Файл: Психодиагностика школьников План лекции.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Психодиагностика школьников

План лекции

Каждая методика позволяет получить один показатель и требует для своего проведения от 5 до 10 мин. Общее время составляет в сумме от 3 до б часов.

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, решает следующие задачи:

Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний

Методика 1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры? И т.д.

2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Далее объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». Ставится двойная вертикальная черта.

2. Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания

S=

где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту;

n—количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график (как для дошкольников)

2. Методика 4. Оценка распределения внимания

2. Методика 5. Оценка переключения внимания

«Запомни и расставь точки»

«Запомни и расставь точки»

3. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Методика 7. Определение объема кратковременной зрительной памяти

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

3. Методика 7. Определение объема кратковременной зрительной памяти

3. Методика 9. Оценка объема кратковременной слуховой памяти

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников

Оценка результатов

4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Методика 13. «Вербальная фантазия» (речевое воображение)

Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следую¬щим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

4. Методика 14. «Рисунок»

4. Методика 15. «Скульптура»

5. Мышление Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

(Правильный ответ — обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).

5. Черешня, груша, слива и яблоко — это ... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).

5. Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

Понятия с одним признаком Понятия с двумя признаками

биг — круглый дис — красный и большой

каб — большой буд — зеленый и большой

сур — красный вар — желтый и маленький

цев — треугольный роз — желтый и большой

бос — квадратный веч — зеленый и маленький

див — средний кир — красный и средний по

размеру

лаг — зеленый зум — желтый и средний по размеру

гур — маленький куд — зеленый и средний по размеру

нич — желтый сим — красный и маленький по размеру

Понятия с тремя признаками

мук — красный, треугольный, маленький

чар — красный, круглый, средний

бек — красный, квадратный, большой

вич — зеленый, треугольный, маленький

сев — зеленый, круглый, средний

бал — зеленый, квадратный, большой

нур — желтый, треугольный, маленький

гон — желтый, круглый, средний

сов — желтый, средний, круглый

Общее время, отводимое на выполнение всего задания (решение 48 примеров), равно 5 минутам. Задание заключается в том, чтобы за это время решить как можно больше примеров.

Сумма баллов, полученных ребенком за правильно решенные в течение 5 минут примеры, является тем показателем, который затем переводится в баллы по стандартизированной 10- балльной шкале.

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

6. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методика 21. Определение понятий

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1.Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2.Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3.Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4.Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5.Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

6. Методика 21. Определение понятий

Оценка результатов

Оценка результатов

Методика 24. Изучение мотивации достижения успехов

Методика аналогична представленной для дошкольников

Анализ результатов:

Описание теста

Ниже приводится описание 11 личностных черт. В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности:

низкий (от 1 до 3 баллов),

средний (от 4 до 7 баллов)

высокий (от 8 до 10 баллов

Черта I. Экстраверсия

8-10 баллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.

от 1 до 3 баллов - как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим.

Черта II. Уверенность в себе

8-10 баллов - уверенный в себе, с низкой тревожностью. от 1 до 3 — неуверенный в себе, легко ранимый.

Черта III. Эмоциональная невозбудимость

8-10 баллов — характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные. от 1 до 3 баллов —представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.

Черта IV. Независимость

8-10 баллов — является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.

1-3 балла - проявляет склонность к риску, беспечность.

Черта V. Благоразумие

8-10 баллов говорят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности. 1-3 балла - о склонности к риску, беспечности

Черта VI. Добросовестность

8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребенка. 1-3 балла — явля¬ются признаком недобросовестности, безответственности.

Черта VII. Смелость

8-10 баллов — имеют смелые, решительные дети. 1-3 балла — имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.

Черта VIII. Практичность

8-10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, нереалистичности ребенка. 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя.

Черта IX. Оптимизм

Ребенок, имеющий высокую оценку — 8-10 баллов, по данной шкале легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.

Ребенок с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается.

Черта X. Самоконтроль

Высокие баллы (8-10) по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать свое поведение.

Низкие баллы (1 -3) по этой же черте личности являются признаком неумения контролировать свое поведение.

Черта XI. Невозмутимость

Ребенок с высокими значениями (8-10 баллов) по данной шкале отличается повышенной нервной напряженностью.

Ребенок с низкой оценкой (1-3 балла), как правило, спокоен и невозмутим.

1.Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.

2.Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?

а) очень,

б) не очень,

в) совершенно замкнутый.

3.Общителен ли ваш ребенок с детьми?

а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,

б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,

в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.

