Файл: 1. Ответить на вопросы. Дайте определение дизорфографии. Раскройте статистику.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Методика диагностики дизорфографии у младших школьников.
1.Ответить на вопросы.
1.Когда проводится диагностика дизорфографии?
Проведение диагностики в начале учебного года у учащихся 2-4 кл. Задачи: выявление симптоматики, механизмов, степени выраженности, ведущего типа орфографических ошибок (нарушение принципов русской орфографии: морфологического, фонематического, традиционного и правил графики). Другие аспекты диагностики: уточнение структуры дефектов устной речи, дислексии, дисграфии. Содержание карты обследования младших школьников с дизорфографией (по И.В. Прищеповой). Разделы диагностики:
Анкетные данные; анамнез; строение артикуляционного аппарата;
Исследование состояния экспрессивной речи.
1. Состояние звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слов.
2. Характер повторения (называния) слов различной звуко-слоговой структуры.
3. Активный словарь.
3.1. Исследование объема и качества номинативного словаря (в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по лексическим темам).
3.2. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету. 3.3. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет.
3.4. Исследование умения называть слова-синонимы.
3.5. Исследование умения называть слова-антонимы.
3.6. Исследование умения объяснять значения слова.
3.7.Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях.
4. Различение имен существительных, прилагательных и глаголов.
4.1. Исследование умения распределять слова на группы.
4.2. Исследование умения определять грамматическую категорию слова в предложении.
5. Грамматический строй речи.
5.1. Исследование словоизменения.
5.1.1. Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.
5.1.2. Умение употреблять предложно-падежные конструкции.
5.1.3. Умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
5.1.4. Умение дифференцировать единственное и множественное число глаголов настоящего времени
.
5.1.5. Умение дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.
5.1.6.Умение дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам.
5.2. Исследование словообразования.
5.2.1.Умение образовывать притяжательные прилагательные.
5.2.2.Умение образовывать названия детенышей животных.
5.3. Исследование усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками.
5.3.1.Умение определять род имен существительных по конечной части слова.
5.3.2.Понимание грамматического значения суффиксов (по методике Д. Н. Богоявленского).
5.4.Исследование умений определять родственные слова и производить морфологический анализ слов.
5.4.1.Умение подбирать родственные слова.
5.4.2. отбирать из группы слов родственные.
5.4.3. Умение определять лишнее слово.
5.4.4. Умение находить в словах общую морфему.
5.4.5. Умение производить морфологический анализ слов.
6.Понимание и воспроизведение текста.
6.1.Исследование умения пересказывать текст.
6.2. Исследование умения работать с деформированным текстом.
А. Составление предложений из слов.
Б. Составление текста из предложений, данных в беспорядке.
Исследование состояний импрессивной речи.
1. Пассивный словарь.
2. Понимание логико-грамматических конструкций.
Исследование слуховой функции и восприятия речи.
1.Состояние биологического слуха (По данным медицинской карты).
2. Слуховое внимание.
3. Восприятие речи (Определяется учителем-логопедом по результатам выполнения ребенком специальных заданий и в ходе проведения беседы).
Исследование зрительно-пространственных функций (проводится по общепринятой в методике).
1.Состояние биологического зрения ребенка (данные из медкарты).
2. Оптико-пространственный гнозис и праксис.
3. Состояние речезрительных функций (проверяется на материале элементов букв и букв алфавита).
А. Исследование знания букв, буквенного гнозиса.
Б. Исследование умения конструировать и реконструировать буквы.
Исследование зрительной и речеслуховой памяти.
1. Умение воспроизводить ряд геометрических фигур
.
2. Умение воспроизводить ряд букв.
3. Умение воспроизводить ряд слов.
4. Умение воспроизводить предложения.
Исследование особенностей ручной моторики (по общепринятой в логопедии методике).
1. Определение ведущей руки, ноги.
2. Выполнение пробы Хэда.
3. Оптико-кинестетическая организация движений пальцев (праксис «позы»). 4. Динамическая организация движений пальцев.
5. Состояние графомоторных навыков.6. Наличие леворукости.
Исследование особенностей речевой моторики.
Исследование особенностей динамической стороны речи.
Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи.
1. Особенности имитации слогов с меняющимся ударением.
А. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
Б. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
В. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
Г. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
Д. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
Е. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
Ж. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
2.Исследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).
3.Исследование ударения в слогах и словах.
3.1. Умение младших школьников находить ударные и безударные гласные в слогах. 3.2.Умение находить ударение в словах.
А. Исследование умения определять ударный слог в словах.
Б. Исследование умения определять ударный гласный звук в словах.
В. Исследование умения выделять ударный гласный в письменных упражнениях.
1.Анализ состава предложения на слова и синтез слов в предложения
А. Анализ структуры предложения. Б. Составление предложения из слов, данных в беспорядке.
2. Деление слов на слоги. А. Исследование умения делить только что произнесенные экспериментатором слова на слоги. Б. Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником. В. Исследование умения определять количество слогов в названных логопедом словах без повторения их учеником. Г. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений.
1. Определение количества слогов в названиях предметов, изображенных на картинках.
2. Определение количества слогов с помощью цифр.
Д. Исследование умения делить слова, предъявленные в письменном виде, на слоги.
Е. Исследование умения делить слова на слоги с учетом правила переноса.
Ж. Исследование умения делить слова на слоги в предложении.
3.Фонематический анализ, синтез, представления.
А. Выделение звука на фоне слова.
Б. Определение первого и последнего звуков в словах.
В. Определение количества звуков в словах.
Г. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.
Д. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук.
Е. Придумывание слов, состоящих из определенного количества звуков (исследование фонематических представлений).
4. Определение характера звука в словах.
A. Исследование умения дифференцировать гласные и согласные звуки в словах.
Б. Определение согласных звуков по признаку звонкости-глухости.
B. Исследование имеющихся знаний и умений о способах обозначения мягкости согласных на письме.
Исследование процесса чтения (проводится по общепринятой в методике).
1. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечением согласных), слов (односложных, двусложных, многосложных простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных и распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных), текста.
2. Определить понимание прочитанных ребенком слов, предложений, текста.
3. Определить скорость чтения.