творительном.)
- Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте вывод.