Оценка результатов

Психодиагностика школьников

План лекции

  • Особенности психодиагностики младших школьников
  • Оценка готовности к школе
  • Методы оценки внимания
  • Методы диагностики памяти
  • Методы изучения воображения
  • Методы психодиагностики мышления
  • Методики оценки уровня речевого развития
  • Методы изучения личности и межличностных отношений
  • К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития: интеллектуального, морального и межперсонального. Имеющиеся эмпирические данные о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития (психологический возраст) находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста.
  • Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны, прежде всего, по уровню произвольной регуляции поведения. Ограничения относятся к тестам изучения мышления, личности и межличностных отношений. Большинство используемых в практике в настоящее время интеллектуальных тестов для взрослых людей преимущественно оценивают уровень развития словесно-логического мышления, формирование, которого завершается только к подростковому возрасту
  • Детский и взрослый тест Кеттела и Векслера
  • система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу, а также учащихся начальных классов (с первого по четвертый включительно).
  • Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

    1. Общая ориентация детей в окружающем мире.

    2. Отношение ребенка к обучению в школе.

    3. Внимание.

    4. Память.

    5. Мышление.

    6. Речь.

    7. Художественно-изобразительные способности.

    8. Трудовые умения и навыки.

    9. Мотивация достижения успехов.

    10. Личностные качества.

    11. Межличностные отношения.


Каждая методика позволяет получить один показатель и требует для своего проведения от 5 до 10 мин. Общее время составляет в сумме от 3 до б часов.

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, решает следующие задачи:

  • 1. Выясняется, как развивается данный ребенок.
  • 2. Своевременно выявляются имеющиеся у него задатки и способности.
  • 3. Выясняются причины отставания ребенка в учебе или причины плохого воспитания.
  • 4. Предложение ребенку, учителям и родителям научно обоснованных рекомендаций по выбору и подготовке к будущей профессии.

Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний

Методика 1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

Методика предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов.

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры? И т.д.

  • Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
  • Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе
  • Правильный ответ - 1 балл (достаточно развернутый, вполне убедительный)
  • Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла.
  • С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.
  • 1. Хочешь ли ты пойти в школу?
  • 2. Зачем нужно ходить в школу?
  • 3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)
  • 4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
  • 5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
  • 6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
  • 7. Что такое домашние задания?
  • 8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
  • 9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
  • 10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Далее объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». Ставится двойная вертикальная черта.

2. Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался эксперимент. Также определяется количество Продуктивность и устойчивость внимания ребенка определяются по формуле:

S=

где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту;

n—количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график (как для дошкольников)

2. Методика 4. Оценка распределения внимания

Инструкция и стимул аналогичны предыдущей методике с кольцами Ландольта. Однако в данном случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.
  • Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.

2. Методика 5. Оценка переключения внимания

  • Здесь предлагается такой же бланк с кольцами Ландольта, как и в других предыдущих случаях, но в сопровождении несколько иной инструкции:
  • «В течение первой минуты вы должны будете находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты — кольца другого типа (с иной ориентацией места разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут».
  • Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в других предыдущих методиках.
  • Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов нижняя его граница — 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Для старших дошкольников и младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей. Так, для 3-4-летних детей - 3-4 единицы
  • 4-5-летних — 4-5 единиц
  • 5-6-летних — 5-6 единиц.
  • Примерно на последнем из указанных уровней средний объем внимания остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к III—IV классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.

«Запомни и расставь точки»

  • Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
  • Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек)

«Запомни и расставь точки»

  • В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:
  • 10 баллов — объем внимания, равный 6 единицам и выше.
  • 8-9 баллов — объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
  • 4-7 баллов — объем внимания, равный 2-3 единицам.
  • 0-3 балла — объем внимания меньше 2 единиц.
  • Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.

  • Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в III—V классах, то она рассматривается как находящаяся несколько ниже нормы.
  • Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, — слишком низкими.
  • Наконец, если дети получают 0-3 балла, то по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

3. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Методика 7. Определение объема кратковременной зрительной памяти

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно. Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

3. Методика 7. Определение объема кратковременной зрительной памяти

  • Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит ее основным показателем.
  • Ребенку последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.
  • Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в мин на число ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.
  • Практически по всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.
  • Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.
  • первому набору из шести треугольников в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1, 3, 8, 12, 14, 16; второму набору — 2, 7,15, 18,19, 21; третьему набору - 4, 6,10,11,17, 24; четвертому набору - 5, 9,13, 20, 22, 23.