Файл: Психодиагностика школьников План лекции.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Психодиагностика школьников

План лекции

Каждая методика позволяет получить один показатель и требует для своего проведения от 5 до 10 мин. Общее время составляет в сумме от 3 до б часов.

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного далее комплекса методик, решает следующие задачи:

Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний

Методика 1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры? И т.д.

2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания

Далее объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». Ставится двойная вертикальная черта.

2. Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания

S=

где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту;

n—количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график (как для дошкольников)

2. Методика 4. Оценка распределения внимания

2. Методика 5. Оценка переключения внимания

«Запомни и расставь точки»

«Запомни и расставь точки»

3. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Методика 7. Определение объема кратковременной зрительной памяти

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

3. Методика 7. Определение объема кратковременной зрительной памяти

3. Методика 9. Оценка объема кратковременной слуховой памяти

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников

Оценка результатов

4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Методика 13. «Вербальная фантазия» (речевое воображение)

Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следую¬щим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

4. Методика 14. «Рисунок»

4. Методика 15. «Скульптура»

5. Мышление Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

(Правильный ответ — обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).

5. Черешня, груша, слива и яблоко — это ... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).

5. Методика 16. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

Понятия с одним признаком Понятия с двумя признаками

биг — круглый дис — красный и большой

каб — большой буд — зеленый и большой

сур — красный вар — желтый и маленький

цев — треугольный роз — желтый и большой

бос — квадратный веч — зеленый и маленький

див — средний кир — красный и средний по

размеру

лаг — зеленый зум — желтый и средний по размеру

гур — маленький куд — зеленый и средний по размеру

нич — желтый сим — красный и маленький по размеру

Понятия с тремя признаками

мук — красный, треугольный, маленький

чар — красный, круглый, средний

бек — красный, квадратный, большой

вич — зеленый, треугольный, маленький

сев — зеленый, круглый, средний

бал — зеленый, квадратный, большой

нур — желтый, треугольный, маленький

гон — желтый, круглый, средний

сов — желтый, средний, круглый

Общее время, отводимое на выполнение всего задания (решение 48 примеров), равно 5 минутам. Задание заключается в том, чтобы за это время решить как можно больше примеров.

Сумма баллов, полученных ребенком за правильно решенные в течение 5 минут примеры, является тем показателем, который затем переводится в баллы по стандартизированной 10- балльной шкале.

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

5. Методика 19. «Кубик Рубика»

6. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методика 21. Определение понятий

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1.Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2.Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3.Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4.Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5.Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

6. Методика 21. Определение понятий

Оценка результатов

Оценка результатов

Методика 24. Изучение мотивации достижения успехов

Методика аналогична представленной для дошкольников

Анализ результатов:

Описание теста

Ниже приводится описание 11 личностных черт. В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности:

низкий (от 1 до 3 баллов),

средний (от 4 до 7 баллов)

высокий (от 8 до 10 баллов

Черта I. Экстраверсия

8-10 баллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.

от 1 до 3 баллов - как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим.

Черта II. Уверенность в себе

8-10 баллов - уверенный в себе, с низкой тревожностью. от 1 до 3 — неуверенный в себе, легко ранимый.

Черта III. Эмоциональная невозбудимость

8-10 баллов — характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные. от 1 до 3 баллов —представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.

Черта IV. Независимость

8-10 баллов — является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.

1-3 балла - проявляет склонность к риску, беспечность.

Черта V. Благоразумие

8-10 баллов говорят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности. 1-3 балла - о склонности к риску, беспечности

Черта VI. Добросовестность

8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребенка. 1-3 балла — явля¬ются признаком недобросовестности, безответственности.

Черта VII. Смелость

8-10 баллов — имеют смелые, решительные дети. 1-3 балла — имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.

Черта VIII. Практичность

8-10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, нереалистичности ребенка. 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя.

Черта IX. Оптимизм

Ребенок, имеющий высокую оценку — 8-10 баллов, по данной шкале легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.

Ребенок с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается.

Черта X. Самоконтроль

Высокие баллы (8-10) по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать свое поведение.

Низкие баллы (1 -3) по этой же черте личности являются признаком неумения контролировать свое поведение.

Черта XI. Невозмутимость

Ребенок с высокими значениями (8-10 баллов) по данной шкале отличается повышенной нервной напряженностью.

Ребенок с низкой оценкой (1-3 балла), как правило, спокоен и невозмутим.

1.Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.

2.Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?

а) очень,

б) не очень,

в) совершенно замкнутый.

3.Общителен ли ваш ребенок с детьми?

а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,

б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,

в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.

Оценка результатов

Черта IX. Оптимизм

Ребенок, имеющий высокую оценку — 8-10 баллов, по данной шкале легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.

Ребенок с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается.

Черта X. Самоконтроль

Высокие баллы (8-10) по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать свое поведение.

Низкие баллы (1 -3) по этой же черте личности являются признаком неумения контролировать свое поведение.

Черта XI. Невозмутимость

Ребенок с высокими значениями (8-10 баллов) по данной шкале отличается повышенной нервной напряженностью.

Ребенок с низкой оценкой (1-3 балла), как правило, спокоен и невозмутим.

  • Каждая черта личности на шаблоне обозначена цифрой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Затем все баллы, полученные по 1-й и 2-й части опросника, суммируются для каждой черты личности. Полученная сумма баллов является предварительной оценкой черты личности. Она записывается в нижней части бланка для ответов (табл. 9) против соответствующей черты личности.
  • Каждая такая оценка далее переводится в стандартную 10- балльную, путем соотнесения ее с нормативными данными, представленными в виде таблиц, различных для детей разного пола и возраста (8-10 лет и 11-12 лет). В соответствующей полу и возрасту испытуемого таблице находят для каждой черты личности интервал, который включает предварительные оценки, и соотносят их со значением нормативов, обозначенных в первой строке таблицы. Каждый из них и есть окончательная, или шкальная, оценка, выраженная в единицах 10-балльной шкалы.
Данная анкета представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей, поступающих в школу, и у младших школьников, а также их взаимоотнощений с окружающими людьми.

1.Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.

2.Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?

а) очень,

б) не очень,

в) совершенно замкнутый.

3.Общителен ли ваш ребенок с детьми?

а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,

б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,

в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.



Оцениваемые качества личности

Пункты анкеты

Оценка результатов

Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:
  • 10 баллов — выбор для ответа пункта «а».
  • 5 баллов — выбор из ответа пункта «б».
  • 1 балл — выбор для ответа пункта «в».
  • Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.