Файл: Психодиагностика школьников План лекции.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Психодиагностика школьников

План лекции

Каждая методика позволяет получить один показатель и требует для своего проведения от 5 до 10 мин. Общее время составляет в сумме от 3 до б часов.

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, решает следующие задачи:

Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний

Методика 1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры? И т.д.

2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Далее объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». Ставится двойная вертикальная черта.

2. Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания

S=

где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту;

n—количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график (как для дошкольников)

2. Методика 4. Оценка распределения внимания

2. Методика 5. Оценка переключения внимания

«Запомни и расставь точки»

«Запомни и расставь точки»

3. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Методика 7. Определение объема кратковременной зрительной памяти

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

3. Методика 7. Определение объема кратковременной зрительной памяти

3. Методика 9. Оценка объема кратковременной слуховой памяти

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников

Оценка результатов

4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Методика 13. «Вербальная фантазия» (речевое воображение)

Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следую¬щим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

4. Методика 14. «Рисунок»

4. Методика 15. «Скульптура»

5. Мышление Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

(Правильный ответ — обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).

5. Черешня, груша, слива и яблоко — это ... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).

5. Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

Понятия с одним признаком Понятия с двумя признаками

биг — круглый дис — красный и большой

каб — большой буд — зеленый и большой

сур — красный вар — желтый и маленький

цев — треугольный роз — желтый и большой

бос — квадратный веч — зеленый и маленький

див — средний кир — красный и средний по

размеру

лаг — зеленый зум — желтый и средний по размеру

гур — маленький куд — зеленый и средний по размеру

нич — желтый сим — красный и маленький по размеру

Понятия с тремя признаками

мук — красный, треугольный, маленький

чар — красный, круглый, средний

бек — красный, квадратный, большой

вич — зеленый, треугольный, маленький

сев — зеленый, круглый, средний

бал — зеленый, квадратный, большой

нур — желтый, треугольный, маленький

гон — желтый, круглый, средний

сов — желтый, средний, круглый

Общее время, отводимое на выполнение всего задания (решение 48 примеров), равно 5 минутам. Задание заключается в том, чтобы за это время решить как можно больше примеров.

Сумма баллов, полученных ребенком за правильно решенные в течение 5 минут примеры, является тем показателем, который затем переводится в баллы по стандартизированной 10- балльной шкале.

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

6. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методика 21. Определение понятий

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1.Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2.Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3.Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4.Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5.Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

6. Методика 21. Определение понятий

Оценка результатов

Оценка результатов

Методика 24. Изучение мотивации достижения успехов

Методика аналогична представленной для дошкольников

Анализ результатов:

Описание теста

Ниже приводится описание 11 личностных черт. В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности:

низкий (от 1 до 3 баллов),

средний (от 4 до 7 баллов)

высокий (от 8 до 10 баллов

Черта I. Экстраверсия

8-10 баллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.

от 1 до 3 баллов - как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим.

Черта II. Уверенность в себе

8-10 баллов - уверенный в себе, с низкой тревожностью. от 1 до 3 — неуверенный в себе, легко ранимый.

Черта III. Эмоциональная невозбудимость

8-10 баллов — характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные. от 1 до 3 баллов —представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.

Черта IV. Независимость

8-10 баллов — является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.

1-3 балла - проявляет склонность к риску, беспечность.

Черта V. Благоразумие

8-10 баллов говорят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности. 1-3 балла - о склонности к риску, беспечности

Черта VI. Добросовестность

8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребенка. 1-3 балла — явля¬ются признаком недобросовестности, безответственности.

Черта VII. Смелость

8-10 баллов — имеют смелые, решительные дети. 1-3 балла — имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.

Черта VIII. Практичность

8-10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, нереалистичности ребенка. 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя.

Черта IX. Оптимизм

Ребенок, имеющий высокую оценку — 8-10 баллов, по данной шкале легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.

Ребенок с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается.

Черта X. Самоконтроль

Высокие баллы (8-10) по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать свое поведение.

Низкие баллы (1 -3) по этой же черте личности являются признаком неумения контролировать свое поведение.

Черта XI. Невозмутимость

Ребенок с высокими значениями (8-10 баллов) по данной шкале отличается повышенной нервной напряженностью.

Ребенок с низкой оценкой (1-3 балла), как правило, спокоен и невозмутим.

1.Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.

2.Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?

а) очень,

б) не очень,

в) совершенно замкнутый.

3.Общителен ли ваш ребенок с детьми?

а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,

б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,

в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.

