Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ


Таким образом, в течение XVIII в. английский кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом государственного управления. Он состоял из основных должностных лиц государства и нес коллективную ответственность перед Палатой общин. Ответственное правительство — отличительный признак парламентской системы, которая сложилась в Англии к концу XVIII в.

Билль о правах (1689 г.) и Акт об устроении (1701 г.)

Юридическое закрепление режима конституционного правления в форме дуалистической монархии в Англии было осуществлено в двух актах парламента: Билле о правах и Акте об устроении.

Билль о правах (от 13 февраля 1689 г.) впервые законодательно закрепил принципы взаимоотношений между королем и парламентом. Режим правления конституционной монархии в Англии основывался на ряде принципов: 1) принцип верховенства парламента над короной в области законодательной власти и финансовой политики; 2) принцип разделения властей (их дуализме), в соответствии с которым парламент наделяется законодательной властью, а король и его министры – исполнительной властью. Принцип верховенства парламента одновременно означал ограничение королевского произвола. Во-первых, Билль о правах провозглашал отказ от священного права королей: монарх не должен стоять над законом, он подчинен закону, как и все граждане. Отныне без согласия парламента король не имел права: 1) приостанавливать действие законов и производить изъятие из них; 2) взимать любые налоги с населения в пользу короны; 3) созывать и содержать постоянную армию в мирное время в пределах королевства. Во-вторых, Билль закреплял "истинные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства": право на ношение оружия; право на подачу петиций королю; свободу слова и прений в парламенте; свободные выборы в парламент. В-третьих, были прописаны гарантии правосудия: необходимость соблюдения надлежащего порядка при созыве суда присяжных; недопустимость требования чрезмерных налогов, наложения чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний.

Сроки полномочий парламента были определены в общей форме – парламент должен созываться "достаточно часто". Лишь 22 декабря 1694 г. был принят так называемый Трехгодичный акт.
 Он определил, что парламент необходимо созывать не менее одного раза в три года и срок его полномочий должен длиться не более трех лет.

Акт об устроении (или "Акт о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного") от 26 мая 1701 г. регулировал условия и порядок престолонаследия при переходе короны от бездетных Вильгельма III и Марии II, а также ее сестры – датской принцессы Анны к королям немецкой династии Ганноверов. В Акте было указано, что каждый английский король в будущем должен исповедовать англиканскую веру. Таким образом, англиканство объявлялось государственной религией, что исключало восстановление в Англии католицизма как идеологической базы абсолютизма. Кроме того, устанавливался запрет монарху покидать страну без согласия парламента.

Акт предусматривал новые ограничения прерогатив королевской власти. В сфере правосудия ограничения королевской власти были связаны с тем, что 1) отныне монарх не мог помиловать своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента. Тем самым палата общин получила эффективное средство контроля над королевской администрацией; 2) устанавливался принцип несменяемости судей: судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах "пока ведут себя беспорочно". Судьи могли быть смещены с должности только по представлению обеих палат парламента.

В сфере исполнительной власти ограничение королевских прерогатив выражалось в том, что, во-первых, ответственность за все акты исполнительной власти возлагалась на королевских министров в соответствии с правилом контрасигнатуры. Отныне все акты Тайного совета (правительства), помимо подписи короля, должны будут скрепляться подписью министров "с совета и согласия которых они приняты". Принцип контрасигнатуры – это правило обязательной сопроводительной подписи, наличие которой придает актам короля юридическую силу. Во-вторых, чтобы уменьшить влияние монарха на парламент, препятствовать установлению королевского контроля над деятельностью парламента, вводилось правило, в соответствии с которым королевские министры, другие должностные лица, "зависящие от короны" и получающие пенсию от нее, не могли совмещать должность на королевской службе с депутатским мандатом в палате общин. Правда, принцип раздельного мандата препятствовал парламентскому контролю за правительством. По этой причине это правило было вскоре отменено.


