Файл: 1. Ответить на вопросы. Дайте определение дизорфографии. Раскройте статистику.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема 2. Методика диагностики дизорфографии у младших школьников.


1.Ответить на вопросы.
1.Когда проводится диагностика дизорфографии?

Проведение диагностики в начале учебного года у учащихся 2-4 кл. Задачи: выявление симптоматики, механизмов, степени выраженности, веду­щего типа орфографических ошибок (нарушение принципов русской орфографии: морфологического, фонематического, традиционного и прави­л графики). Другие аспекты диагностики: уточнение структуры дефектов устной речи, дис­лексии, дисграфии. Содержание карты обследования младших школьников с дизорфографией (по И.В. Прищеповой). Разделы диагностики:

Анкетные данные; анамнез; строение артикуляционного аппарата;
Исследование состояния экспрессивной речи.

1. Состояние звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слов.

2. Характер повторения (называния) слов различной звуко-слоговой структуры.

3. Активный словарь.

3.1. Исследование объема и качества номинативного словаря (в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по лексическим темам).

3.2. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету. 3.3. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет.

3.4. Исследование умения называть слова-синонимы.

3.5. Исследование умения называть слова-антонимы.

3.6. Исследование умения объяснять значения слова.

3.7.Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях.

4. Различение имен существительных, прилагательных и глаголов.

4.1. Исследование умения распределять слова на группы.

4.2. Исследование умения определять грамматическую категорию слова в предложении.

5. Грамматический строй речи.

5.1. Исследование словоизменения.

5.1.1. Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.

5.1.2. Умение употреблять предложно-падежные конструкции.

5.1.3. Умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

5.1.4. Умение дифференцировать единственное и множественное число глаголов настоящего времени

.

5.1.5. Умение дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.

5.1.6.Умение дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам.

5.2. Исследование словообразования.

5.2.1.Умение образовывать притяжательные прилагательные.

5.2.2.Умение образовывать названия детенышей животных.

5.3. Исследование усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками.

5.3.1.Умение определять род имен существительных по конечной части слова.

5.3.2.Понимание грамматического значения суффиксов (по методике Д. Н. Богоявленского). 

5.4.Исследование умений определять родственные слова и производить морфологический анализ слов.

5.4.1.Умение подбирать родственные слова.

5.4.2. отбирать из группы слов родственные.

5.4.3. Умение определять лишнее слово.

5.4.4. Умение находить в словах общую морфему.

5.4.5. Умение производить морфологический анализ слов.

6.Понимание и воспроизведение текста.

6.1.Исследование умения пересказывать текст.

6.2. Исследование умения работать с деформированным текстом.

А. Составление предложений из слов.

Б. Составление текста из предложений, данных в беспо­рядке.

Исследование состояний импрессивной речи.

1. Пассивный словарь.

2. Понимание логико-грамматических конструкций.

Исследование слуховой функции и восприятия речи.

1.Состояние биологического слуха (По данным медицинской карты).

2. Слуховое внимание.

3. Восприятие речи (Определяется учителем-логопедом по результатам выпол­нения ребенком специальных заданий и в ходе проведения беседы).

Исследование зрительно-пространственных функций (проводится по общепринятой в методике).

1.Состояние биологического зрения ребенка (данные из медкарты).

2. Оптико-пространственный гнозис и праксис.

3. Состояние речезрительных функций (проверяется на материале элементов букв и букв алфавита).

А. Исследование знания букв, буквенного гнозиса. 

Б. Исследование умения конструировать и реконструиро­вать буквы.
Исследование зрительной и речеслуховой памяти.

1. Умение воспроизводить ряд геометрических фигур
.

2. Умение воспроизводить ряд букв.

3. Умение воспроизводить ряд слов.

4. Умение воспроизводить предложения.

Исследование особенностей ручной моторики (по общепринятой в логопедии методике).

1. Определение ведущей руки, ноги.

2. Выполнение пробы Хэда.

3. Оптико-кинестетическая организация движений пальцев (праксис «позы»). 4. Динамическая организация движений пальцев.

5. Состояние графомоторных навыков.6. Наличие леворукости.

Исследование особенностей речевой моторики.

Исследование особенностей динамической стороны речи.

Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи.

1. Особенности имитации слогов с меняющимся ударением.

А. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с одинаковыми со­гласными и гласными звуками), с меняющим­ся ударением.

Б. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с фонетически далекими согласными и одинако­выми гласными звуками), с меняющимся ударением.

В. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными оппозиционными согласными звуками и оди­наковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Г. Исследование умения повторять ряды, состоящие из двух слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняю­щимся ударением.

Д. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
Е. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Ж. Исследование умения повторять ряды, состоящие из трех слогов (с разными согласными и гласными звуками), с ме­няющимся ударением.

2.Исследование фонематического восприятия (дифференциация фонем).

3.Исследование ударения в слогах и словах.

3.1. Умение младших школьников находить ударные и безударные гласные в слогах. 3.2.Умение находить ударение в словах.

А. Исследование умения определять удар­ный слог в словах.

Б. Исследование умения определять ударный гласный звук в словах.


В. Исследование умения выделять ударный гласный в пись­менных упражнениях.
1.Анализ состава предложения на слова и синтез слов в предложения
А. Анализ структуры предложения. Б. Составление предложения из слов, данных в беспорядке.

2. Деление слов на слоги. А. Исследование умения делить только что произнесенные экспериментатором слова на слоги. Б. Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником. В. Исследование умения определять количество слогов в названных логопедом словах без повторения их учеником. Г. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений.

1. Определение количества слогов в названиях предметов, изображенных на картинках.
2Определение количества слогов с помощью цифр.
Д. Исследование умения делить слова, предъявленные в письменном виде, на слоги.
Е. Исследование умения делить слова на слоги с учетом правила переноса.
Ж. Исследование умения делить слова на слоги в предло­жении.
3.Фонематический анализ, синтез, представления.

А. Выделение звука на фоне слова. 

Б. Определение первого и последнего звуков в словах.

В. Определение количества звуков в словах.

Г. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.

Д. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук.

Е. Придумывание слов, состоящих из определенного коли­чества звуков (исследование фонематических представлений).

4. Определение характера звука в словах.

A. Исследование умения дифференцировать гласные и согласные звуки в словах.

Б. Определение согласных звуков по признаку звонкости-глухости.
B. Исследование имеющихся знаний и умений о способах обозначения мягкости согласных на письме.

Исследование процесса чтения (проводится по общепринятой в методике).
1. Определить характер чтения: слогов (простых и со стечени­ем согласных), слов (односложных, двусложных, много­сложных простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных и распро­страненных, сложносочиненных и сложноподчиненных), текста.

2. Определить понимание прочитанных ребенком слов, пред­ложений, текста.

3. Определить скорость чтения.