ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний
Методика 1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
6. Какой у тебя номер дома и квартиры? И т.д.
2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания
2. Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания
где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;
N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту;
n—количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
По полученным результатам строится график (как для дошкольников)
2. Методика 4. Оценка распределения внимания
2. Методика 5. Оценка переключения внимания
Методика 7. Определение объема кратковременной зрительной памяти
3. Методика 7. Определение объема кратковременной зрительной памяти
3. Методика 9. Оценка объема кратковременной слуховой памяти
Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников
4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Методика 13. «Вербальная фантазия» (речевое воображение)
Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следую¬щим признакам:
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность, оригинальность образов.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов.
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
(Правильный ответ — обедают и ужинают).
3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).
4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).
5. Черешня, груша, слива и яблоко — это ... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).
5. Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах
Понятия с одним признаком Понятия с двумя признаками
биг — круглый дис — красный и большой
каб — большой буд — зеленый и большой
сур — красный вар — желтый и маленький
цев — треугольный роз — желтый и большой
бос — квадратный веч — зеленый и маленький
див — средний кир — красный и средний по
лаг — зеленый зум — желтый и средний по размеру
гур — маленький куд — зеленый и средний по размеру
нич — желтый сим — красный и маленький по размеру
мук — красный, треугольный, маленький
чар — красный, круглый, средний
бек — красный, квадратный, большой
вич — зеленый, треугольный, маленький
сев — зеленый, круглый, средний
бал — зеленый, квадратный, большой
нур — желтый, треугольный, маленький
гон — желтый, круглый, средний
сов — желтый, средний, круглый
5. Методика 19. «Кубик Рубика»
5. Методика 19. «Кубик Рубика»
5. Методика 19. «Кубик Рубика»
5. Методика 19. «Кубик Рубика»
6. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Методика 21. Определение понятий
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1.Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2.Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
3.Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4.Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5.Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:
6. Методика 21. Определение понятий
Методика 24. Изучение мотивации достижения успехов
Методика аналогична представленной для дошкольников
от 1 до 3 баллов - как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим.
Черта III. Эмоциональная невозбудимость
1-3 балла - проявляет склонность к риску, беспечность.
Ребенок с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается.
Ребенок с низкой оценкой (1-3 балла), как правило, спокоен и невозмутим.
1.Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.
2.Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?
3.Общителен ли ваш ребенок с детьми?
а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,
б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,
в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.
3. Методика 9. Оценка объема кратковременной слуховой памяти
- Оценка объема кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей производится при помощи той же самой методики
- В связи с тем, что средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объем кратковременной Памяти ребенка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии с вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.
Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников
Оценка результатов
- 10 баллов - 8 и более единиц. (10-12 лет). 10 баллов – (6 до 9 лет) - 7-8 единиц.
- 8 баллов (6 до 9 лет) - 5 или 6 единицам. 8 —(от 10 до 12 лет) - 6-7 единицам.
- 4 балла (6-9-летний ребенок) - 3-4 единицы. в 10-12 лет - 4-5 единицам.
- 2 балла (6-9-летнего) – 1-2 единицы. от 10 до 12 лет в случае - 2-3 единицам.
- В 0 баллов (6-9-летнего ребенка), имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12- летний - 0-1 единице.
- Этот вид памяти проверяется способом, близким к ранее описанным. Ребенку с интервалом в 1 сек поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
После прослушивания каждого из наборов слов испытуемому примерно через 5 сек после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 сек между отдельными
В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами
Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие — высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 сек. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.
- Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил.
- Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти ребенка на ее основе, равно как и на основе аналогичной методики для оценки зрительной оперативной памяти, которая была описана ранее, не делаются. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных детей и у одних и тех же детей при их повторном обследовании
- Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова:
- «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».
- Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
- Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.
- После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения.
- Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
- Оценка результатов
- За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное — в 0 баллов. Максимум – 10 баллов
- Ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда.
- После каждого очередного повторения определяется количество слов из ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения.
- Для запоминания ребенку предлагается на выбор один из следующих наборов слов:
- 1. Дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол.
- 2. Кот, ручка, синий, плохо, яблоко, пол, слабый, вилка, лампа, карандаш.
- 3. Кукла, ложка, красный, машина, высоко, кисть, мама, книга, курица.
- 4. Собака, окно, цветок, ковер низкий, конверт, небо, буква, сон.
- 5. Часы, ветер, рыба, звезда, слон, конфета, бумага, стул, веревка.
- Число повторных предъявлений ряда и последующих попыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. С каждой попыткой воспроизведения соотносится число правильно воспроизведенных слов, а полученные в итоге данные представляются в виде графика заучивания
- 10 баллов — ребенок сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все десять слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти.