Государственный строй, сложившийся в Англии после "Славной революции" и закрепленный в конституционных актах, можно определить как дуалистическую монархию – одна из разновидностей конституционной монархии, наряду с другой – более зрелой и устойчивой формой – парламентской монархией. Дуалистическая монархия четко не разграничивает компетенцию короля и парламента, она декларирует принцип верховенства парламента, разделение властей, ограничение прерогативы королевской власти, судебную защиту прав подданных. Однако королевская прерогатива законодательно ие определена. Монарх сохранял значительные полномочия в сфере законодательной власти – право абсолютного вето на законопроекты парламента (оно перестало действовать с 1707 г.), а в сфере исполнительной власти – исключительное право на формирование правительства, которое было ответственно только перед ним, и тем самым на проведение самостоятельного политического курса. Эффективность исполнительной власти в подобных системах правления не очень высока, поскольку правительство не опирается на поддержку парламента.

Спецификой конституционного строя дуалистической монархии в Англии в XVII–XVIII вв. является то, что распределение властных полномочий и их осуществление происходит на основе общепризнанных "правил игры", которые не представляют собой единого законодательного акта – конституции. Английская конституция уникальна но форме: в ней есть писаная часть (законы парламента – статуты: договоры (например, Великая хартия вольностей (1215 г.), Билль о правах (1689 г.)), трактаты) и неписаная часть (конституционные обычаи – соглашения; судебные прецеденты – решения высших судов по конституционным вопросам: доктрины, т.е. мнения именитых юристов в области конституционного права).

Вопрос 73. Реформы избирательного права в Англии в ХІХ в.

Политико-правовые предпосылки избирательных реформ В начале XIX века английское избирательное право регулировалось законом 1414 г, а его специфическими чертами было отсутствие четко определенных избирательных округов. Отсутствовала и периодичность проведения выборов. В нижнюю палату парламента значительная часть депутатов выдвигалась от небольших городов и деревень, которые ещё в давние времена по каким-либо причинам получили привилегии. Ещё со средних веков активным избирательным правом пользовалось несколько процентов населения страны, поэтому необходимость избирательных реформ остро назрела. Вопрос об избрании какого-либо депутата в сельской местности решал крупный лендлорд, а соседи – средние фригольдеры и сквайры, противоречить лендлорду не решались. Около половины «депутатов» не избирались вообще, а приходили в парламент из «гнилых» местечек, которые назывались так потому, что жители или оставили их совсем или были малочисленными.

