Файл: 1. Дать определение следующих понятий опасность вредный производственный фактор опасный производственный фактор безопасность управление управление техносферной безопасностью техносфера техносферная безопасность система управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, гражданами, в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;3) приоритет охраны здоровья детей;4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;6) доступность и качество медицинской помощи;7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;9) соблюдение врачебной тайны.

11. Структура, цели и методы управления экологической безопасностью

Структура системы управления экологической безопасностью

1. Цели; 2.Методы; 3.Формы; 4.Функции; 5.Инструменты; 6.Органы управления

Цели: 1. Обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие на окружающую среду: процессов производства и выпускаемой продукции. 2. Обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Методы: 1. Социально-психологические методы (или информационные) включают в себя образование, просвещение, воспитание и пропаганду. Основное направление в этой области - создание системы непрерывного («сквозного») экологического образования, воспитания и просвещения на всех этапах становления человеческой личности и общества в целом. 2. Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования и кредитов. 3. Административные методы управления заключаются:- в разработке и издании правовых и административных актов. - в организации процессов подготовки, принятия и реализации решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений и загрязнений окружающей среды.


12. Структура государственного управления безопасностью в техносфере.

Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства РФ, определенными Конституцией РФ. Федеративное устройство основано на государственной целостности России, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Система управления безопасностью труда в РФ имеет три уровня управления: федеральный, уровня субъекта РФ и местный. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, т.е.

Министерством труда и социальной защиты, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством РФ, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти, и др.). Рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области безопасности труда, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляет Межведомственная комиссия по охране труда. В своей деятельности Межведомственная комиссия взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей.

13. Государственная политика и принципы государственного управления безопасностью в техносфере. Нормы международного права в области безопасности деятельности.

Основными направлениями государственной политики в области ОТ являются:- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (путем создания для всех условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены). Государство заботится об улучшении и охране труда, о сокращении, а в дальнейшем вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов; - принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области охраны труда; - государственное управление безопасностью труда; - федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, включающий в себя проведение проверок за соблюдением государственных нормативных требований ОТ.



Нормы международного права. Международное сотрудничество в области охраны труда в РФ осуществляется в основном в рамках деятельности МОТ, членом которой она является. Международная организация труда основана в 1919 г., а в 1946 г. стала специализированным учреждением ООН. Одна из важных функций МОТ - принятие Международной конференцией труда (с участием представителей правительств, работодателей и работников) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Государства-члены берут на себя обязательства последовательно осуществлять их положения. Рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практики; -проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;-установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

14. Межведомственная комиссия по охране труда федерального органа исполнительной власти, как субъект государственного управления безопасностью в техносфере в РФ.

Межведомственная комиссия по ОТ (далее - Комиссия) создана для рассмотрения вопросов и подготовки предложений по проблемам в области ОТ, координации деятельности министерств и ведомств РФ, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации основ законодательства РФ об ОТ.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с министерствами и ведомствами РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, объединениями профсоюзов и предпринимателей, а также предприятиями, учреждениями и организациями РФ. Основными задачами Комиссии являются:-разработка предложений по осуществлению единой государственной политики в области ОТ, обеспечению взаимодействия министерств и ведомств РФ, объединений профсоюзов и предпринимателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;-координация деятельности министерств и ведомств РФ, осуществляющих разработку и реализацию мер по ОТ, подготовку нормативных актов об ОТ для предприятий всех форм собственности;-определение при разработке федеральных программ приоритетных направлений работы по ОТ;-рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных актов об ОТ;-рассмотрение методических и организационных вопросов, предложений органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, объединений профсоюзов и предпринимателей по ОТ; -рассмотрение ежегодных государственных докладов и тематических обзоров об ОТ;-разработка предложений по международному сотрудничеству РФ в области ОТ.


15. Основы законодательства в области охраны труда

Конституционно за каждым работником закреплено право на труд в безопасных условиях. Основа для реализации этого положения – законодательство по охране труда. Трудовой кодекс РФ является одним из основных законодательных актов в области охраны труда. Кроме него, в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2000г. №399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» определен перечень видов актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, являющиеся обязательными для исполнения всеми предприятиями и организациями вне зависимости от формы собственности, численности и видов деятельности. В этот перечень входят следующие акты:

- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;- межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда;- правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);- Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ);- Строительные нормы и правила (СНиП);- своды правил по проектированию и строительству (СП);- инструкции по безопасности (ИБ);-Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)). /15/

16. Основы законодательства в области промышленной безопасности

Основным нормативным правовым актом в обл. ПБ является Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Он определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации ОПО и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий таких аварий. Положения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области ПБ опасных производственных объектов на территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию. ФЗ № 116 состоит из 3 глав, содержащих 18 статей и 2 приложения. Также он устанавливает следующие понятия в сфере регулирования: промышленная безопасность ОПО – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий


17. Основы законодательства в области радиационной безопасности

Под радиационной безопасностью понимается состояние защищен­ности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Общие требова­ния закреплены в Федеральном законе от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения». В соот­ветствии со ст. 13 данного закона при планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка ради­ационной безопасности по следующим основным показателям:-характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;-анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил, гигиенических нормативов области РБ;-вероятность радиационных аварий и их масштаб;-степень готовности к эффективной ликвидации радиаци­онных аварий и их последствий;-анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;-число лиц, подвергшихся облучению выше установлен­ных пределов доз облучения

18. Основы законодательства в области пожарной безопасности.

Структура законодательства РФ о пожарной безопасности построена на ряде нормативных документов, которые приняты с целью защиты здоровья и жизни людей, сохранности имущества физических и юридических лиц, предупреждению опасных ситуаций на объектах любого размера и вида собственности. Главным основанием законодательства является Конституция РФ, выступающая за ценность человеческой жизни и собственности. Далее основные законы в области пожарной безопасности сформулированы в следующих документах: 1.Федеральный закон №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который принят 30 декабря 2009 г. В нем содержатся требования и нормы к проектам и обслуживанию действующих объектов.2.Федеральный закон №184-Ф3 «О техническом регулировании», принятом 27 декабря 2002 г.3. Закон №69-Ф3 «О пожарной безопасности», который вступил в силу 21 декабря 1994 года. Они регулирует техническую и правовую стороны в области пожарной безопасности. К нормативным документам могут добавляться национальные стандарты или иные правовые акты, касающиеся сфер безопасности граждан. Кроме них на местном уровне имеют право принимать местные законы, но они не являются действительными, если их нормы ниже, чем действующие требования.