Оценка результатов

С помощью данной методики проверяется способность ребенка производить умственные арифметические действия с числами и дробями разного типа: простыми и десятичными, а также со сложными, дробно-целыми числами.

Общее время, отводимое на выполнение всего задания (решение 48 примеров), равно 5 минутам. Задание заключается в том, чтобы за это время решить как можно больше примеров.

Сумма баллов, полученных ребенком за правильно решенные в течение 5 минут примеры, является тем показателем, который затем переводится в баллы по стандартизированной 10- балльной шкале.


0,8

0,1
  • 5 + 2 = 7
  • 2.4 +5 = 9
  • 3.6-2 = 4

25. 0,83 + 0,12=0,95

26 . 0,47 + 0,35 = 0,82

27. 0,22-0,13 = 0,09

0,7

3,2

0,2

4. 9 - 6 = 3

5. 3х 2 = 6

6. 2х 4 = 8
  • 0,87 - 0,43 = 0,44
  • 29.0,22 х 0,1 = 0,022
  • 30.0,15 х 0,2 = 0,03

0,8

0,2
  • 9:3 = 3
  • 6:2 = 3
  • 9.10 + 6 = 16

31. 0,21:0,1 = 2,1 8.
  • 0,48:0,24 = 2,0
  • 33.1/4 + 1/4 = 1/2

0,8

0,3
  • 12 + 4=16
  • 16-4=12
  • 19 -7 = 12

34.1/4 + 2/4 = ¾

35.3/5+1/8 = 29/40

36. 9/16 - 5/16 = 1/4

0,9

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

  • Методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления.
  • Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени.
  • Ниже приведены описания девяти таких заданий, вслед за которыми в скобках указано количество баллов, которое получает ребенок, решив данную задачу за 1 мин. Всего на эксперимент отводится 9 мин (по минуте на задачу).

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

  • Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трех квадратов одного цвета (0,3 балла).
  • Задание 2. На любой из граней кубика собрать-два столбца или две строки из квадратов одного и того же цвета (0,5 балла).
  • Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного и того же цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков (0,7 балла).

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

  • равно 10, то его наглядно-действенное мышление считается очень высоко развитым.
  • Если в процессе решения всех задач ребенок за отведенное время в сумме набрал от 4,8 до 8,0 баллов, то его мышление считается высокоразвитым.
  • Если общая сумма баллов, набранных ребенком, оказалась в пределах от 1,5 до 3,5 баллов, то его наглядно-действенное мышление рассматривается как среднеразвитое, а сам он — подготовленным к обучению в школе.
  • Если общая сумма баллов, набранных ребенком, не превысила 0,8 балла, то его наглядно-действенное мышление считается слаборазвитым, а сам он по данному параметру не готов к обучению в школе.

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

  • 10 баллов - наглядно-действенное мышление считается очень высоко развитым.
  • от 4,8 до 8,0 баллов, то его мышление считается высокоразвитым.
  • от 1,5 до 3,5 баллов, то его наглядно-действенное мышление рассматривается как среднеразвитое, а сам он — подготовленным к обучению в школе.
  • не превысила 0,8 балла, то его наглядно-действенное мышление считается слаборазвитым, а сам он по данному параметру не готов к обучению в школе.
Методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно- образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл

6. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методика 21. Определение понятий

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1.Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2.Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3.Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4.Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5.Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?»

6. Методика 21. Определение понятий

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово. В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом, которые были использованы в только что описанной методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда — «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения».

Оценка результатов

  • 10 баллов - правильно нашел значения от 40 до 50 слов.
  • 8-9 баллов - правильно отыскал значения от 30 до 40 слов.
  • 6-7 баллов - смог правильно найти значение от 20 до 30 слов.
  • 4-5 баллов - правильно объединил в группы от 10 до 20 слов.
  • 3-0 баллов -удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов.
Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
  • Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе.

Фиксируемые признаки речи

Частота их употребления

Оценка результатов

  • 10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
  • В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
  • 6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
  • 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
  • 2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.
  • 0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Методика 24. Изучение мотивации достижения успехов

Методика аналогична представленной для дошкольников


Отдельный +

Смешанный -

Анализ результатов:

1-й случай. Обе потребности достаточно сильно развиты. Можем констатировать наличие выраженного конфликта между двумя противоположно направленными и достаточно сильными мотивационными тенденциями: стремлением к успехам и боязнью неудач. Ребенку, которому свойствен этот конфликт мотивов, будет трудно принимать решения в социальных ситуациях, связанных с возможными успехами или не менее вероятными неудачами. Он будет сильно эмоционально переживать такие ситуации, проявляя при этом нерешительность в действиях. 2-й случай. Обе потребности — стремление к успехам и боязнь неудач — у ребенка относительно слабо развиты. В этом случае в соответствующих социальных ситуациях какие-либо выраженные эмоциональные переживания у него будут, скорее всего, отсутствовать, и к своим успехам, равно как и к неудачам, он будет относиться безразлично.
3-й случай. Потребность в достижении успехов развита у ребенка в гораздо большей степени, чем боязнь неудач. Такой ребенок будет постоянно стремиться брать на себя трудные задания, рисковать, соревноваться с другими людьми, демонстрировать свои достижения, не обращать особого внимания на неудачи и ожидать положительной оценки со стороны окружающих людей. У него, скорее всего, обнаружатся завышенный уровень притязаний, неадекватная, завышенная самооценка и сравнительно низкая тревожность, сопровождаемые некритичностью в оценке своих поступков. 4-й случай. Боязнь неудачи достаточно сильно развита и очевидно преобладает над стремлением к успехам. Такой ребенок будет вести себя противоположным образом по сравнению с тем, который был описан в третьем случае. Он, напротив, чаще всего будет стремиться брать на себя простые задачи, сильно переживать по поводу своих неудач и гораздо меньше внимания обращать на успехи. Вероятнее всего, у него обнаружатся заниженный уровень притязаний, неадекватная, заниженная самооценка и повышенный уровень личностной тревожности. Данная методика являющейся оригинальной и специально разработанной для детей дошкольного и младшего школьного возраста, представляет собой адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта 16-факторного личностного теста Р. Кеттела.

Описание теста

Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая черта (фактор) может быть как положительной, так и отрицательной, например: «интеллектуальная развитость — интеллектуальная неразвитость», причем полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла.

Ниже приводится описание 11 личностных черт. В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности:

низкий (от 1 до 3 баллов),

средний (от 4 до 7 баллов)

высокий (от 8 до 10 баллов

Черта I. Экстраверсия

8-10 баллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.

от 1 до 3 баллов - как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим.

Черта II. Уверенность в себе

8-10 баллов - уверенный в себе, с низкой тревожностью. от 1 до 3 — неуверенный в себе, легко ранимый.

Черта III. Эмоциональная невозбудимость


8-10 баллов — характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные. от 1 до 3 баллов —представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.

Черта IV. Независимость

8-10 баллов — является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.

1-3 балла - проявляет склонность к риску, беспечность.

Черта V. Благоразумие

8-10 баллов говорят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности. 1-3 балла - о склонности к риску, беспечности

Черта VI. Добросовестность

8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребенка. 1-3 балла — явля¬ются признаком недобросовестности, безответственности.

Черта VII. Смелость

8-10 баллов — имеют смелые, решительные дети. 1-3 балла — имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.

Черта VIII. Практичность

8-10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, нереалистичности ребенка. 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя.

  • Вопросник по детскому варианту теста Кеттела содержит 110 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с другими людьми. Вопросник разделен на две части по 55 суждений-вопросов в каждой. Все одиннадцать шкал вопросника содержат по 10 суждений (5 в каждой части), и значимый ответ на каждое суждение оценивается в 1 балл. Сумма баллов, полученных по каждой шкале, с помощью соответствующих таблиц переводится в оценки по 10-балльной шкале.
  • Существуют варианты для мальчиков и для девочек
  • Крайние оценки — 1 и 10 баллов — на практике встречаются редко и представляют собой экстремальные, чрезмерно акцентуированные черты личности.
  • «Дорогие ребята! Мы с помощью данной методики проводим изучение вашего характера и для этого предлагаем вам ответить на ряд вопросов. На эти вопросы не существует «правильных» или «неправильных» ответов, все они с точки зрения ценности одинаковые. Каждый из вас должен будет выбрать для себя наиболее подходящий ответ. Все вопросы состоят из двух частей, разделенных Союзом «или». Познакомившись с вопросом, вы должны будете выбрать ответ, который вам больше всего подходит. В опросном листе против номера каждого вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части суждения и его правой части. Поставьте, пожалуйста, крестик в том из квадратиков, который по расположению соответствует выбранному вами ответу, т.е. справа или слева. В некоторых вопросах может не быть ответов, точно подходящих для вас. Тогда нужно немного подумать и все же выбрать из двух возможных тот ответ, который больше для вас под-ходит. Пропускать вопросы или не выбирать один из двух предложенных ответов не разрешается».