Некоторые населенные пункты могли быть собственностью лорда, и он делегировал в парламент «своего» депутата. Обычно этот пост продавался угодному лицу за 1,5-2 тыс. фунтов стерлингов. Кандидат, имевший нескольких конкурентов, подкупал избирателей, поскольку таких было немного. В свою очередь, избиратели привыкли получать взятки и считали их законным источником дохода. Сатирическая комедия «Дон Кихот в Англии» Г. Филдинга построена на том, что избиратели были в ужасе, когда узнали, что на предстоящих выборах всего один кандидат, и он не будет давать взятки, поскольку нет конкурентов. Об английских парламентариях того времени говорили, что у каждого их них есть своя цена. Дж. Локк ещё в XVII веке в своей работе «Два трактата о правлении» писал, что если даже от города осталось одно название, он всё равно будет посылать в великое собрание законодателей столько представителей, как будто это целое густонаселенное графство. В палату общин посылать своего представителя могли свободные земельные держатели (рыцари), если имели годовой доход не менее 40 шиллингов. К моменту обнародования указа о выборах они должны были проживать в графстве. Подобные требования касались и городских избирателей, правда, пользоваться правом посылать депутатов, могли только по мере пожалования им статуса «бург» от короны.
Составлением списков занимались шерифы, в наказание за злоупотребления им грозил штраф и год тюремного заключения. Анекдотичная, но реальная ситуация случилась в местечке «Гатон» и «Олд Сарум» – в каждом из этих мест один избиратель должен был избрать двух депутатов и этого было достаточно для полного состава нижней палаты. В газетах того времени можно было встретить объявления, которые приглашали в депутаты за 2000 фунтов стерлингов, а вступление в палату общин требовало взноса от 2000 до 5000. Депутаты были зависимыми от лендлордов или корпораций и никакого жалования не получали. Исходя из этих обстоятельств правительство Англии ещё в 1782 г объявляло о необходимости реформы избирательного права. Реформа, однако, была проведена через полвека под давлением и в интересах широких слоев имущего населения
Реформы избирательного законодательства Англии Первая реформа избирательного законодательства прошла в 1832 г по инициативе либералов – был принят Акт о народном представительстве. Маленькие избирательные округа с небольшим населением представительства в палате общин британского парламента лишались. Ряду крупных городов, согласно реформе, были заново предоставлены места в палате общин в зависимости от количества жителей. Были введены новые избирательные цензы – достижение гражданского совершеннолетия и уплаты налога для бедных. Участие в выборах имело условие – проживание в данном избирательном округе не менее 6 месяцев. Также исходный имущественный ценз привели в соответствие с финансовой деятельностью, т.е. избирательным правом стали обладать собственники земли или другой недвижимости в городах, которая приносила ежегодный доход не менее 10 фунтов. Избирательное право впервые было предоставлено держателям земли (арендаторам), но с имущественным цензом в 50 фунтов. Избирательная реформа 1862 г проходила под большим влиянием «чартистов» 1830-1840 годов. В результате представительства были лишены ещё 38 местечек, а квоты в крупных городах увеличены. Избирательные округа, вводимые в графствах, имели право на собственную квоту депутатских мест. Имущественный ценз для собственников или арендаторов земли, снизили до 5 фунтов. Избирательное право получили и предприниматели, интеллигенция, рабочие, городские торговцы, зажиточные служащие. Лица с учеными званиями тоже получили такое право. Следующая реформа состоялась в 1867 г, продолжившая перераспределение депутатских мест в пользу промышленных центров – Бирмингема, Ливерпуля, Манчестера, Лидса. Доступ к избирательному процессу получили арендаторы городских квартир, платившие ежегодную аренду не менее 10 фунтов стерлингов – в результате, городской электорат увеличился в два раза. Окончательное оформление получил принцип партийного правления, перешедший от правительства. Если голосование было открытым и письменным, то в 1872 г начинается переход к тайному голосованию, что отвечало идее демократии, но, с другой стороны, открылась дорога для фальсификаций. Избирательные реформы Англии имели свои итоги – был принят Акт о народном представительстве 1884 г и Акт о перераспределении мест 1885 г. По реформе 1884 г избирательное право в равной степени распространилось на жителей городов и графств. В 1885 г довершилось совершенствование избирательной системы в вопросах уравнения населения городов и графств в правах. Сформировались избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения, ограничен принцип «двойного вотума» – избиратель, имеющий собственность в городе, не мог голосовать в графстве. Правда, этот принцип сохранился только для университетов. Во избежание подкупа избирателей в последней четверти XIX века был утвержден закон о наказании. ЗАМЕЧАНИЕ 1 Таким образом, все проведенные избирательные реформы в значительной степени расширили контингент лиц, избираемых в парламент. Парламентские реформы начала XX века Английская партийная система в начале XX века претерпела изменения – партия консерваторов превращается в партию крупных собственников, как промышленных, так и финансовых. Партия средних слоев – Либеральная партия, постепенно теряет политические позиции и лишается социальной базы. Это приводит к тому, что в 1906 г появляется новая партия – партия лейбористов. Её появление является результатом рабочего движения, возникающих социальных групп и организаций. Парламент страны становится орудием правительства, которое имеет большинство голосов в палате общин. Роль парламента снизилась и за счет ограничения свободы прений, которую использовали депутаты Ирландии ещё в 1882 г для срыва очень важных законов. Тогда палата общие приняла Билль о правах прекращения прений. Правительство в результате этого нововведения использовало его, если прения были в неугодном для него направлении. Правительство, таким образом, располагая большинством в палате общин, определяло направление её работы и подчиняло своим интересам деятельность законодательного органа. Восемнадцатого августа 1911 г принимается Акт о парламенте. Документ ограничивает полномочия палаты лордов. Финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный палатой лордов в течение месяца, на основании этого Акта, представлялся королю и становился законом. Для биллей, не касающихся финансовых вопросов, порядок был другой – билль, принимаемый в течение трех сессий палатой общин, и, отвергаемый палатой лордов, представлялся на утверждение королю. Однако между первой и третьей сессией должно пройти не менее двух лет. Подобное обстоятельство сохраняло возможность за палатой лордов саботировать принятие нефинансовых биллей длительное время. Помимо этого, Акт о парламенте сокращал с 7 до 5 лет срок полномочий палаты общин. Развитие избирательной системы в XX веке отмечалось демократизацией и последовательным установлением всеобщего избирательного права. Реформа, проведенная после Первой мировой войны, ввела единое избирательное право для городской и сельской местности. Все лица мужского пола, живущие на территории 6 месяцев или имеющие помещение для деловых занятий и, достигшие 21 года, имели право голоса. Что касается женщин, то это право имели 30-летние с годовым доходом от недвижимости не менее 5 фунтов стерлингов. Таким образом, женское избирательное право вводилось частично. ЗАМЕЧАНИЕ 2 Уравнение в избирательных правах женщин и мужчин произошло в 1928 г – с той поры в выборах принимали участие все подданные английской Короны с оседлостью в три месяца и владением недвижимостью.