- 8-9 баллов — ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за шесть повторений.
- 6-7 баллов — за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.
- 4-5 баллов — за шесть повторений ряда ребенок сумел верно воспроизвести 4-6 слов.
- 2-3 балла — за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно вспомнить только 2-3 слова.
- 0-1 балл — за шесть повторений ребенок сумел воспроизвести всего лишь 1 слово или не вспомнил ни одного.
4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Методика 13. «Вербальная фантазия» (речевое воображение)
Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:
Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следую¬щим признакам:
1. Скорость процессов воображения.
2. Необычность, оригинальность образов.
3. Богатство фантазии.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов.
0 | 1 | 2 | |
1.Скорость процессов воображения | |||
2.Необычность, оригинальность образов | |||
3.Богатство фантазии (разнообразие образов) | |||
4.Глубина и проработанность (детализированность) образов | |||
5.Впечатлительность, эмоциональность образов |
4. Методика 14. «Рисунок»
- В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 мин.
- Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.
- О баллов ставится тогда, когда данный признак в рисунке практически отсутствует. 1 балл рисунок получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рисунок зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.
4. Методика 15. «Скульптура»
- Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
- Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.
- 0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
- 2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
- 4-5 баллов- если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
- 6-7 баллов - если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
- 8-9 баллов - когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
- 10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
5. Мышление Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах
Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах — это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
(Правильный ответ — обедают и ужинают).
3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).
4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).
5. Черешня, груша, слива и яблоко — это ... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).
5. Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах
За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Если у нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно то допускается ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Описанная методика годится в основном для психодиагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале. Методика представляет собой набор плоскостных фигур — квадратов, треугольников и кругов — трех разных цветов (красный, желтый, зеленый — возможны и другие их комбинации) и трех различных размеров. Признаки этих фигур: форма, цвет и величина — образуют трехбуквенные искусственные понятия, не имеющие смысла на родном языке ребенка. Как видно из приведенных списков, в предложенные искусственные понятия входят от одного до трех различных признаков. Фигуры соответствующего размера, формы и цвета (всего 27 фигур с разными признаками) вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются на квадратные картонные карточки размером 8x8 см. В данном эксперименте используются следующие искусственные понятия:Понятия с одним признаком Понятия с двумя признаками
биг — круглый дис — красный и большой
каб — большой буд — зеленый и большой
сур — красный вар — желтый и маленький
цев — треугольный роз — желтый и большой
бос — квадратный веч — зеленый и маленький
див — средний кир — красный и средний по
размеру
лаг — зеленый зум — желтый и средний по размеру
гур — маленький куд — зеленый и средний по размеру
нич — желтый сим — красный и маленький по размеру
Понятия с тремя признаками
мук — красный, треугольный, маленький
чар — красный, круглый, средний
бек — красный, квадратный, большой
вич — зеленый, треугольный, маленький
сев — зеленый, круглый, средний
бал — зеленый, квадратный, большой
нур — желтый, треугольный, маленький
гон — желтый, круглый, средний
сов — желтый, средний, круглый
Перед ребенком в произвольном порядке рядом друг с другом раскладываются карточки с цветными фигурами на них таким образом, чтобы все эти карточки ребенок мог одновременно видеть и изучать. По команде экспериментатора испытуемый в соответствии с полученным от экспериментатора заданием начинает искать задуманное им понятие. Экспериментатор подтверждает или отрицает наличие искомого признака (признаков) понятия. На одну задачу – 3 минуты. Задумав понятие, экспериментатор сообщает испытуемому трехбуквенное название данного понятия и количество признаков, которое оно содержит. Испытуемому предлагается самостоятельно найти эти признаки, отобрав из предложенного набора карточек с фигурами те, которые содержат эти признаки, и назвать само понятие, определив его через найденные признаки.- Оценка результатов
- 10 баллов, если он полностью самостоятельно, без подсказок, сумел за отведенное время с первой попытки решить все три задачи,
- 8-9 баллов - за отведенное время он решил все три задачи, но ему для этого понадобилось более трех попыток, больше 9 мин. и одна-две подсказки.
- 6-7 баллов больше трех попыток и получить как минимум две-три подсказки при решении первой и второй задач, а с третьей он не справился даже после двух попыток и получения всех подсказок.
- 4-5 баллов ребенок с трудом, больше чем за две попытки решил первые две задачи (поиск и определение понятий с одним и двумя признаками), а третью задачу не решил.
- 2-3 балла - после двух попыток и подсказок он справился только с первой задачей, а вторую и третью не решил.
- 0-1 балл — тот случай, когда после всех попыток и подсказок ребенок не смог решить ни одной задачи.