Файл: Определение, предмет, задачи психодиагностики. Виды диагнозов, используемых в психодиагностике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Развитие психодиагностики в 1940-е гг.

В этот период продолжает увеличиваться количество диагностических методик. Представление о количестве психологических тестов в 1940 г. дает «Ежегодник психических измерений», издаваемый Оскаром Буросом 

Так же как и Первая мировая война, Вторая мировая стимулировала разработ­ку новых тестов. В начале Второй мировой войны психологи США вновь обраща­ются к разработке групповых тестов для нужд армии. Так появляется Армейский общий классификационный тест

В то же время значительный прогресс был достигнут в создании ситуаци­онных тестов, которые допускали прямое воздействие на обследуемого мощных стрессовых факторов. Они использовались для отбора лиц, наиболее подходящих для выполнения разведывательно-шпионской деятельности во время Второй ми­ровой войны.

В Великобритании основным тестом, проводимым с целью военной классифи­кации, был тест прогрессивных матриц Равена. 

В 1942 г. появляется вторая редакция теста Векслера, известная как Векслер-Белльвью-Н, или «армейский Векслер». 

В 1949 г. Векслером была опубликована шкала для определения уровня интел­лектуального развития детей, построенная по образцу шкалы для взрослых. 

В этом же году начинают свою работу Кат­рин Бриггс и ее дочь Исабель Майерс. Разрабатываемый ими опросник строится на теории Юнга. «Индикатором типа Майерс-Бриггс» 

Из новых личностных опросников также необходимо отметить появившийся в 1947 г. Моудслейский медицинский опросник (Maudsley Medical Questionnaire). Этот тест, предназначенный для диагностики нейротизма, был первым из серии известных опросников, разработанных английским психологом Гансом Айзенком.

В 1940-е гг. разными исследователями почти одновременно предложена ме­тодика вынужденного выбора, используемая при конструировании личностных опросников. По существу, обследуемый должен выбрать между двумя или более фразами.

После окончания войны появляются новые проективные методики. Тест Розенцвейга (1945) предназначался для оценки реакций на фрустрацию и со­стоял из 24 рисунков. Каждый рисунок изображал двух людей в ситуации фруст­рации. 

В тесте Шнейдмана (1947) предлагалось выполнить рисунок, а затем расска­зать о том, что изображено. Тест на завершение предложений Саймондса (1947) предлагал тестируемому в качестве задания основу предложения, которое необ­ходимо закончить. 


9. Развитие психодиагностики в 1950-е гг.

В психодиагностических исследованиях традиционно лидируют уже известные методики. К 1951 г. имелось 1219 публикаций, посвященных тесту Роршаха, в 493 использовалась шкала Стэнфорд-Бине, а Векслер-Белльвю была отдана 371 публикация. Достаточно много исследований было связано с ТАТ и MMPI. При этом снижался интерес к некоторым методикам, например тесту Сонди. Бурос в 1953 г. сообщает о 793 тестах, т. е. их число увеличилось примерно на 250 за десять лет.

В 1955 г. появляется шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (WAIS), имевшая аналогичную Векслер-Белльвю структуру. 

Немного позднее была опубликована и первая сокращенная версия векслеровской шкалы интеллекта, так называемая краткая форма Доппельта (Doppelt short form, 1956).

Вечно актуальный для исследований интеллекта вопрос о соотношении в нем генетического, врожденного и социального, приобретенного стимулировал неоднократные попытки создания тестов, якобы измеряющих «чистый» интеллект, независимый от культуры и образования. К наиболее известным из таких тестов принадлежит Культурно-свободный тест для измерения интеллекта Р. Кеттелла, опубликованный в 1958 г.

Говоря об измерении общих способностей, нельзя обойти вниманием разработанный в эти годы службой занятости США тест GATE (General Aptitude Test Battery, 1956), который широко используется службами консультации и профотбора. Эта батарея тестов общих способностей первоначально предназначалась для измерения 10 факторов с помощью 15 тестов. К этим факторам относятся общие способности к обучению, вербальные, числовые и другие способности. 

Наблюдается значительный прогресс в области личностных измерений. Пятидесятые годы ознаменованы развитием нового типа личностных опросников – так называемых факторных опросников. 

Для него, в отличие от Дж. Гилфорда (о его работах упоминалось ранее), факторный анализ служит методом выявления основных свойств личности.

Среди других личностных опросников стоит отметить шкалу проявлений тревожности Дж. Тейлор (1953). Тревожность впервые изучается не в качестве ситуативного явления, а как личностная особенность.

В 1955 г. в США выходит в свет книга Джорджа Александра Келли «Психология личностных конструктов». Также была опубликована и новая методика исследования личности – методика репертуарных решеток. Эта методика имеет сходство с семантическим дифференциалом и методиками классификации, однако она значительно более универсальна и гибка.



Наибольшую известность получил тест замаскированных фигур, предложенный Г. Виткином в 1954 г. (маскировка геометрической фигуры, которую должен был обнаружить обследуемый, достигалась таким наложением линий, чтобы образовать скрывающую ее сложную фигуру).

В середине 1950-х гг. в психодиагностике, прежде всего американской, складывается направление, которое будет одним из основных в тестировании – измерение творчества. Этому способствует известное разочарование в тестах для определения уровня интеллектуального развития, оказавшихся непригодными к диагностике креативности. Наиболее существенный вклад в разработку тестов креативности вносят исследования Дж. Гилфорда и его коллег, осуществленные в рамках Южно-Калифорнийской программы исследования способностей.
10. Развитие психодиагностики в 1960-е гг.

Шестидесятые годы XX столетия — годы дискуссий о тестах. Особенно ожесто­ченными эти дискуссии были в Соединенных Штатах. Обеспокоенность обще­ственности соблюдением гражданских прав, в особенности права личности на ча­стную жизнь, «подогревала» некоторую подозрительность в отношении тестов для оценки уровня интеллектуального развития и личностных качеств. MMPI подверг­ся жесткой критике потому, что некоторые его вопросы требовали информации о свободе совести и сексуальном опыте. 

В 1966 г. на уровне сената США обсуждалось решение о полном запрещении тестов, но оно не было поддержано большинством.

Как и следовало ожидать, у бихевиористов было много претензий к методикам, предназначенным для измерения личностных особенностей скрытым, непрямым путем. Их раздражали рассуждения о подсознательных конфликтах, механизмах защиты и силе «Я».

Шкалы по определению уровня интеллектуаль­ного развития подверглись осуждению за то, что при их стандартизации часто не включались выборки из разных этнических групп. 

Нью-Йорк стал первым городом США, который перестал использовать груп­повые тесты для диагностики интеллекта внутри школьной системы, и это было подхвачено в других городах.

Подвер­женный значительной критике, тест Роршаха оставался исключительно популяр­ным тестом. Он лидировал по количеству публикаций
, но его быстро догонял MMPI. Среди других тестов для диагностики личностных качеств наиболее зна­чительное количество исследований было посвящено ТАТ, опросникам ЭдвардсаОлпортаРаймонда КеттеллаКалифор­нийскомунаконец, гештальт-тесту Бендер.

В 1967 г. была представлена новая индивидуально проводимая шкала Вексле-ра для оценки уровня интеллекта дошкольников и младших школьников

Спустя два года были представлены Шкалы развития младенцев Бэйли, которые были стандартизированы на 1262 детях в возрасте от 2 до 30 ме­сяцев. 

Вопрос, почему дети плохо успевают в школе, задавался и ранее, но редко с та­кой настоятельностью, как в эти годы. Известные тесты не могли со всей опре­деленностью указать на причины неуспеваемости. Поэтому были разработаны дополнительные тесты, основной целью которых было оценить навыки, необхо­димые для чтения. Тремя наиболее известными из них были Миннесотский пер­цептивно-диагностический тестТест визуаль­ного развития Фростинга, и Иллинойский тест психолингвистических способностей

Значимым событием этого десятилетия была разработка критериально-ори­ентированного тестирования1Термин был введен Р. Гласером. В отличие от обычного тестирования, ориентированного на нормы, в критери­ально-ориентированном в качестве системы отсчета используется конкретная об­ласть содержания теста.

Создание наиболее заметных личностных опросников связано с появлением новых психологических концепций. Достаточно ярким примером может служить развиваемая Джулианом Роттером в рамках теории социального на­учения концепция локуса контроля. Созданная на ее основе шкала экстернальности—интернальности (1966) вызвала значительный интерес у психодиагностов и послужила основой для большого числа исследований.

Наблюдается определенный прогресс в разработке проективных техник. Тест Хольцмана был предложен как ответ на критику, направленную против теста Роршаха. Эти «чернильные пятна» имели две эквивалентные формы, каждая из кото­рых состояла из 45 карточек-заданий.

Наконец, 1960-е гг. — это годы появления компьютеризированных тестов (первые такие тесты появляются в начале 1960-х). Уровень развития информаци­онных технологий позволяет психологам возложить решение многих диагности­ческих задач на компьютер, который обещает стать незаменимым инструментом ведущего исследования психолога. Одним из первых компьютеризированных те­стов был 
ММРГ. 
11. Развитие психодиагностики в 1970-е гг.

На протяжении 1970-х гг. психологическое тестирование продолжало подвергаться нападкам со стороны критиков, работающих как в этой области, так и вне ее. Основные направления критики были теми же, что и ранее: тесты обвиняли в том, что на их основе осуществлялась сегрегация детей, многих людей лишали возможности получения образования, в том числе профессионального. Отмечалось, что по многим тестам отсутствовали убедительные данные, касающиеся их валидности. Были высказаны предложения о полном отказе от проведения психологических тестов. При этом высказывалось мнение о том, что наблюдение за поведением человека в естественных условиях имеет более важное значение, чем тестирование.

Несмотря на неутихающую борьбу с психологическими тестами, их количество продолжало расти. Совершенствуются известные тесты интеллекта, в 1974 г. была опубликована новая редакция шкалы Векслера для детей ( WISC-R). Усилия ученых также были направлены на разработку новых критериев интеллекта, прежде всего тех, которые не были бы связаны с культурой. 

Один из авторов таких тестов – Раймонд Кеттелл – в 1971 г. представляет на суд научной общественности новую теорию, в которой пытается решить пресловутый вопрос о соотношении природного и приобретенного в интеллекте.

В работах известного английского психолога Ганса Айзенка продолжает проводиться мысль о том, что измеряемый тестами интеллект по меньшей мере на 80 % генетически детерминирован. 

Огромное значение, и не только в США, для подведения хотя бы предварительного итога бесконечных дискуссий, посвященных измерению IQ, имела публикация книги Леона Дж. Кэмина «Наука и политика IQ» (The Science and Politics of IQ, 1974). Заслуга Кэмина состоит прежде всего в том, что он подверг тщательному анализу эмпирический материал, на котором базируется теория генетической предопределенности интеллекта. 

Из личностных опросников, появившихся в 1970-е гг., стоит отметить опросник общего здоровья Д. Голдберга (1972) и разработанный Т. Миллоном Клинический многоосевой опросник (1977).

В психодиагностике, особенно клинической, по-прежнему продолжают пользоваться популярностью проективные методики, применение которых из-за часто недоказанной валидности вызывает дискуссии среди психологов.