Вопрос 74. Развитие государственно-политического строя Великобритании в XVIII–XIX вв

В продолжение XVIII–XIX вв. английское государство в целом сохраняло неизменным конституционный строй парламентской монархии, установившийся в конце XVII — начале XVIII в. Взаимоотношения короны и парламента, парламента и других правительственных институтов оставались в рамках достигнутого тогда юридического равновесия на основе принципа законодательного верховенства парламента. Однако в сфере практической политики такое равновесие зависело от очень многих конкретных обстоятельств и нередко менялось в ту или другую сторону. На протяжении XVIII в. благодаря расслоению аристократической базы парламентских партий, сохранению архаичной избирательной системы, не допускавшей в парламент представителей промышленных и финансовых кругов, доминированию Англии на внешнеполитической арене значение короны в системе власти возросло. Это вызвало даже специальное постановление Палаты общин (1780), где отмечалось, что «влияние короны увеличилось, увеличивается и должно быть уменьшено». На протяжении XIX в. благодаря расширению политической системы, демократизации избирательного права, возрастанию влияния новых общественных сил на политическую жизнь страны в целом парламентаризм стал определяющей чертой государственно-политического уклада. Были выработаны качественно новые политические формы влияния парламента на исполнительную власть и другие элементы государственной организации. В течение XVIII в. сложилось законченное государственное единство Великобритании. В 1707 г. был заключен политический и государственный союз с Шотландией. Шотландия признавала подчиненность единой британской короне, парламент считался общим для двух королевств (в Палату общин принимались 44 шотландских депутата, в Палату лордов — только 16 из более чем 150 шотландских лордов). Устанавливались единство мер и весов и общность финансово-монетной системы. Шотландия сохраняла собственную пресвитерианскую церковь, свои законы в сфере гражданского права и имущественных отношений, традиционные суды и систему самоуправления. После разгрома в 1742 г. мятежа сторонников династии изгнанного короля Якова II (якобитов) сепаратизм Шотландии остался только в идейно-политических настроениях населения. В 1800 г. аналогичный по политическому смыслу государственный союз был заключен с Ирландией, до того сохранявшей государственную автономию. В парламент включались 100 ирландских депутатов в Палату общин и 32 — в Палату лордов. Устанавливалось полное единство ирландской и англиканской церкви, просуществовавшее, однако, недолго — только до 1857 г. Значительный экономический отрыв Ирландии от Британии, обособленность ирландской католической церкви подтолкнули позднее (во второй половине XIX в.) страну к борьбе за государственно-политическое самоопределение под лозунгом восстановления автономии и самоуправления (гомруля).