Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационная сущность правовых задач и особенности их постановки и решения с использованием ит вопрос Подходы к использованию компьютерных технологий в юриспруденции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формальные ссылки, не определяя характера взаимосвязи, позволяют, тем не менее, перейти из текста просматриваемого документа в упоминаемый в нем документ.

«Эталон» - справочная правовая система НЦПИ при Министерстве юстиции РФ).

«Система» – справочная правовая система НТЦ «Система» при
ФАПСИ.

«Гарант» – справочная правовая система НПП «Гарант
Сервис»; «Консультант Плюс» – справочная правовая система АО
«Консультант Плюс».

«Кодекс» – справочная правовая система ЦКР «Кодекс».
Вопросы темы:
1.
Задачи поиска правовой информации.
2.
Справочные правовые системы.
3.
Основные свойства и параметры СПС.
4.
Проблема юридической обработки информации в СПС.
5.
Критерии выбора СПС.
Вопрос 1. Задачи поиска правовой информации.
Одним из важных вопросов при решении задач в области юриспруденции является поиск нормативной и ненормативной документированной информации, связанной с решаемой проблемой.
Поиск нужных документов осложнен несколькими факторами:

постоянным ростом количества документов, которые непрерывно образуются в результате правотворческой и правоприменительной деятельности;

местные и ведомственные нормативные документы не печатаются в центральной прессе, поэтому трудно отследить их обновление или изменение;

вхождением России в международное информационное пространство требует знания законодательства зарубежных стран и международных соглашений;

позитивной избыточностью правовой информации, которая повторяет одну и ту же информацию в разных актах. Например, право на информацию встречается и в Конституции РФ и в законе «Об информации»;

негативной избыточность правовой информации, связанной с недоработкой правовых документов. Негативная избыточность возникает в тех случаях, когда в разных нормативных документах одинаковые термины описываются по-разному. Например, в одном документе используется открытый список примеров (присутствуют слова «и др.»), а в другом список закрытый, т.е. не позволяет добавлять по аналогии. Для выявления или
использования подобных «дыр» в законодательной базе необходимо рассмотреть все НПА, в которых упоминается данный термин;

огромным объемом ненормативной правовой информации, связанной с расследованием преступлений и антитеррористической деятельностью. Эта информация содержит не только тест, но и изображения, звук и др.;

часть правовых документов имеют ограниченный доступ.
Для компактного хранения, направленного поиска и защиты больших массивов информации используются базы данных (БД). Выборку нужных документов можно получить по запросу. БД может храниться как на компьютере пользователя, так и на удаленном компьютере, связанном с пользователем по сети. Сетевые протоколы позволяют обеспечить необходимую защиту от несанкционированного доступа.
Рассмотрим способы разработки справочных правовых систем нормативных документов.
Индексация текстовых документов – обработка текста документа для осуществления полнотекстового поиска.
Информационно-поисковый
язык это формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.
Поисковый образ правовой нормы (нормативного правового акта) — это формализованное представление структурных элементов НПА (нормы, статьи, акты в целом) в терминах информационно-поискового языка
(ключевых слов и дескрипторов). Поисковый образ правового акта (его части) служит для хранения данного документа в памяти компьютера.
Вопрос 2. Справочные правовые системы.
Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 60х годов XX века. В то время вместе с развитием современных технологий и средств телекоммуникаций стали появляться первые справочные правовые системы (СПС). Разработка таких систем была обусловлена тем, что уже тогда базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать большие объемы информации.
Справочная правовая система — это информационная система, программно-информационный комплекс которой включает в себя информационные базы правовой информации и программные средства, позволяющие специалисту производить поиск, выборку и печать правовой информации.
Разработка одной из самых известных компьютерных СПС США
— LEXIS началась еще в 1967 г.


В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует, прежде всего, выделить:

«Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

«Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).
Среди негосударственных компаний-разработчиков СПС наиболее известны:

«Гарант» (НПП «Гарант Сервис»);

«Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс»);

«Кодекс» (ЦКР «Кодекс»).
Степень распространенности СПС той или иной компании на российском рынке весьма различна, и в настоящее время абсолютно точно оценить ее не представляется возможным, а данные, публикуемые самими компаниями, могут быть весьма субъективными.
Границы реальных возможностей, и область применения СПС:
1.
СПС предоставляет возможность получить полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но при использовании тех или иных правовых актов при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на
СПС, а на официальный источник публикации. Качественная СПС обязательно содержит информацию о том, когда и где был официально опубликован соответствующий нормативный правовой акт (НПА).
2.
Нельзя ожидать от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. В СПС включен значительный объем конкретных консультаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих консультаций. Но СПС, в
отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях
проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают
ему информацию для самостоятельной работы и принятия
решений. Даже если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия.
Юридическая обработка информации, которую проводят компании- разработчики, что зачастую носит субъективный характер, зависящий от мнения конкретного юриста, проводящего эту обработку.
Вопрос 3. Основные свойства и параметры СПС.

Главными свойствами как в самой СПС, так и в работе фирмы- производителя СПС, на которые пользователю (в том числе и потенциальному) нужно обратить внимание, являются следующие:
1.
Качество информационного наполнения СПС:
2.
Качество компьютерных технологий, заложенных в СПС:
3.
Общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю СПС:

бесплатная демонстрация системы квалифицированным специалистом в офисе заказчика;

гарантии стабильного информационного сопровождения систем на компьютере пользователя (вплоть до ежедневного);

обучение пользователя работе с СПС и его консультирование в сложных ситуациях;

возможность поиска и заказа отдельных документов, не входящих в стандартный комплект поставки;

техническая поддержка систем на компьютере пользователя, восстановление их после аппаратных сбоев и др.
В России имеется целый ряд компаний, специализирующихся на разработке и распространении СПС. Среди известных СПС необходимо назвать Консультант Плюс, ГАРАНТ, «Кодекс», а также «Эталон», «Система»,
ЮСИС, «Референт», «Юридический мир», «Ваше право», «Юрисконсульт» и некоторые другие.
Полнота и структура информационных банков СПС.
Полнота информационного банка СПС — понятие относительное, и оценивать ее следует исходя из целей и задач, которые предстоит решать.
Под полнотой информационного
банка
СПС
(для
данного
пользователя) будем понимать наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности этого пользователя.
Основные критерии, по которым можно оценить полноту предоставляемой СПС информации.
1-ый критерий связан с оценкой возможностей доступа компании- разработчика к источникам правовой информации. Это определяется по наличию у компании представительного пакета договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления.
2-ой критерий связан с принципами разбиения всего массива правовой информации, имеющегося у компании-разработчика СПС, на отдельные базы.
Действительно, поскольку число единиц правовой информации чрезвычайно велико, то задача построения работоспособного единого ИБ всей правовой информации является трудноосуществимой.
Вопрос 4. Проблема юридической обработки информации в СПС.


Юридическая обработка документа — это выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении.
На практике при отборе документа в ИБ специалист начинает юридическую обработку с определения его достоверности, актуальности, нормативности.
Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоящий из следующих этапов:

классификации (рубрикации) документа, подбора ключевых слов;

выявлении взаимосвязей документов;

формировании перекрестных ссылок между документами;

составлении примечаний, справочных сведений к документу;

подготовки новой редакции документа при издании официальных изменений.
Важно иметь в виду, что юридической обработке в той или иной степени свойственны объективность и субъективность.
Объективная юридическая обработка — это такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.
В отличие от объективной юридической обработки результат субъективной юридической обработки основывается, прежде всего, на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также на спорных научных теориях.
По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.
Вопрос 5. Критерии выбора СПС.
Перед каждым пользователем СПС при принятии решения о выборе системы для использования ее в конкретной работе встает вопрос определения тех ключевых свойств, на которые надо обратить внимание в первую очередь. Выделим главные свойства как СПС, так и фирмы- изготовителя СПС:

требования и ограничения по уровню вычислительной техники
(например, объемы оперативной и дисковой памяти);

качество пользовательского интерфейса (например, наличие подсказок и помощи пользователю при работе с СПС);

удобство установки и настройки;


качество информационного наполнения СПС (количество и тематика документов);

качество компьютерных технологий, заложенных в СПС (быстрота и точность поиска);

уровень гарантий и сервисного обслуживания;

стоимость СПС (например, за страницу документа, включая налоги, годовое сопровождение).
Окончательный выбор системы следует делать после работы с демонстрационными версиями
СПС и после консультаций с сопровождающими ее специалистами.
Одним из признанных лидеров на российском рынке СПС является
«Консультант Плюс». Этот продукт рассчитан как на профессиональных юристов, так и на специалистов других специальностей, нуждающихся в правовой поддержке.
АРМ «Юрист» совмещает в себе хорошо организованную поисковую систему и средства аналитической работы над правовой проблемой. Сетевая версия продукта дает великолепные возможности обмена наработками внутри рабочей группы.
Прикладная система «АРМ «ЮРИСТ» (в дальнейшем система, или комплекс) является средством организации труда ученых-правоведов, юристов, экспертов и обеспечивает полный цикл экспертно-аналитических работ в области анализа и систематизации законодательства, а также разработки и экспертизы нормативно-правовых документов:

постановка и регистрация задачи в отдельных папках;

сохранение аналитических результатов работы над каждой проблемой;

регистрация окончательного решения по данной проблеме, вместе со всей информацией, положенной в основу этого решения;

обмен информацией между отдельными папками, в том числе с другими специалистами и организациями.
Вопросы для самопроверки:
1.
Почему необходимы компьютерные технологии поиска информации?
2.
Какие подходы к автоматизации поиска текстовые информации?
3.
Какие задачи решают справочные правовые системы?
4.
Какие свойства СПС имеют наибольшее значение для пользователя?
5.
Какие критерии следует применять при покупке СПС?
Литература по теме:
Основная литература:


1.
Беляева Т., Кудинов А., Пальянова Н., Чубукова С., Элькин В.
Правовая информатика. Теория и практика. Серия: Бакалавр. Базовый курс. –
Юрайт, 2013. – 336 с.
Обратите внимание на:

необходимость индексации документов в базе данных;

влияние выбора ИПЯ на виды запросов;

ограниченные возможности поиска информации в СПС;

влияние экспертной работы с документами на качество поиска;

разнообразие услуг, предоставляемых в пакете СПС;

гибкую ценовую политику создателей СПС.
Дополнительная литература:
1.
Гаврилов О.А.. Курс правовой информатики: Учебник для вузов.–
М. Издательство НОРМА, 2000.
Интернет-ресурсы:
1.
Консультант Плюс - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты
//
http://www.consultant.ru
;
2.
Законодательство, законы, кодексы, федеральные законы, документы, Россия, РФ, налогообложение, налоги, трудовое, семейное, налоговое, административное, право, Гарант, информационно-правовое обеспечение, система ГАРАНТ // http://www.garant.ru
;
3.
Семантический поиск: мифы и реальность
// http://habrahabr.ru/blogs/sw/31600/
;
4.
Средства семантического поиска // http://www.dialog-
21.ru/dialog2006/materials/html/Voskresenskij.htm
;
5.
Google осваивает семантический поиск
//
http://www.osp.ru/news/articles/2009/13/7268498/
Обратите внимание на:

отличие семантического поиска от морфологического;

алгоритмысемантического поиска;

методы автоматической индексации полнотекстовой информации;

особенности ИПЯ дескрипторного типа;

конкуренцию в сегменте справочных правовых систем.
Для подготовки к семинару:
Продумайте ответ на следующие предлагаемые к обсуждению
вопросы:
1.
Заменяет ли поисковая система интернета СПС?
2.
Какие качества «Гаранта» и «Консультант Плюс» позволили им завоевать почти весь сегмент рынка СПС?

3.
Чем отличается СПС «Гарант» от СПС «Консультант Плюс»?
4.
Зачем нужен семантический поиск?
Практические задания:
Задание 1.
Пусть некоторая поисковая система позволяет отбирать фамилии мужчин или женщин. ИПЯ этой поисковой системы основан на примитивном разделении по окончанию: система считает, что фамилия принадлежит женщине, если она оканчивается на «а». Все остальные – принадлежат мужчинам.
Найдите шум и точность поиска такой системы при поиске женщин и мужчин в следующей базе:

Агата Кристи;

Барак Обама;

Булат Окуджава;

Дмитрий Медведев;

Андрей Макаревич;

Ирина Хакамада;

Валентина Матвиенко;

Ангела Меркель;

Марина Цветаева;

Реноске Акутагава;

Хилари Клинтон.
Задание 2.
Опишите этапы юридической обработки документов на примере ст. 3 закона «О государственном флаге». Для получения дополнительных сведений воспользуйтесь интернет-версией «Консультант Плюс».
Задание 3.
Откройте УК РФ на любом сайте (не СПС) и на сайте Консультант Плюс.
Приведите примеры юридической обработки правового документа на примере ст. 124 УК и укажите целесообразность ее для пользователя
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 6. Технология работы в среде СПС Консультант Плюс
Цели и задачи изучения темы: изучение возможностей и методов работы в одной из широко используемой справочной правовой системе Консультант
Плюс. В результате освоения данной темы студент приобретет навыки поиска, анализа и оценки полноты собранных документов для решения правовых задач.
В результате изучения темы Вы:
Узнаете:


принципы организации информационной базы в Консультант Плюс;

методы организации словарей реквизитов;

структуру правового документа;

классификацию связей документов;

методы поиска фрагмента текста;

организацию окон интерфейса СПС Консультант Плюс;

способы повышения точности и снижения шума поиска;

методы работы с разными информационными банками СПС
Консультант Плюс.
Приобретете следующие профессиональные компетенции:

умение формулировать разнообразные запросы на поиск правовых документов;

навыки использования сервисных возможностей СПС Консультант
Плюс;

навыки использования связей документа для получения более полной информации по рассматриваемой правовой проблеме;

использовать СПС Консультант Плюс для профессиональной деятельности.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих
ключевых понятиях:

Карточка поиска - одно из основных средств поиска документов.
Запросы на поиск документов строятся путем заполнения какого-либо поискового поля, либо комбинации полей. Карточка поиска эффективна, если необходимо воспользоваться возможностями Расширенного поиска по названию и тексту документа. Карточка поиска также эффективна в случае, если пользователь заранее хочет ограничить область поиска, например:
1.
искать только внутри определенного типа информации (внутри определенного раздела системы Консультант Плюс);
2.
искать в определенном временном интервале (например, искать только среди документов, выпущенных за последние три года);
3.
искать только среди документов определенного вида и/или принявшего органа (например, искать только среди писем Минфина РФ).

Дерево-список способ отображения списка документов, полученного в результате обработки запроса. Окно построенного списка по умолчанию отображается в виде ДЕРЕВА-СПИСКА, состоящего из двух частей. В правой части приводится список найденных по запросу документов того информационного банка, на названии которого установлен курсор в левой части дерева-списка. Чтобы перейти к спискам найденных документов из других информационных банков, достаточно установить курсор в левом окне на названии нужного банка.