Файл: Знакомство с учебником Русский язык. Наша речь и наш язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Поставить слово в начальную форму
Исчез
ПРИСТАВКА (пиши слитно)
Да
Нет
Осталась
-
Работа по учебнику
Упр. 286 (с. 132).
— Прочитайте текст.
— Что вас поразило в описании кота?
— Пользуясь памяткой, раскройте скобки и запишите текст. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Какие слова вы написали слитно, а какие—раздельно? Почему?
— Как вы думаете, что могло произойти дальше? (Два-три ученика по желанию рассказывают продолжение
истории.)
— Запишите свой вариант продолжения текста.
Упр. 287 (с. 132).
(Коллективное выполнение по цепочке. Учащиеся читают слово, называют орфограмму, рассказывают правило, говорят, какую букву нужно написать на месте пропуска и почему.)
— Разберите по составу слово прехороший.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Предупредительный диктант
По ночам грохотал гром. Ёжик вслушивался в шум дождя. Лес умывался. Умывались большие деревья, низкие кусты, пеньки.
Летели с юга птицы. Дождь мыл их перышки. По утрам ёжик появлялся на крыше и ожидал вымытых птиц. Ёжик внюхивался в воздух и чувствовал их запах.
VIII. Рефлексия Тестовая работа
1. Найдите ошибку.
1) (у)нёс — слитно
2) (под)одеялом — раздельно
3) (с)лезли — раздельно
4) (за)столом — раздельно
2. Укажите неверное высказывание.
1) Предлог — это отдельное слово.
2) Между предлогом и следующим словом можно вставить вопрос.
3) Все приставки и предлоги отвечают на вопрос кто?
4) Приставка служит для образования новых слов.
3. Приставка по- есть в слове:
1) поджарка 3) повязка
2) поляна 4) посуда
4. Укажите ряд, где во всех словах есть приставки.
1) (за)ехал, (за)дом, (за)гадка
2) (по)езд, (при)нёс, (пре)красный
3) (в)ьюга, (в)лез, (из)вестный
4) (от)летел, на(крыльцо), ис(пуг)
5. Укажите ряд, в котором все слова пишутся раздельно.
1) (за)ехал, (с)лез, (от)нёс
2) (по)тонул, (во)круг, (от)окна
3) (об)рыв, про(кота), из(золота)
4)(к)лицу, (под)замком, (на)окне (Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое приставки? предлоги?
— Как они пишутся со словами?
— Как отличить приставку от предлога?
Домашнее задание
(Задание на карточках.)
— Выпишите из текста шесть слов с приставками ишесть слов с предлогами.
Весенняя битва
Взошёл Апрель на трон весенний,
Надев корону из мимоз.
И зазвенели птичьи трели
В макушках заспанных берёз...
Всё больше солнце разрывает
Перину облаков седых
И ласково нас согревает
В своих объятьях золотых.
Смотрите! Март ещё хлопочет,
В атаку ветер напустив,
Но отступать Апрель не хочет,
Ручьями брата обольстив.
Не могут юноши смириться,
И каждый жаждет власти трон,
Но мудрая Весна-девица
Распорядится меж сторон...
Возьмёт она Апрель за руку,
Сильней прижмёт к себе плечом –
Запахнет праздником пасхальным
И ароматным куличом.
Л. Шишкина
_________________________
Тема: Состав слова
Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне.
Формируемые УУД: п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; моделирование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесениенеобходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие слова с предлогами вы выписали?
— Какие слова с приставками вы выписали?
III. Актуализация знаний
— Запишите слова. Пользуясь памяткой, разберите их по составу. Загадка, приветливые, переехали, причесался.
(Проверка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Назовите части слова, которые служат для связи слов, для образования слов.
— Какую часть слова вы не назвали? Почему? (Корень — это главная часть слова. От неё образуются новые слова.)
— Какие орфограммы корня вы знаете? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Закрепить умение выделять корень в словах, вспомнить, какие орфограммы могут встретиться в корне слова, поупражняться в написании слов с орфограммами в корне.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 288 (с. 133).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения. В ходе работы учитель составляет схему на доске, а учащиеся — в тетрадях.)
ОРФОГРАММЫ В КОРНЕ
Гласные Согласные
1. Безударные гласные согласные,
1. Парные согласные, проверяемые ударением.
2. Непроизносимые в корне.
2. Безударные гласные,не проверяемые ударением
3. Удвоенные согласные в корне
Упр. 289 (с. 133).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ученики по цепочке или фронтально объясняют написание слов с орфограммами.
Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова ячмень.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
Упр.290 (с. 133).
— Прочитайте задание. Как вы его поняли?
— Какой словарь вам может помочь? (Орфографический словарь.)
— Выполните задание, пользуясь словарём в конце учебника. (Самостоятельная работа или в парах в зависимости от уровня
успеваемости класса. На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик. Проверка по образцу, самооценка.)
— Сделайте вывод: как правильно написать безударные гласные в корне слова? (Подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемый гласный стал ударным. Если нет таких слов, посмотреть написание в словаре.)
— Разберите по составу слово лимонный.
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Подчеркните слова, в которых безударные гласные в корне можно проверить.
Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, на каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома огласили окрестность.
(Проверка. Один ученик называет слова, остальные проверяют. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что такое корень слова?
— Какие орфограммы корня мы повторили сегодня?
— Какие вопросы у вас возникли?
Домашнее задание
Составить словарный диктант из 10 слов по теме «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением».
_____________________________
Тема: Состав слова
Цели: закреплять умение правильно писать слова с орфограммами в корне; развивать речь.
Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: слайды с изображением Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата, видеозапись минуты молчания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Работа в парах. Учащиеся по очереди диктуют друг другу слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, которые подобрали дома. Взаимопроверка, взаимооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Счастливый, борс.ка, ро..кий, поз..но, ска..ка, сер..це, со..нце, жира.., доблес.ный, моро...
— На какие группы их можно разделить? (Слова с парными согласными в корне и слова с непроизносимыми согласными в корне.)
— Запишите слова в два столбика, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.
— Допишите ещё по три слова в каждый столбик. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняютих написание.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в написании слов с парными и непроизносимыми согласными в корне.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 292 (с. 134).
— Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (Слова с парными согласными в корне и слова с непроизносимыми согласными в корне.)
— Как проверить написание слов с парными согласными в корне?
— Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне?