Файл: 1. Дать определение следующих понятий опасность вредный производственный фактор опасный производственный фактор безопасность управление управление техносферной безопасностью техносфера техносферная безопасность система управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


19. Функции и полномочия в области техносферной безопасности федеральных министерств, служб и агентств.

Государственный надзор осуществляют федеральные службы, федеральные министерства и федеральные агентства в случаях, устанавливаемых специальными указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Функции надзора: выявление и устранение документально подтвержденных нарушений требований нормативно-правовых актов, предупреждение и пресечение правонарушений. Основные надзорные и контрольные функции указанных служб.1.Федеральная служба по труду и занятости (Роструд): осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. А также осуществляет проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и привлечении виновных к ответственности, анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике. 2.Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), имеет в сво-ем подчинении государственные инспекции труда субъектов РФ, местных органов исполнительной власти и межрегиональные инспек-ции, которые создаются в составе территориальных органов по труду. Система инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от формы собственности. 3.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства и организует проведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность санитарно-эпидемиологической службы России. 4.Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы и установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) ее полномочия очень широки и касаются охраны труда, окружающей среды и ЧС. В области безопасности труда осуществляет надзор и контроль за безопасностью эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, сосудов под давлением, безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых, за правильностью устройства и безопасностью эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источником ионизирующих излучений. 6.Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий. 7.Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией транспортных средств.

20. Функции контроля и надзора органов исполнительной власти

1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;3) принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);4) организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий. Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ

21. Федеральные комиссии и советы, осуществляющие функции контроля и надзора вобласти техносферной безопасности при Правительстве РФ


Федеральные комиссии и советы, осуществляющие функции контроля и надзора в области техносферной безопасности при Правительстве РФ (Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений; Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности; Правительственная комиссия по вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ инфекции; Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности).

22. Федеральные службы и федеральные агентства, решающие задачи в области охраны труда при Министерствах РФ.

Федеральные службы и федеральные агентства, решающие задачи в области охраны труда при Министерствах РФ: (ФС РОСТЕХНАДЗОР; ФА РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ; ФС РОСПОТРЕБНАДЗОР (ГОССЭННАДЗОР); ФС РОСТРУД (РОСТРУДИНСПЕК-ЦИЯ); ФС РОСЗДРАВНАДЗОР; ФС РОСКОМНАДЗОР; ФА РОСПЕЧАТЬ; Минкультуры России; Минобрнауки России; ФС РОСПРИРОДНАДЗОР; ФС РОСГИДРО-МЕТ; ФС РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР; ФС РОСТРАНС-НАДЗОР; ФС РОССТАТ; ФС РОСРЕЕСТР). Социальные фонды РФ: (Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

23. Дать характеристику социальных фондов РФ.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. При Фонде образуется правление. Фонд является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Основными задачами Фонда являются: - обеспечение пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; - разработка совместно с Правительством Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;


24.Функции нормативно-правового управления органов исполнительной власти.

В качестве функций исполнительной власти можно выделить следующие:- функцию осуществления государственного административного принуждения за нарушения;- разрешительную функцию, связанную с выдачей органами государственной власти, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и конкретных действий юридическим лицам и гражданам;- регистрационную функцию, выражающуюся в регистрации актов, документов, прав, объектов;- функцию управления государственным имуществом, состоящую в осуществлении полномочий собственника в отношении имущества, в том числе и переданного государственным унитарным предприятиям, казенным предприятиям и государственным учреждениям, а также управления находящимися в государственной собственности акциями открытых акционерных обществ;- функцию по оказанию государственных услуг, понимаемую как осуществление органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Данные функции характеризуют основные направления и пределы воздействия исполнительной власти на общественные отношения. Однако сами по себе названные функции не являются окончательными критериями организационного проектирования публичных администраций. Эти виды деятельности реализуются в различных правовых формах, в соответствии с которыми и строится система государственного управления.

Основными структурными звеньями исполнительной власти выступают федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты.

25.Перечень видов нормативно-правовых актов, содержащие государственные и отраслевые требования техносферной безопасности и федеральные органы исполнительной власти, разрабатывающие и утверждающие данные документы.

1. Межотраслевые правила по ОТ, межотраслевые типовые инструкции по ОТ - Минтруд России. 2. Отраслевые правила по ОТ, типовые инструкции по ОТ - федеральные органы исполнительной власти. 3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)- Госгортехнадзор России Госатомнадзор России. 4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) - Госстандарт России Госстрой России.5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) - Госстрой России. 6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН) - Минздрав России. Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе государственных НПА, содержащих требования по ОТ, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по ОТ. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по ОТ для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных НПА и соответствующих НПА субъектов РФ. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании НПА по ОТ.


26.Ответственность за нарушение законодательных и нормативных требований безопасности труда

Руководитель любой организации, не зависимо от формы собственности, должен обеспечить безопасность проведения любых работ. В свою очередь, работники обязаны соблюдать требования охраны труда.

Ответственность за нарушение требований охраны труда прописана в статье 419 Трудового Кодекса РФ.

1. Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организации, а также лица ответственные за соблюдение требований охраны труда. В зависимости от тяжести вины работодатель имеет право:

-сделать работнику замечание; -объявить работнику выговор; - объявить работнику строгий выговор; -уволить работника. Специалисты по ОТ и другие ответственные лица организации могут так же привлекаться к дисциплинарной ответственности 2.Материальная ответственность за нарушение требований охраны – это возмещение работником ущерба, причиненного работодателю, в результате нарушений требований ОТ.

3.Гражданско-правовая ответственность — это ответственность лица, за нарушение Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Эта мера ответственности может возлагаться на правонарушителя вместе с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью. Характерной особенностью этой ответственности является возмещение нанесенного вреда пострадавшей стороне. 4.Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов. К административной ответственности за нарушение законодательства привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники. Решение о наложении взыскания в виде штрафов принимают инспекторы или руководители органов Государственного надзора. Дела об административных нарушениях рассматриваются судами и уполномоченными органами государственной власти. 5.Уголовная ответственность за нарушение требований ОТ — это вид ответственности должностных лиц за нарушение Уголовного Кодекса РФ (УК РФ) в части ОТ и производственной безопасности. По этой ответственности предусмотрена самая строгая мера наказания. Уголовная ответственность может наступить в случае неумышленного причинения вреда здоровью человека, либо его смерти при ЧС на конкретном объекте (столкновение, авария, пожар, катастрофа).